В букварный период на уроках письма первоклассники преодолевают большое количество трудностей. Для усвоения новой буквы детям со средним и низким уровнем развития способностей прицелится прописывать по несколько строчек одинаковых букв и их элементов. Однообразной работе, как правило, сопутствует нарастание мышечной и эмоциональной усталости, ведущее к перегрузкам, возникновению дидактогенных неврозов и фобий, к негативному отношению к урокам письма. В результате невозможности постепенной качественной отработки написания сложных букв по степени нарастая их трудности, характерной для букварного периода, нередки случаи закрепления у учащихся неверного начертания буквенных знаков и порядка их написания Га-кие ошибки обычно исправляют в после букварный период, затрачивая на это больше усилий. Недостаточное развитие пространственного восприятия, аналитико-синтетических способностей, а также мелкой мускулатуры руки 6-7-летних детей часто превращает урок письма для среднего ученика в мучительный процесс. Именно эта проблема привела меня к мысли о создании собственной прописи. Проанализировав характер трудностей первоклассников, возникающих на первом этапе обучения письму, можно придти к выводу о необходимости организации работы, направленной на выработку автоматизированного навыка письма на основе поэлементной, четко алгоритмированной графики с использованием элементов занимательности, что, по-моему, должно было решить проблему перегрузки учащихся в процессе овладения навыком письма. С этой целью была использована пропись-раскраска, предназначенная для обучения письму детей 6-7-летнего возраста в школе, детском саду в домашних условиях. Пропись рекомендуется в качестве дополнительного учебного пособия перед работой в программных прописях для 1 класса или в тетрадях по письму с заданиями прописанными по усмотрению учителя. Целью данного пособия является выработка автоматизированного навыка письма и каллиграфического почерка в период первичного усвоения буквенных знаков на основе поэлементного восприятия букв и рационального порядка их написания в процессе многократного повторения с использованием элементов занимательности. Содержание прописи-раскраски дает возможность учителю проводить уроки письма более интересно и разнопланово, что в значительной степени снижает перегрузку учащихся на первом этапе обучения письму, способствует развитию графических навыков и интереса к урокам, а наличие большого количества заданий для самостоятельной работы позволяет осуществить качественный индивидуальный подход к учащимся в процессе отработки необходимых для первоклассников умений и навыков. Небольшой формат прописи удобен в работе и очень нравится детям, превращая пособие в книжку-игрушку. Для удобства ориентировки в прописи-раскраске предметные рисунки и изучаемые буквы расположены в алфавитном порядке, а не в порядке их изучения. В начале работы по прописи-раскраске, во время разгадывания загадки, проводится работа по развитию речи учащихся, а во время поиска нужной страницы дети учатся ориентироваться в прописи, а также повторяют цифры, изученные на уроках математики. Задания, во время которых ученики обводит рисунок по контуру, заполняют его плоскость элементами и буквами, а затем заштриховывают цветными карандашами, способствуют развитию мелкой мускулатуры руки первоклассника, умению правильно держать ручку в руке, развивают глазомер и композиционные навыки. В то время, как дети выполняют вышеуказанную самостоятельную работу, учитель имеет возможность обратить особое внимание на правильную посадку учеников, положение прописи на парте и ручки (карандаша) в руке, на порядок написания и каллиграфию изучаемой буквы и ее элементов. Параллельно с работой по практическому запоминанию новой буквы идет отработка умения выполнять слого-звуковой анализ слова. Дети записывают звуковую модель слова-картинки в отведенных для этой цели прямоугольниках, дают характеристику выделенному в схеме звуку и соотносят его с изучаемой буквой. Работа по изучению начертательной техники буквы проводится в несколько этапов: анализ элементного состава и порядка написания буквы (над звуковой моделью слова), отработка графики ее элементов и написание буквы целиком (в плоскости рисунка). Выполнение данной работы облегчают образцы букв и их элементов, которые необходимо обвести, а также знаки, показывающие начало и направление письма (точки, черточки, стрелочки). Запись новой буквы и ее элементов в плоскости рисунка превращает монотонное повторение одинаковых элементов в увлекательное занятие — «раскрашивание картинки». Дети с увлечением прописывают несколько десятков одинаковых элементов и букв, практически усваивая не только силуэт, но и порядок написания изучаемой буквы, достигая определенной степени автоматизации письма уже в период ознакомления с новой буквой, после чего работа в программной прописи для I класса сводится к соотнесению размеров буквы с разлиновкой и написанию ее в соединении с другими буквами. Ученики, выполнившие работу раньше других, имеют возможность заняться штриховкой рисунка цветными карандашами, а учитель занимается индивидуальной работой с остальными учащимися. (Хотя работа по штриховке рисунка обычно планируется в качестве домашнего задания.) По окончании работы в прописи-раскраске учитель проводит обобщение, еще раз обращая внимание учащихся на силуэт изученной буквы (в большом овале) и ее звуковой состав, предлагая записать звуки, которые обозначает данная буква, в окружностях (гласные) или квадратах (согласные), расположенных рядом. Приведу фрагмент урока письма с использованием прописи-раскраски. Тема урока: Письмо строчной буквы б . 1. Вводная чисть. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Инструктаж о различии правильной посадки при письме и во время выполнения устных заданий. 2. Работа над новым материалам. Ознакомление со строчной буквой б с использованием прописи-раскраски. 1) Актуализация знаний учащихся. — Давайте вспомним скороговорку, которую мы учили на уроке чтения. (Белые бараны били в барабаны.) Кто из вас сможет сказать эту скороговорку быстрее всех? А кто догадался, какую букву мы будем учиться писать на этом уроке? Как вы узнали, что сегодня мы научимся писать именно букву б ? Найдите печатную букву б в разрезной азбуке и поставьте ее на наборное полотно. Какие звуки обозначает буква б? В каком слове из нашей скороговорки буква 6 встречается дважды? 2) Поиск слова-картинки в прописи-раскраске. — На наборное полотно мы поставили печатную букву б, а какую букву мы будем искать в прописи-раскраске? Правильно. Но найдете письменную букву 6 вы только тогда, когда разгадаете мою загадку: Шевелились у цветка, Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. Найдите в прописи страничку с изображением бабочки. Назовите номер странички. 3) Составление слого-звуковой модели слова бабочка и выделение звука |б|. — Произнесите звук, выделенный в нашей схеме. Б А Б О Ч К А Есть ли в слове бабочка еще такой же звук [б]? В каком слоге он находится? Какой по счету (в слоге и в слове)? Выделите второй звук [б] так же, как он выделен в начале схемы. 4) Инструктаж о положении прописи на парте, ручки в руке и правильной посадке во время письма. 5) Ознакомление со строчной буквой б и ее элементами. — А сейчас внимательно рассмотрите букву б и ее элементы над схемой слова бабочка. Потом я задам вопросы и проверю, все ли были внимательны. Какую букву мы будем изучать: строчную или заглавную? Почему вы так решили? Из каких элементов состоит строчная буква б и в каком порядке они пишутся? Как вы думаете, нужно ли делать отрыв при написании строчной буквы б? (Овал. переходящий в прямую линию с плавным поворотом в правую сторону.) Напишем букву б (поэлементно и целиком) сначала в воздухе, а затем последовательно обведем элементы и букву целиком по образцу над звуковой схемой. 6) Упражнение в написании буквы б и ее элементов в плоскости рисунка прописи-раскраски. — Теперь мы знаем, что строчная буква б состоит из овала, переходящего в прямую линию с плавным поворотом в правую сторону, и можем поупражняться в написании новой буквы. Как вы думаете, какой элемент мы будем прописывать сначала? (Овал, так как он является первым элементом строчной буквы 6.) Сначала пропишите овал. переходящий в короткую прямую линию в верхнем крылышке бабочки. Начинайте с выделенной точки и ведите овал в левую сторону. После того, как вы обведете все овалы, напишите несколько таких же элементов самостоятельно, так, чтобы получился красивый узор. Теперь пропишите прямые линии с плавным поворотом вправо. Обязательно начинайте с выделенной точки и не забудьте, что этот элемент буквы б нужно писать снизу вверх! А теперь нам нужно нанести узор на нижнее крылышко нашей бабочки. Этот узор будет состоять из очень красивых (букв б ). Давайте еще раз пропишем букву б в воздухе, чтобы у нашей бабочки получились красивые крылышки. А сейчас положите пропись наклонно и нанесите узор на второе крылышко бабочки. Сначала обведите образцы, а затем напишите несколько букв самостоятельно. Не забудьте, что первый элемент у буквы б — это овал! Начинайте писать с выделенной точки! Если вы забудете, как нужно правильно писать строчную букву б , еще раз рассмотрите порядок написания ее элементов над звуковой схемой. Ктозакончит узор на крыльях бабочки, может обвести рисунок цветными ручками и «раскрасить» карандашами. Но не торопитесь: заштриховать рисунок вы сможете и дома, а вот исправить неаккуратный узор будет уже невозможно! 7) Соотнесение буквыб со звуками |б| и |б'|. — Из элементов какой буквы мы составляли узор на крыльях бабочки? Какие звуки обозначает буква б? Запишите обозначения звуков [б] и [б'] в квадратиках, обведите строчную букву б в овале, закройте пропись и приготовьтесь к превращениям. 3. Физкулыппауза. 1) Разучивание новой физкультминутки «Бабочка». Спал цветок и вдруг проснулся. Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся. Взвился вверх и полетел. Утром солнышко проснётся Бабочка кружит и вьется Шевелятся у цветка Все четыре лепестка! — В кого мы с вами сейчас превратимся? Разучим слова и движения физкультминутки. 2) Игра «Твердый-мягкий» (с приседаниями). 3) Заключительное упражнение. 4. Повторение и закрепление изученного. Письмо строчной буквы б , слогов и слов с буквой б в тетради или программной прописи.
|