Дидактическая задача. Обогатить ребенка впечатлениями при рассматривании яркого живописного изображения, развивать цветовосприятие.
Оборудование. Используется жостовский поднос (или любой другой предмет с ярким насыщенным цветом стилизованных растений и цветов) размером 40 х 18 см с изображением цветов (см. рис.).
Ход занятия. У хорошо освещенной стенки взрослый размещает горизонтально живописный поднос. Ребенок лежит на животе на расстоянии 80—100 см от подноса. Взрослый при этом находится позади ребенка или сбоку, стараясь не попадать в поле зрения малыша, привлекает его внимание к ярким цветам, изображенным на подносе.
После 2—3 минут рассматривания при энергичных попытках малыша приблизиться к изображению взрослый приставляет ладонь к стопам ребенка, создавая таким образом упор для ног. Отталкиваясь ногами от ладони взрослого, малыш приближается к подносу, рассматривает его в новой позиции, трогает руками.
Затем ребенка опять кладут на живот на прежнем расстоянии от подноса и предоставляют ему возможность снова рассматривать яркие цветы, приблизиться к ним, энергично отталкиваясь ногами от ладони взрослого.
Игра длится 5—7 минут. При этом панно можно размещать как горизонтально, так и вертикально. Важна его хорошая освещенность.
Рекомендации.
1. При периодической замене предметов для рассматривания интерес ребенка к игре не пропадает довольно долго. Интервалы в несколько дней, после которых предмет воспринимается ребенком как новый, также поддерживают интерес.
2. В дальнейшем с промежутками в один-два дня игра может проводиться в течение трех-четырех недель. Продолжительность игры около 5 минут.
3. Ребенок с интеллектуальным недоразвитием может занимать удобную для него позу в течение всего занятия. Следует помнить, что предмет должен находиться в поле зрения ребенка, но на расстоянии чуть далее вытянутой руки. Ребенка следует побуждать к попыткам дотянуться до предмета.
Литература:
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка
|