На основном этапе решаются следующие задачи: - сформировать у учащихся четко дифференцированные зрительно-двигательные образы всех письменных букв; - научить детей стабильному, одновариантному начертанию букв и установленным способам их соединений. Отработать безотрывность начертания букв и их комплексов в два знака (слогов); - добиться достаточной автоматизированности действия письма. Отработать устойчивость угла наклона, ширины и высоты воспроизводимых ребенком букв при письме; - сформировать у учеников прием аналитического восприятия как отдельных букв, так и их комплексов. Структура урока письма на основном этапе: 1. Знакомство с письменной буквой. Знакомство должно быть одновременно с печатной и письменной буквой, для того, чтобы ребенок прочно запомнил две формы одного и того же буквенного знака в соотношении. Однако сравнивать формы печатной и письменной букв нельзя, так как у них различная графическая основа. Знакомство с буквами учитель проводит по таблице или по странице прописи. Буква н строчная. По просьбе учителя дети отыскивают среди карточек развешанных в классе печатные буквы Нн. Читают ее - называют звуки (твердый и мягкий). Учитель предлагает для рассматривания обе письменные буквы. Сообщает тему урока. 2. Работа по усвоению формы письменной буквы. Анализируя букву, дети выделяют в ней элементы. С этой целью на уроке используются шаблоны. После анализа выполняется обратная операция - синтез для определения двигательных элементов в букве (дети пытаются представить соединение элементов). Кроме того, на данном этапе урока весьма полезна работа по реконструированию буквы. Практическое конструирование букв можно осуществлять в игровой деятельности. Сюжет игры может быть задан следующими ситуациями: "Построим букву”, "Отремонтируем букву”, "Найдем заблудившийся элемент”. Важно, чтобы учащиеся упражнялись в практическом конструировании и переконструировании букв, используя элементы-шаблоны, сравнивали, группировали и обобщали буквы на основе сходных и отличительных черт. Кроме того, на данном этапе урока можно использовать упражнения по конструированию букв не только из шаблонов, но и из проволоки, пластилина, с помощью шнурочка. Вначале дети работают в парах с элементами - пробуют по образцу сконструировать букву н строчную. Учитель предлагает вниманию учащихся готовую букву, которую собрали ученики лесной школы. Дети сравнивают и определяют, правильно ли выполнено задание. Сравнение можно провести последующим вопросам: - Из скольких элементов собрана буква? Дети на пальчиках показывают число 3 - учитель разделяет элементы в букве для проверки, вновь собирает букву. - Какой первый элемент? Дети поднимают элемент и называют его - учитель проверяет и вновь ставит на место. В итоге ребята выясняют состав зрительных элементов буквы н строчной. - Работа по реконструированию буквы: - Уберите из буквы н первый элемент, а из двух оставшихся постройте новую букву. Дети конструируют букву л. - Добавьте еще один элемент, чтобы получилась буква м. 3. Объяснение последовательности начертания буквы. Данный вид работы может быть проделан демонстрационно учителем. Но больший эффект достигается, если объяснение дают сами дети. Шестилетки справляются с этим заданием легко. Пример такой работы: - А сейчас я покажу вам, как пишется буква н. Кто уже догадался, откуда надо начинать писать букву? Как ты догадался? (Первый элемент - прямая линия - начинаем писать от верхней линейки ). Кто догадался, где я закончу первый элемент? Научи других догадываться. И т. д. Такая работа позволяет сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересовать их, дать возможность ученикам почувствовать свою значимость, умелость. 4. Подготовка детей к письму включает те же моменты, что и на подготовительном этапе. Можно предложить учащимся напомнить друг другу правила посадки, пошептаться с ручкой, создать для тетради королевские условия. Можно эту работу организовать как показ образца для гостя урока и т.д. для предупреждения утомляемости учитель отрабатывает с детьми тактирование буквы: - Какие линии будем писать с напряжением? Линии сверху вниз: пишем в воздухе - раз, два. - попробуем написать в воздухе букву целиком: раз - и - и - два - и. 5. Отработка детьми начертания буквы и ее соединений по тетради-прописи. Последовательность работы на данном этапе урока должна быть следующей: - восприятие образца буквы и составляющих ее двигательных элементов. Дети поэлементно обводят букву. Очень оживляют урок и способствуют лучшему усвоению написания буквы такие упражнения, как: письмо букв цветным мелом (поэлементно) на доске; письмо букв мокрой кисточкой на доске;
- пробное воспроизведение двигательных элементов и буквы в целом по вспомогательным пунктирным линиям с фиксацией внимания учеников на начале и направлении движения;
- вторичное изучение образца с целью исправления возможных ошибок в начертании элементов и буквы. При исправлении ошибок эффективны упражнения: письмо сухой кисточкой на щеке, руке соседа или письмо рукой на спине соседа по парте. При этом решается вопрос: правильно ли я пишу? Дети могут понаблюдать за письмом друг друга в тетради и указать товарищу на ошибки;
- отработка начертания буквы по пунктирным линиям;
- упражнение в самостоятельном письме буквы. При выполнении этой работы ученикам уже можно доверить комментировать соединения;
- упражнение в письме соединений этой буквы с ранее изученными в слогах, сочетаниях, словах.
6. Звуко-буквенный анализ слов и предложений с последующей записью их в тетради. Слова и предложения подбираются в соответствии с темой урока и со страницей прописи. 7. Выполнение упражнения на развитие речевой культуры учащихся. Это могут быть упражнения творческого характера: сочинить, составить, подобрать слова, заменить их и т.д. 8. Выполнение логического упражнения должно быть связано с написанием данной буквы и букв, изученных ранее. 9. Рисование узора-бордюра.
|