Дидактическая задача. Учить ребенка следить за перемещением находящихся в поле зрения игрушек.
Оборудование. Пластмассовые одноцветные кольца диаметром 5-7 см следующих цветовых тонов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового. Кольца по одному насаживаются на стержень длиной 60—70 см (см. цв. табл.).
Рекомендации.
Когда проводить занятие? При нормальном развитии ребенка такие занятия организуются с 4-10 дней жизни (Рекомендации из книги Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка) В случае патологии – с любого возраста при наличии неумения ребенка следить за перемещающимися предметами.
Где взять необходимый материал? Можно купить игрушечного петуха, состоящего из пластмассовых колец, нанизанных по типу пирамидки. В кольцах сбоку легко просверливаются ножницами отверстия по размеру диаметра стержня, затем кольцо надевается на конец стержня, и игрушка для показа готова.
Почему речь идет о кольце на стержне? Дело в том, что ребенку трудно поймать взглядом предмет. Взрослый ему показывает игрушку, а ребенок чаше всего смотрит не на показываемый предмет, а на лицо взрослого. Стержень как раз и необходим для того, чтобы в поле зрения ребенка была только игрушка. Можно ли обойтись без стержня? Можно, но только придется показывать игрушку, вытянув руку, стараясь не отвлекать ребенка.
Ход занятия.
Перед ребенком, лежащим на спине или сидящим за столом, на расстоянии 60—70 см по центру над его лицом взрослый начинает слегка покачивать кольцо. Амплитуда колебания предмета равна 7—5 см, частота — одно-два колебания в секунду. Задача взрослого — привлечь взгляд ребенка к перемещающемуся предмету. Главным условием является колебание игрушки при перемещении во всех направлениях. Начинать перемещать игрушку следует только тогда, когда ребенок ее увидит, т.е. сконцентрирует взгляд на колеблющемся предмете. Тогда взрослый начинает передвигать, слегка покачивая, кольцо вправо, затем влево, вверх, вниз, приближая его к ребенку на расстояние 20—30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки, примерно на 1,5 м от ребенка. После перемещения вправо взрослый возвращает игрушку к центру и из исходного положения начинает перемещать влево. Вернув предмет к центру, взрослый перемещает его вверх и снова к исходному положению. Таким же образом предмет перемещают вниз от глаз ребенка, затем приближают и удаляют. Размер игрушек диаметром 5—7 см наиболее удобен для этой цели. За игрушками большего или меньшего размера дети следят гораздо хуже. Следует также учесть, что в яркий, солнечный день малыши следят лучше за движением зеленых, синих, голубых, фиолетовых игрушек, в пасмурный день за предметами теплых цветовых тонов — красного, оранжевого, желтого. Предмет перемещается медленно, плавно, так, чтобы ребенок успевал следить за ним. В право и влево игрушку передвигают на такое расстояние, при котором ребенок сможет повернуть голову вслед за ней (практически на расстояние вытянутой руки взрослого). Таким же образом определяется расстояние при перемещении игрушки вверх (ребенок, следя за ней, запрокидывает голову) и вниз (опускает, прижимая подбородок к груди). Не беда, если ребенок при первом показе проследит за игрушкой, движущейся только в каком-либо одном направлении. В третий-четвертый раз ребенок будет следить за игрушкой, движущейся во всех направлениях.
Показ длится 1—2 минуты, повторяется два раза подряд, проводится один-два раза в день. Не следует заниматься с ребенком перед сном и более двух раз в день. Это может привести к переутомлению. Литература: Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка.
|