4 КЛАСС
Предметно-практические действия
Повторение и закрепление умений,
приобретенных в I— III классах.
Выполнение по образцу и самостоятельно
следующих действий:
открывание и закрывание коробок (футляров)
с механической защелкой; определение того, что в них можно поместить;
использование ключа для открывания и
закрывания замка в шкафу или ящике стола;
открывание и закрывание задвижек и щеколд
на окнах, дверцах шкафа;
застегивание и расстегивание пуговиц,
кнопок, молний.
Определение причины явления, когда она
хорошо видна: почему не задвигается ящик стола (найти предмет, который мешает);
устранение источника опасности на пути (отодвинуть мешающий проходу предмет,
убрать разбросанные игрушки, стул на пути и др.).
Определение на ощупь формы, величины
предмета, мягких и твердых тел, температурных характеристик (холодный, теплый,
горячий).
Складывание пирамидки из 6—8 колец по
возрастающей и убывающей величине.
Сборка и разборка трех-, четырех-,
пятисоставных матрешек. Вкладывание одной матрешки в другую с учетом величины.
Включение матрешек и других предметов в ряд по величине.
Действия с предметами разного цвета:
подбор предметов по слову, обозначающему
цвет; обобщение предметов по признаку «цвет»; соотнесение разнородных предметов
по цвету; составление простых сочетаний из 5—6 цветов; подбор разнородных
предметов по цвету; исключение лишнего предмета по цвету.
Действия с предметами разной формы:
различение и называние геометрических
фигур; сравнение предметов по форме; обводка фигур по контуру; штриховка
геометрических фигур; подбор предметов к эталону — форме;
расположение моделей геометрических фигур,
чередуя их цвет; исключение лишнего предмета по форме.
Действия с предметами разной величины:
опускание больших и маленьких шариков в
соответствующие отверстия;
соотнесение разнородных предметов по
размеру;
различение, группировка, сериация
предметов по размерам (большой — маленький, высокий — низкий, длинный —короткий);
составление сериационных рядов по высоте и
длине;
исключение лишнего по величине.
Классификация
предметов по цвету, форме, величине.
Конструирование
Повторение и закрепление умений и навыков работы со строительным
материалом, приобретенных в I—III классах.
Постройка различных зданий из 6—10 элементов (дом в несколько этажей и т.
д.).
Постройка из строительного материала улицы после предварительного
наблюдения за действиями учителя и описания особенностей улицы (дома, забор,
машины). Обыгрывание различных ситуаций под руководством учителя.
Составление из счетных палочек (спичек, соломинок, полосок картона)
различных фигур, узоров, букв, цифр.
Складывание разрезных предметных и сюжетных картинок.
Составление из сборно-разборных деталей различных предметов.
Составление предметов из частей, разных по форме и цвету: кувшин, рыбка,
бабочка, гриб.
Составление предметов из геометрических фигур: кукла, машина, цыпленок,
утенок.
Составление узоров, орнаментов из геометрических фигур в полосе (в
квадрате, в круге).
Работа с мозаикой
Повторение и закрепление умений и навыков, приобретенных в I—III классах.
Выкладывание чередующихся рядов из деталей трех-четырех цветов через
два-три элемента.
Выкладывание по образцу и самостоятельно:
геометрических фигур разных размеров и цветов;
несложных узоров;
простых сюжетов;
букв, цифр.
Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин)
Практическое повторение и закрепление
приобретенных в I—III классах умений и навыков работы с пластическими
материалами.
Правила безопасности труда, санитарии и
гигиены при работе с пластическими материалами.
Организация рабочего места. Способы
подготовки пластических материалов к работе.
Лепка по заданию учителя и по собственному
выбору знакомых предметов: посуда, игрушки. Лепка предметов шарообразной,
конической, грушевидной формы после их наблюдения и тактильного обследования:
овощи, фрукты, ягоды. Составление композиций: «Фрукты на подносе», «Овощи в
корзине».
Сравнение предметов по форме, цвету,
величине с помощью учителя. Определение сходства и различия. Анализ образца,
выделение конструктивных частей изделия с помощью учителя. Нахождение и показ
элементов изделия, выделение признаков, которые называет педагог. Называние
поделок. Ответы на вопросы учителя о выполненных действиях.
Закрепление приемов размазывания и
надавливания: изготовление пластилиновых аппликаций, дополнение картинки
недостающими деталями, нанизывание пластилиновых шариков на твердую основу
(палочку, спичку).
Освоение приема вдавливания: использование
различных материалов (ракушки, камешки, крышки от бутылок, пуговицы, бусины,
палочки, крупы, горох, фасоль и т. д.) для вдавливания в пластилиновую или
тестовую основу, создание сюжетных композиций (булочка с изюмом, шоколад с
орехами, огород, гусеница, цветок и т. д.). Обыгрывание ситуаций с предметами
под руководством учителя.
Лепка предметов, состоящих из нескольких
элементов: чайник для заварки, кувшин с ручкой, чашка с блюдцем.
Организация выставки работ учащихся.
Работа с бумагой и фольгой
Повторение и закрепление умений и навыков
работы с бумагой (фольгой), приобретенных в I—III классах.
Складывание бумаги. Изготовление с помощью
педагога и самостоятельно летающих игрушек (3—5 сгибов).
Разметка по трафаретам и шаблонам:
расположение изделия на столе;
размещение на изделии трафарета (шаблона);
обведение
по внутреннему контуру (трафарет);
обведение по внешнему контуру (шаблон).
Раскрашивание и штриховка фигур цветными
карандашами и фломастерами.
Техника безопасности при работе с
ножницами. Резание по пунктирной линии. Разметка бумаги сгибанием. Резание
бумаги по сгибу. Резание ножницами по дуге, кривым линиям. Вырезание из листа
бумаги, сложенного пополам, изображений овощей, фруктов по разметке. Вырезание
ножницами геометрических фигур по шаблонам. Обыгрывание выполняемых действий.
Изготовление стаканчиков, пакетиков,
закладок, открыток из бумаги.
Изготовление бус, гирлянд из кубов,
шариков, лепешек, колбасок, сделанных из фольги разного цвета. Обыгрывание
ситуаций, связанных с использованием данных поделок.
Наклеивание с использованием клея и
кисточки. Приемы наклеивания. Умение пользоваться клеем и кисточкой. Соблюдение
последовательности и аккуратности в работе.
Наклеивание простейших форм на контур.
Выполнение предметных и сюжетных аппликаций. Называние объектов аппликации и
необходимых материалов. Рациональное размещение деталей аппликации. Намазывание
и наклеивание деталей аппликации.
Ремонт учебников, книг. Составление по
образцу орнамента в полосе (круге, квадрате) из геометрических фигур, цветов,
листьев.
Украшение геометрическим орнаментом,
фигурами из фольги и предметной аппликацией закладок, открыток, коробочек.
Аппликации из фольги: бант, грибок,
цветок, месяц, звезды, телевизор, геометрические фигуры. Обыгрывание
выполняемых действий под руководством учителя.
Работа с нитками и тканью
Повторение и закрепление умений и навыков
работы с нитками и тканью, приобретенных в I—III классах.
Разрезание ткани ножницами в произвольном
порядке и по разметке.
Завязывание
и развязывание косынки, ленты, узлов на ткани.
Витье шнура из толстых ниток различного
цвета. Завязывание узелка на шнурке, завязывание шнурка бантиком.
Вдевание шнура через отверстия (шнуровка
обуви, одежды, геометрических фигур, букв, других предметов с несложным
контуром).
Знакомство с иглой. Правила безопасного
хранения игл. Техника безопасной работы с иглой. Прокалывание иглой бумаги,
картона, ткани по контуру. Отматывание и отрезание нитки нужной длины. Вдевание
нитки в иголку с широким ушком. Завязывание узелка на конце нити. Нанизывание
на нить пуговиц, бусинок, бисера. Шитье по проколам способом «игла вверх — игла
вниз» на полоске картона (закладка для книг), на ткани.
Наблюдение за пришиванием пуговиц с двумя
отверстиями педагогом. Выполнение этого действия под руководством педагога.
Выполнение аппликации из ниток: «Аист
ходит по болоту»
и др.
Работа с природными материалами
Повторение и закрепление умений и навыков
работы, приобретенных в I—III классах.
Сбор, первичная обработка, сортировка по
форме, размеру и другим признакам природных материалов, размещение их на
хранение.
Составление коллекции природных
материалов. Сходство природных материалов с изображаемыми объектами по форме и
другим признакам.
Хрупкость засушенных листьев. Правила их
наклеивания.
Аппликации из сухих листьев: узоры в
полосе, круге, предметные изображения («Осень», «Попугай», «Аист», «Зайка и
морковка» и др.). Аппликации из лепестков, травинок, зерна, семян: «Курица и
цыплята», «Цветок».
Выполнение изделий по образцу:
птичка (туловище из шишки ели, голова —
желудь, крылья — листья, веточки, проволока);
кораблик
(основание — скорлупа грецкого ореха, мачта — палочка, парус — лист дерева,
соединяющий материал — пластилин);
рыбка (туловище — шишка, плавники —
пластилин, хвост — перо).
Составление композиций: «Птичка на ветке»,
«Рыбка и кораблик».
Размещение и закрепление поделок на
подставке. Выставка поделок.
Литература
1. Маллер, А. Р. Обучение,
воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта / А.
Р. Маллер, Г. В. Цико-то. — М., 1988.
2. Маллер, А. Р. Социальное
воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практич. пособие / А.
Р. Маллер. — М.: АРКТИ, 2000. — 124 с.
3. Маллер, А. Р. Воспитание и
обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М.: Академия,
2003. — 208 с.
4. Обучение учащихся 1—4 классов
вспомогательной школы (изобразительное искусство, физическая культура, ручной
труд, пение и музыка) / под ред. В. Г. Петровой. — М., 1983.
5. Программы обучения глубоко умственно
отсталых детей. — М.,
1981.
6. Программы обучения детей с тяжелой
формой умственной отсталости. Предметно-практическая деятельность. 1—4 годы
обучения. — Минск, 1998.
7. Стребелева, Е. А Формирование
мышления у детей с отклонениями в развитии. — М., 2001.
8. Учебные программы центра
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 1—4 классы. — Минск: Нар.
асвета, 2007. —
53 с.
9. Шинкаренко, В. А Формирование
готовности к трудовому обучению у детей с тяжелой формой умственной
недостаточности. — Минск,
2004.
10. Шпек, О. Люди с умственной
отсталостью: обучение и воспитание. — М., 2003.
11. Янушко,
Е. А Лепка с детьми раннего возраста. — М., 2005.
Читать далее:
Пояснительная
записка
I класс
II класс
III класс
IV класс
Литература СКАЧАТЬ >>>
Источник: http://www.asabliva.by/ |