В отечественной методике обучения грамоте сложился целостный подход к процессу овладения чтением и письмом, что вполне оправданно более полуторавековой практикой начальной школы. В основе этого подхода - звуковой аналитико-синтетический метод, который реализуется через следующие операции: - расчленение звучащей речи на звуки-фонемы; - дифференцировка их по основным признакам; - перекодирование их в графические символы, т.е. буквы (печатные и письменные); - обратное перекодирование букв в звуки-фонемы, слияние их в процессе чтения; - соотнесение прочтенных звуко-буквенных комплексов с определенным смысловым значением. Это путь овладения чтением и письмом как речевым действием. Термин "письмо” в данном контексте употребляется в значении "графика” как система отношений между звуками и буквами. Так ребенок обучается грамоте. Если же рассматривать специфику письма как учебного предмета в начальной школе, то надо говорить о трех звеньях этого процесса: - слухо-артикуляционном; - зрительно-двигательном; - рукодвигательном. Следовательно, письмо - это процесс воспроизведения букв и их комплексов на бумаге с помощью определенных движений рукой. В период обучения детей письму учитель должен заботиться о выработке элементарного графического навыка как сложного речерукодвигательного действия. В методической науке обучения письму следует различать принципы двух уровней: принципы обучения первоначальному письму и принципы отработки техники письма. Обучение первоначальному письму основывается на принципах поэлементного изучения и одновариантного начертания букв. Поэлементный принцип не означает отрывное письмо, так как процесс написания буквы основывается на двигательных элементах, что обеспечивает их безотрывное соединение. Суть поэлементного принципа в том, что при знакомстве с буквой ученик должен зрительно представлять себе, из каких элементов эта буква состоит, сколько их и как они располагаются в пространстве (а - ). Перед написанием буквы ребенок должен осознать, как он эти элементы соединит при письме ( а - ). Это основа для выработки графического навыка. В основании поэлементного принципа - системно-структурный подход к алфавиту письменных букв. Все 63 буквы (заглавные и строчные) состоят из 8 групп элементов, сформированных по наличию в них общего элемента: | прямая линия; | | линия с закруглением с одной стороны; | | линия с закруглением с двух сторон; | | линия с петлей; | | плавная линия; | | полуовал; | | овал; | | линия с четвертным овалом. |
Форма элементов в различных буквах постоянна, меняться может их размер и положение в пространстве (например, элемент "линия с петлей”: Принцип одновариантного (стабильного) начертания письменных букв обусловлен закономерностями движения руки при письме. Это в первую очередь круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу: Все буквы, имеющие в своем составе овал (); прямую линию с четвертным овалом () и линию с петлей, переходящей в овал (), имеют один вариант написания - приемом нижнего повтора (). Такой подход позволяет ребенку с самого начала вырабатывать автоматизированный навык и скоропись. При отработке техники письма опора делается на новый логический принцип группировки письменных букв. Все буквы объединены в 8 групп по наличию в них общего элемента. Группы эти подвижны, так как одна и та же буква может одновременно входить в разные группы по наличию в ней разных элементов (например, буква m состоит из прямой линии -1 гр.; линии с закруглением с одной стороны -2 гр.; и линии с закруглением с двух сторон -3 гр.). Логический принцип группировки письменных букв позволяет в короткий срок после букварного периода целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти учащихся четко дифференцированных зрительно-двигательных образов букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки. Кроме того, организация аналитической работы на минутках чистописания развивает мышление учащихся.
|