Понедельник, 23.12.2024, 21:10Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
Нормативные и правовые акты специального образования
Программно-методическое обеспечение
Планирование работы
Особенности преподавания предметов
Педагогические технологии
Опыт коллег
Компьютер в специальном образовании
Обучение чтению и письму
Обучение арифметике
Знакомство с окружающим миром
Игра развивает
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Педагогическая мастерская


    Главная » Статьи » Методический помощник » Обучение чтению и письму

    Выработка каллиграфии при помощи прописи-раскраски

    В букварный период на уроках письма первоклассники преодолевают большое количество трудностей. Для усвоения новой буквы детям со средним и низким уровнем развития способностей прицелится прописывать по несколько строчек одинаковых букв и их элементов. Однообразной работе, как правило, сопутствует нарастание мышечной и эмоциональной усталости, ведущее к перегрузкам, возникновению дидактогенных неврозов и фобий, к негативному отношению к урокам письма.

    В результате невозможности постепенной качественной отработки написания сложных букв по степени нарастая их трудности, характерной для букварного периода, нередки случаи закрепления у учащихся неверного начертания буквенных знаков и порядка их написания Га-кие ошибки обычно исправляют в после букварный период, затрачивая на это больше усилий.

    Недостаточное развитие пространственного восприятия, аналитико-синтетических способностей, а также мелкой мускулатуры руки 6-7-летних детей часто превращает урок письма для среднего ученика в мучительный процесс. Именно эта проблема привела меня к мысли о создании собственной прописи.

    Проанализировав характер трудностей первоклассников, возникающих на первом этапе обучения письму, можно придти к выводу о необходимости организации работы, направленной на выработку автоматизированного навыка письма на основе поэлементной, четко алгоритмированной графики с использованием элементов занимательности, что, по-моему, должно было решить проблему перегрузки учащихся в процессе овладения навыком письма. С этой целью была использована пропись-раскраска, предназначенная для обучения письму детей 6-7-летнего возраста в школе, детском саду в домашних условиях. Пропись рекомендуется в качестве дополнительного учебного пособия перед работой в программных прописях для 1 класса или в тетрадях по письму с заданиями прописанными по усмотрению учителя.

    Целью данного пособия является выработка автоматизированного навыка письма и каллиграфического почерка в период первичного усвоения буквенных знаков на основе поэлементного восприятия букв и рационального порядка их написания в процессе многократного повторения с использованием элементов занимательности.

    Содержание прописи-раскраски дает возможность учителю проводить уроки письма более интересно и разнопланово, что в значительной степени снижает перегрузку учащихся на первом этапе обучения письму, способствует развитию графических навыков и интереса к урокам, а наличие большого количества заданий для самостоятельной работы позволяет осуществить качественный индивидуальный подход к учащимся в процессе отработки необходимых для первоклассников умений и навыков.

    Небольшой формат прописи удобен в работе и очень нравится детям, превращая пособие в книжку-игрушку. Для удобства ориентировки в прописи-раскраске предметные рисунки и изучаемые буквы расположены в алфавитном порядке, а не в порядке их изучения.

    В начале работы по прописи-раскраске, во время разгадывания загадки, проводится работа по развитию речи учащихся, а во время поиска нужной страницы дети учатся ориентироваться в прописи, а также повторяют цифры, изученные на уроках математики.

    Задания, во время которых ученики обводит рисунок по контуру, заполняют его плоскость элементами и буквами, а затем заштриховывают цветными карандашами, способствуют развитию мелкой мускулатуры руки первоклассника, умению правильно держать ручку в руке, развивают глазомер и композиционные навыки. В то время, как дети выполняют вышеуказанную самостоятельную работу, учитель имеет возможность обратить особое внимание на правильную посадку учеников, положение прописи на парте и ручки (карандаша) в руке, на порядок написания и каллиграфию изучаемой буквы и ее элементов.

    Параллельно с работой по практическому запоминанию новой буквы идет отработка умения выполнять слого-звуковой анализ слова. Дети записывают звуковую модель слова-картинки в отведенных для этой цели прямоугольниках, дают характеристику выделенному в схеме звуку и соотносят его с изучаемой буквой.

    Работа по изучению начертательной техники буквы проводится в несколько этапов: анализ элементного состава и порядка написания буквы (над звуковой моделью слова), отработка графики ее элементов и написание буквы целиком (в плоскости рисунка). Выполнение данной работы облегчают образцы букв и их элементов, которые необходимо обвести, а также знаки, показывающие начало и направление письма (точки, черточки, стрелочки).

    Запись новой буквы и ее элементов в плоскости рисунка превращает монотонное повторение одинаковых элементов в увлекательное занятие — «раскрашивание картинки». Дети с увлечением прописывают несколько десятков одинаковых элементов и букв, практически усваивая не только силуэт, но и порядок написания изучаемой буквы, достигая определенной степени автоматизации письма уже в период ознакомления с новой буквой, после чего работа в программной прописи для I класса сводится к соотнесению размеров буквы с разлиновкой и написанию ее в соединении с другими буквами.

    Ученики, выполнившие работу раньше других, имеют возможность заняться штриховкой рисунка цветными карандашами, а учитель занимается индивидуальной работой с остальными учащимися. (Хотя работа по штриховке рисунка обычно планируется в качестве домашнего задания.)

    По окончании работы в прописи-раскраске учитель проводит обобщение, еще раз обращая внимание учащихся на силуэт изученной буквы (в большом овале) и ее звуковой состав, предлагая записать звуки, которые обозначает данная буква, в окружностях (гласные) или квадратах (согласные), расположенных рядом.

    Приведу фрагмент урока письма с использованием прописи-раскраски.

    Тема урока: Письмо строчной буквы б .

    1. Вводная чисть. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Инструктаж о различии правильной посадки при письме и во время выполнения устных заданий.

    2. Работа над новым материалам. Ознакомление со строчной буквой б с использованием прописи-раскраски.

    1) Актуализация знаний учащихся. — Давайте вспомним скороговорку, которую мы учили на уроке чтения. (Белые бараны били в барабаны.)

    Кто из вас сможет сказать эту скороговорку быстрее всех?

    А кто догадался, какую букву мы будем учиться писать на этом уроке?

    Как вы узнали, что сегодня мы научимся писать именно букву б ?

    Найдите печатную букву б в разрезной азбуке и поставьте ее на наборное полотно. Какие звуки обозначает буква б?

    В каком слове из нашей скороговорки буква 6 встречается дважды?

    2) Поиск слова-картинки в прописи-раскраске.

    — На наборное полотно мы поставили печатную букву б, а какую букву мы будем искать в прописи-раскраске?

    Правильно. Но найдете письменную букву 6 вы только тогда, когда разгадаете мою загадку:

    Шевелились у цветка,

    Все четыре лепестка.

    Я сорвать его хотел,

    Он вспорхнул и улетел.

    Найдите в прописи страничку с изображением бабочки. Назовите номер странички.

    3) Составление слого-звуковой модели слова бабочка и выделение звука |б|.

    — Произнесите звук, выделенный в нашей схеме.

    Б А Б О Ч К А

    Есть ли в слове бабочка еще такой же звук [б]? В каком слоге он находится? Какой по счету (в слоге и в слове)?

    Выделите второй звук [б] так же, как он выделен в начале схемы.

    4) Инструктаж о положении прописи на парте, ручки в руке и правильной посадке во время письма.

    5) Ознакомление со строчной буквой б и ее элементами.

    — А сейчас внимательно рассмотрите букву б и ее элементы над схемой слова бабочка. Потом я задам вопросы и проверю, все ли были внимательны.

    Какую букву мы будем изучать: строчную или заглавную? Почему вы так решили?

    Из каких элементов состоит строчная буква б и в каком порядке они пишутся? Как вы думаете, нужно ли делать отрыв при написании строчной буквы б? (Овал. переходящий в прямую линию с плавным поворотом в правую сторону.)

    Напишем букву б (поэлементно и целиком) сначала в воздухе, а затем последовательно обведем элементы и букву целиком по образцу над звуковой схемой.

    6) Упражнение в написании буквы б и ее элементов в плоскости рисунка прописи-раскраски.

    — Теперь мы знаем, что строчная буква б состоит из овала, переходящего в прямую линию с плавным поворотом в правую сторону, и можем поупражняться в написании новой буквы.

    Как вы думаете, какой элемент мы будем прописывать сначала? (Овал, так как он является первым элементом строчной буквы 6.)

    Сначала пропишите овал. переходящий в короткую прямую линию в верхнем крылышке бабочки. Начинайте с выделенной точки и ведите овал в левую сторону. После того, как вы обведете все овалы, напишите несколько таких же элементов самостоятельно, так, чтобы получился красивый узор.

    Теперь пропишите прямые линии с плавным поворотом вправо. Обязательно начинайте с выделенной точки и не забудьте, что этот элемент буквы б нужно писать снизу вверх!

    А теперь нам нужно нанести узор на нижнее крылышко нашей бабочки. Этот узор будет состоять из очень красивых (букв б ). Давайте еще раз пропишем букву б в воздухе, чтобы у нашей бабочки получились красивые крылышки.

    А сейчас положите пропись наклонно и нанесите узор на второе крылышко бабочки. Сначала обведите образцы, а затем напишите несколько букв самостоятельно.

    Не забудьте, что первый элемент у буквы б — это овал! Начинайте писать с выделенной точки! Если вы забудете, как нужно правильно писать строчную букву б , еще раз рассмотрите порядок написания ее элементов над звуковой схемой.

    Ктозакончит узор на крыльях бабочки, может обвести рисунок цветными ручками и «раскрасить» карандашами. Но не торопитесь: заштриховать рисунок вы сможете и дома, а вот исправить неаккуратный узор будет уже невозможно!

    7) Соотнесение буквыб со звуками |б| и |б'|.

    — Из элементов какой буквы мы составляли узор на крыльях бабочки? Какие звуки обозначает буква б?

    Запишите обозначения звуков [б] и [б'] в квадратиках, обведите строчную букву б в овале, закройте пропись и приготовьтесь к превращениям.

    3. Физкулыппауза.

    1) Разучивание новой физкультминутки «Бабочка».

    Спал цветок и вдруг проснулся.

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, потянулся.

    Взвился вверх и полетел.

    Утром солнышко проснётся

    Бабочка кружит и вьется

    Шевелятся у цветка

    Все четыре лепестка!

     В кого мы с вами сейчас превратимся?

    Разучим слова и движения физкультминутки.

    2) Игра «Твердый-мягкий» (с приседаниями).

    3) Заключительное упражнение.

    4. Повторение и закрепление изученного.

    Письмо строчной буквы б , слогов и слов с буквой б в тетради или программной прописи.

    Категория: Обучение чтению и письму | Добавил: nehelenast (08.05.2019) | Автор: Елена
    Просмотров: 314 | Теги: Выработка каллиграфии при помощи пр | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]