ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету
«Предметно-практическая деятельность» (ППД) определяет содержание обучения
детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью и предназначена
для использования в классах 2-го отделения вспомогательной школы.
ППД является важной составляющей
образовательного процесса.
ППД — это средство, помогающее учить
ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее
понятна и доступна детям 2-го отделения вспомогательной школы. Здесь все дано в
наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает
разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в
деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных
видах деятельности: совместной (сопряженной), полусопряженной, самостоятельной.
Развитию ППД предшествует длительный
период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями,
собственно предметными действиями), использования предметов по их
функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.
Целью уроков ППД является формирование у
детей данной категории житейских понятий, способов действий, представлений и
знаний, минимально необходимых для овладения элементарными операциями детского
ручного труда, развитие предметных действий, коррекция нарушений восприятия,
внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений,
наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, речи в процессе предметной
деятельности, дидактических игр, действий с разборными игрушками, работы с
мозаикой, бумагой, нитками, природными материалами, элементарного
конструирования, ручного труда.
Уроки ППД создают базу в виде общего и
речевого развития учащихся 2-го отделения вспомогательной школы и готовят их
к усвоению материала по другим учебным предметам. Предметно-практическая
деятельность имеет богатые возможности для воспитания у детей эмоций и умения
выражать свои чувства; учит учащихся терпению, настойчивости, аккуратности,
трудолюбию, умению помогать друг другу, делиться материалами, инструментами,
радоваться успехам своим и товарищей. Эти уроки способствуют развитию и
совершенствованию активности и самостоятельности учащихся, навыков взаимоотношений
и опыта совместной деятельности, формированию положительных качеств личности.
Предметно-практическая деятельность
является первым этапом системы трудового обучения учащихся.
На уроках ППД дети практически знакомятся
с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и
называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно
пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности
при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Уроки ППД способствуют
формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию
произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать
по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному
правилу).
В соответствии с указанными целями и
задачами определяется содержание ППД. Содержание программы по ППД отражает
коррекционную, развивающую, образовательную и воспитывающую роль данного
учебного предмета.
Программа состоит из следующих разделов:
«Предметно-практические действия», «Конструирование», «Работа с мозаикой»,
«Работа с пластическими материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с
нитками и тканью», «Работа с природными материалами».
Раздел «Предметно-практические действия»
предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению
подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в
деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных
с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит,
используя предметы-орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка,
ножницы и т. д.).
Содержание разделов «Конструирование»,
«Работа с мозаикой», «Работа с пластическими материалами», «Работа с бумагой и
фольгой», «Работа с нитками и тканью», «Работа с природными материалами»
отражает предметно-практическую направленность различных видов ручного труда,
предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей
с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Каждый раздел содержит:
■ ознакомительные упражнения;
■ познавательные сведения;
■ перечень умений, над формированием
которых предстоит работать;
■ виды предметно-практической
деятельности;
■ операции и приемы предметно-практической
деятельности;
■ перечень изделий, практических работ.
Перечень изделий в программе дан
примерный. Учитель может планировать изготовление других изделий. Главное не в
факте выполнения того или иного изделия, а в том, что работа над ним
способствует развитию мотивов учебно-трудовой деятельности, решению
воспитательных задач, усвоению учащимися формируемых умений, навыков,
элементарных знаний.
Наиболее характерной особенностью и
основным недостатком предметно-практической деятельности учащихся 2-го отделения
вспомогательной школы является ее крайне низкая самостоятельность. Поэтому
специфика коррекционной работы на уроках ППД заключается в создании особых
условий для развития у учащихся общетрудовых умений (ориентироваться в задании,
планировать ход работы и контролировать ее выполнение), уровень
сформированности которых определяет степень самостоятельности в ППД и труде.
Обучение этим умениям является важным средством коррекции недостатков развития
познавательной сферы психики ребенка. Значит, предметно-практическая деятельность
учащихся 2-го отделения вспомогательной школы предполагает формирование у них
общетрудовых умений (пусть и на элементарном уровне), а не сводится к
формированию определенного запаса автоматических навыков.
Для достижения даже относительно небольших
успехов в овладении общетрудовыми умениями многие учащиеся 2-го отделения
вспомогательной школы нуждаются в проведении с ними коррекционных занятий в
составе микрогруппы или индивидуально. Их основной особенностью является
увеличение числа упражнений, направленных на формирование данных умений, за
счет сокращения практической работы.
Работу над изделием следует начинать с формирования
умения ориентироваться в задании. Учить детей проводить анализ образца
изделия:
■ выделять и называть конструктивные части
изделия;
■ определять признаки частей изделия
(материал, цвет, форму, размер, расположение в пространстве и относительно
друг друга);
■ осуществлять предварительный отбор
деталей;
■ объединять их в единый целостный образ.
Ориентировка в задании является необходимым условием
его выполнения. Ребенок должен понять
задание, его цель, что необходимо сделать, каков должен быть результат.
Учащиеся 2-го отделения вспомогательной школы испытывают трудности именно на
ориентировочном этапе деятельности, когда надо понять задание. Учителю надо
увеличить время на начальном этапе, тщательно, детально объяснить задание,
провести первичное обучение, исправляя ошибки ребенка.
Параллельно необходимо формировать
умения планировать предстоящую работу:
■ учить выполнять последовательно
увеличивающееся число действий (по подражанию, образцу, словесной инструкции);
■ учить определять предстоящую знакомую
трудовую операцию (с помощью педагога, самостоятельно);
■ учить выполнять работу по хорошо
усвоенному плану.
Предварительное планирование работы,
состоящей из нескольких технологических операций, становится возможным только
после длительного периода обучения. Это связано с тем, что детям трудно
усваивать не только технику, но и результат выполнения каждой из изучаемых
технологических операций. Чтобы облегчить учащимся процесс планирования работы,
рекомендуется использовать предметные инструкционные карты. Предметная карта
должна содержать изображения необходимых для работы материалов, инструментов,
отражать последовательность и содержание этапов практической работы. Целесообразно
начинать применять предметные карты при переходе к предварительному
планированию после того, как дети освоят планирование ближайшей операции.
Завершать работу над изделием необходимо организацией
контрольных действий учащихся:
■ определение несоответствий между
изделием учащегося и образцом;
■ исправление выявленных несоответствий;
■ оценка качества готового изделия.
Обучение контрольным действиям необходимо
проводить в процессе предварительного отбора деталей и в ходе практической
работы. Помощь учащимся в ответах на вопросы и в нахождении несоответствия по
указанным признакам оказывается по мере необходимости, но последовательно
сокращается от первого занятия к завершающему.
После завершения работы целесообразно
учить ребенка делать отчет о выполненной работе.
Учебная программа построена по
концентрическому принципу. Содержание учебного материала в рамках
определенного раздела уточняется, углубляется, усложняется, обобщается,
усиливается практическая направленность по годам обучения.
Программный материал распределен по
классам. При отборе программного материала педагогу необходимо учитывать познавательные
возможности каждого ребенка и востребованность формируемых умений и знаний в
его самостоятельной повседневной жизни. Учителю дается право изменять
последовательность изучения материала, усложнять или упрощать его,
перераспределять по классам, разрабатывать индивидуальные программы обучения,
определять время изучения материала в рамках часов учебного плана. Объем и
сроки реализации содержания программы определяются возможностями учащихся в
овладении предусмотренными программой базовыми технологическими операциями.
Обычно учащиеся затрудняются в усвоении не всех, а части приемов сложной для
них технологической операции, которые выявляются на уровне отдельных действий.
Поэтому необходимо уточнять содержание обучения применительно к каждому
ребенку, чему может способствовать использование диагностических карт. При их
составлении следует выделить приемы и действия, которые наиболее важны для
освоения данной технологической операции. Возможно составление диагностических
карт, в которых отражаются достижения всех учеников класса. Результаты заполнения
диагностических карт позволят выявить степень владения технологическими
операциями и конкретизировать содержание дальнейшего обучения каждого
учащегося. Ученики одного класса могут работать с программным материалом разных
классов по индивидуальным программам, разработанным учителем и утвержденным
директором учреждения образования.
Эффективность педагогического процесса
зависит от используемых методов и приемов обучения.
Читать далее:
Пояснительная записка
I класс
II класс
III класс
IV класс
Литература СКАЧАТЬ >>>
Источник: http://www.asabliva.by |