Понедельник, 06.05.2024, 10:13Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
Русский язык (чтение и письмо)
Белорусский язык (чтение и письмо)
Математика
Человек и окружающий мир
Компьютерная грамота
Изобразительная деятельность
Музыка, ритмика
Физическая (АФК, ЛФК) культура
Трудовое обучение
Факультативы, занятия по интересам
Коррекционный компонент
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Вам пригодился мой сайт?
Всего ответов: 118
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Педагогическая мастерская


    Главная » Статьи » Звонок на урок » Трудовое обучение

    Предметно-практическая деятельность. Учебная программа для I-IV кл. 2-го отделения вспомогат. школы. Пояснительная записка

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

    Программа по предмету «Предметно-практическая деятель­ность» (ППД) определяет содержание обучения детей с умерен­ной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью и предна­значена для использования в классах 2-го отделения вспомога­тельной школы.

    ППД является важной составляющей образовательного про­цесса.

    ППД — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям 2-го отделения вспомогательной школы. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разносторон­нюю и активную работу всех анализаторов.

    Основным механизмом включения учащихся в деятель­ность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), полусопряженной, самостоятельной.

    Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуля­циями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.

    Целью уроков ППД является формирование у детей данной категории житейских понятий, способов действий, представле­ний и знаний, минимально необходимых для овладения элемен­тарными операциями детского ручного труда, развитие предмет­ных действий, коррекция нарушений восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышле­ния, речи в процессе предметной деятельности, дидактических игр, действий с разборными игрушками, работы с мозаикой, бумагой, нитками, природными материалами, элементарного конструирования, ручного труда.

    Уроки ППД создают базу в виде общего и речевого разви­тия учащихся 2-го отделения вспомогательной школы и гото­вят их к усвоению материала по другим учебным предметам. Предметно-практическая деятельность имеет богатые возмож­ности для воспитания у детей эмоций и умения выражать свои чувства; учит учащихся терпению, настойчивости, аккуратности, трудолюбию, умению помогать друг другу, делиться материа­лами, инструментами, радоваться успехам своим и товарищей. Эти уроки способствуют развитию и совершенствованию актив­ности и самостоятельности учащихся, навыков взаимоотно­шений и опыта совместной деятельности, формированию положительных качеств личности.

    Предметно-практическая деятельность является первым этапом системы трудового обучения учащихся.

    На уроках ППД дети практически знакомятся с материала­ми, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Уроки ППД способст­вуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу).

    В соответствии с указанными целями и задачами определя­ется содержание ППД. Содержание программы по ППД отра­жает коррекционную, развивающую, образовательную и воспи­тывающую роль данного учебного предмета.

    Программа состоит из следующих разделов: «Предметно-практические действия», «Конструирование», «Работа с мозаи­кой», «Работа с пластическими материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с нитками и тканью», «Работа с природ­ными материалами».

    Раздел «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жиз­ненных потребностей, человек производит, используя предметы-орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).

    Содержание разделов «Конструирование», «Работа с мозаи­кой», «Работа с пластическими материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с нитками и тканью», «Работа с природ­ными материалами» отражает предметно-практическую направ­ленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточ­ностью.

    Каждый раздел содержит:

    ■ ознакомительные упражнения;

    ■ познавательные сведения;

    ■ перечень умений, над формированием которых предстоит работать;

    ■ виды предметно-практической деятельности;

    ■ операции и приемы предметно-практической деятельности;

    ■ перечень изделий, практических работ.

    Перечень изделий в программе дан примерный. Учитель может планировать изготовление других изделий. Главное не в факте выполнения того или иного изделия, а в том, что работа над ним способствует развитию мотивов учебно-трудовой дея­тельности, решению воспитательных задач, усвоению учащи­мися формируемых умений, навыков, элементарных знаний.

    Наиболее характерной особенностью и основным недостат­ком предметно-практической деятельности учащихся 2-го отде­ления вспомогательной школы является ее крайне низкая самостоятельность. Поэтому специфика коррекционной работы на уроках ППД заключается в создании особых условий для развития у учащихся общетрудовых умений (ориентироваться в задании, планировать ход работы и контролировать ее вы­полнение), уровень сформированности которых определяет степень самостоятельности в ППД и труде. Обучение этим уме­ниям является важным средством коррекции недостатков развития познавательной сферы психики ребенка. Значит, предмет­но-практическая деятельность учащихся 2-го отделения вспомо­гательной школы предполагает формирование у них общетру­довых умений (пусть и на элементарном уровне), а не сводится к формированию определенного запаса автоматических навыков.

    Для достижения даже относительно небольших успехов в овладении общетрудовыми умениями многие учащиеся 2-го отделения вспомогательной школы нуждаются в проведении с ними коррекционных занятий в составе микрогруппы или индивидуально. Их основной особенностью является увеличе­ние числа упражнений, направленных на формирование данных умений, за счет сокращения практической работы.

    Работу над изделием следует начинать с формирования умения ориентироваться в задании. Учить детей проводить анализ образца изделия:

    ■ выделять и называть конструктивные части изделия;

    ■ определять признаки частей изделия (материал, цвет, фор­му, размер, расположение в пространстве и относительно друг друга);

    ■ осуществлять предварительный отбор деталей;

    ■ объединять их в единый целостный образ. Ориентировка в задании является необходимым условием

    его выполнения. Ребенок должен понять задание, его цель, что необходимо сделать, каков должен быть результат. Учащиеся 2-го отделения вспомогательной школы испытывают трудности именно на ориентировочном этапе деятельности, когда надо понять задание. Учителю надо увеличить время на начальном этапе, тщательно, детально объяснить задание, провести первич­ное обучение, исправляя ошибки ребенка.

    Параллельно необходимо формировать умения планиро­вать предстоящую работу:

    ■ учить выполнять последовательно увеличивающееся число действий (по подражанию, образцу, словесной инструкции);

    ■ учить определять предстоящую знакомую трудовую опе­рацию (с помощью педагога, самостоятельно);

    ■ учить выполнять работу по хорошо усвоенному плану.

    Предварительное планирование работы, состоящей из не­скольких технологических операций, становится возможным только после длительного периода обучения. Это связано с тем, что детям трудно усваивать не только технику, но и результат выполнения каждой из изучаемых технологических операций. Чтобы облегчить учащимся процесс планирования работы, реко­мендуется использовать предметные инструкционные карты. Предметная карта должна содержать изображения необходи­мых для работы материалов, инструментов, отражать последо­вательность и содержание этапов практической работы. Целесо­образно начинать применять предметные карты при переходе к предварительному планированию после того, как дети освоят планирование ближайшей операции.

    Завершать работу над изделием необходимо организацией контрольных действий учащихся:

    ■ определение несоответствий между изделием учащегося и образцом;

    ■ исправление выявленных несоответствий;

    ■ оценка качества готового изделия.

    Обучение контрольным действиям необходимо проводить в процессе предварительного отбора деталей и в ходе практи­ческой работы. Помощь учащимся в ответах на вопросы и в нахождении несоответствия по указанным признакам оказы­вается по мере необходимости, но последовательно сокращается от первого занятия к завершающему.

    После завершения работы целесообразно учить ребенка де­лать отчет о выполненной работе.

    Учебная программа построена по концентрическому прин­ципу. Содержание учебного материала в рамках определенного раздела уточняется, углубляется, усложняется, обобщается, усиливается практическая направленность по годам обучения.

    Программный материал распределен по классам. При отборе программного материала педагогу необходимо учитывать позна­вательные возможности каждого ребенка и востребованность формируемых умений и знаний в его самостоятельной повсе­дневной жизни. Учителю дается право изменять последова­тельность изучения материала, усложнять или упрощать его, перераспределять по классам, разрабатывать индивидуальные программы обучения, определять время изучения материала в рамках часов учебного плана. Объем и сроки реализации содержания программы определяются возможностями учащих­ся в овладении предусмотренными программой базовыми технологическими операциями. Обычно учащиеся затрудняются в усвоении не всех, а части приемов сложной для них технологической операции, которые выявляются на уровне отдельных действий. Поэтому необходимо уточнять содержание обучения применительно к каждому ребенку, чему может способствовать использование диагностических карт. При их составлении следует выделить приемы и действия, которые наи­более важны для освоения данной технологической операции. Возможно составление диагностических карт, в которых отра­жаются достижения всех учеников класса. Результаты запол­нения диагностических карт позволят выявить степень владе­ния технологическими операциями и конкретизировать содер­жание дальнейшего обучения каждого учащегося. Ученики одного класса могут работать с программным материалом раз­ных классов по индивидуальным программам, разработанным учителем и утвержденным директором учреждения образо­вания.

    Эффективность педагогического процесса зависит от исполь­зуемых методов и приемов обучения.

    Читать далее:

    Пояснительная записка

    I класс

    II класс

    III класс

    IV класс

    Литература

                                       СКАЧАТЬ >>>




    Источник: http://www.asabliva.by
    Категория: Трудовое обучение | Добавил: Nehlest (09.06.2011) | Автор: Нехведович Е.С.
    Просмотров: 14730 | Теги: программы для 2-го отделения вспомо | Рейтинг: 5.0/4 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]