Вторник, 24.12.2024, 04:18Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
Нормативные и правовые акты специального образования
Программно-методическое обеспечение
Планирование работы
Особенности преподавания предметов
Педагогические технологии
Опыт коллег
Компьютер в специальном образовании
Обучение чтению и письму
Обучение арифметике
Знакомство с окружающим миром
Игра развивает
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Вам пригодился мой сайт?
Всего ответов: 118
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Педагогическая мастерская


    Главная » Статьи » Методический помощник » Обучение чтению и письму

    Шинтарь З.Л. КАЛЛИГРАФИЯ - Принципы обучения детей письму

    В отечественной методике обучения грамоте сложился целостный подход к процессу овладения чтением и письмом, что вполне оправданно более полуторавековой практикой начальной школы. В основе этого подхода - звуковой аналитико-синтетический метод, который реализуется через следующие операции:

    - расчленение звучащей речи на звуки-фонемы;

    - дифференцировка их по основным признакам;

    - перекодирование их в графические символы, т.е. буквы (печатные и письменные);

    - обратное перекодирование букв в звуки-фонемы, слияние их в процессе чтения;

    - соотнесение прочтенных звуко-буквенных комплексов с определенным смысловым значением.

    Это путь овладения чтением и письмом как речевым действием. Термин "письмо” в данном контексте употребляется в значении "графика” как система отношений между звуками и буквами. Так ребенок обучается грамоте.

    Если же рассматривать специфику письма как учебного предмета в начальной школе, то надо говорить о трех звеньях этого процесса:

    - слухо-артикуляционном;

    - зрительно-двигательном;

    - рукодвигательном.

    Следовательно, письмо - это процесс воспроизведения букв и их комплексов  на бумаге с помощью определенных движений рукой.

    В период обучения детей письму учитель должен заботиться о выработке элементарного графического навыка как сложного речерукодвигательного действия.

    В методической науке обучения письму следует различать принципы двух уровней: принципы обучения первоначальному письму и принципы отработки техники письма.

    Обучение первоначальному письму основывается на принципах поэлементного изучения и одновариантного начертания букв.

    Поэлементный принцип не означает отрывное письмо, так как процесс написания буквы основывается на двигательных элементах, что обеспечивает их безотрывное соединение.

    Суть поэлементного принципа в том, что при знакомстве с буквой ученик должен зрительно представлять себе, из каких элементов эта буква состоит, сколько их и как они располагаются в пространстве (а -  ). Перед написанием буквы ребенок должен осознать, как он эти элементы соединит  при письме ( а -      ). Это основа для выработки графического навыка.

    В основании поэлементного принципа - системно-структурный подход к алфавиту письменных букв. Все 63 буквы (заглавные и строчные) состоят из 8 групп элементов, сформированных по наличию в них общего элемента:

    прямая линия;

    линия с закруглением с одной стороны;

     

     

    линия с закруглением с двух сторон;

    линия с петлей;

    плавная линия;

    полуовал;

    овал;

     

    линия с четвертным овалом.

              

    Форма элементов в различных буквах постоянна,  меняться может их размер и положение в пространстве (например, элемент "линия с петлей”:         

    Принцип одновариантного (стабильного) начертания письменных букв обусловлен закономерностями движения руки при письме. Это в первую очередь круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу: 

     Все буквы, имеющие в своем составе овал (); прямую линию с четвертным овалом () и линию с петлей, переходящей в овал (), имеют один вариант написания - приемом нижнего повтора (). Такой подход позволяет ребенку с самого начала вырабатывать автоматизированный навык и скоропись.

    При отработке техники письма опора делается на новый логический принцип группировки письменных букв. Все буквы объединены в 8 групп по наличию в них общего элемента. Группы эти подвижны, так как одна и та же буква может одновременно входить в разные группы по наличию в ней разных элементов (например, буква m состоит из прямой линии  -1 гр.; линии с закруглением с одной стороны  -2 гр.; и линии с закруглением с двух сторон  -3 гр.).

    Логический принцип группировки письменных букв позволяет в короткий срок после букварного периода целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти учащихся четко дифференцированных зрительно-двигательных образов букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки. Кроме того, организация аналитической работы на минутках чистописания развивает мышление учащихся.

    Категория: Обучение чтению и письму | Добавил: nehelenast (08.05.2019) | Автор: Елена
    Просмотров: 309 | Теги: Принципы обучения детей письму | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]