Задачи. Накапливать у детей цветовые впечатления и развивать представления о цвете как об основном свойстве предметов, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к педагогу и к занятиям.
Оборудование. Ведерко с крышкой, комплект мелких предметов красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цвета (помидор, апельсин, лимон, огурец, слива, цветок, жук, снеговичок). Высота ведерка - 12 см, размер предметов-вкладышей — 3—4,5 см. Предметы яркие, их окраска примерно одинаковой насыщенности.
Ход занятия. Показывая ребенку ведерко, педагог предлагает открыть его и посмотреть, что там. Ребенок снимает крышку, достает мелкие предметы и с помощью взрослого раскладывает их на столе таким образом, чтобы они были в поле его зрения и не закрывали друг друга. Педагог называет те игрушки, которые ребенок вынимает из ведерка, отмечает, какие они красивые. Предметы размещаются на столе в соответствии с цветовой характеристикой: слева перед ребенком красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива, фиолетовый цветок. Черного жука и белого снеговика размещает сам ребенок. Предоставив возможность полюбоваться яркими игрушками, педагог предлагает ребенку снова собрать их. Придвинув к нему ведерко, педагог сначала сам кладет туда одну игрушку, ребенок следует его примеру. Когда все игрушки будут собраны, ведерко закрывается крышкой.
Если ребенок проявляет интерес к предметам, то педагог вместе с ребенком встряхивает ведерко, перемешивая в нем игрушки. Далее ребенок снова открывает ведерко и достает игрушки, размещая их на столе. Поведение детей на занятии педагог регулирует словами: открой, достань, положи, закрой. Важно поддержать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: «Молодец!», «Правильно», «Красивая у тебя игрушка».
Рекомендации и замечания. Цель занятия считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и вкладывает предметы в ведерко, открывает и закрывает крышку ведерка, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к игрушкам разного цвета. У многих детей может наблюдаться избирательное отношение к тому или иному цвету. Это зависит от их предшествующего опыта. На одном занятии, которое длится 5—8 мин, задание может выполняться дважды. С детьми старше 10 мес. занятие повторяется 3—4 раза в зависимости от их интереса. На втором году жизни занятие проводится дважды. С умственно отсталыми детьми любого возраста занятие проводится только при наличии заинтересованности ребенка.
Литература: Пилюгина Г.Э, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста" Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка
|