Сергей Николаевич Поляков Игровая методика изучения согласных
Для того чтобы приступить к изучению букв, обозначающих согласные звуки (в дальнейшем для простоты я буду называть их просто "согласными"), вам совершенно необязательно дожидаться, пока ваш ребенок выучит все гласные. Изучение согласных может начинаться одновременно с изучением гласных на тех же пяти уроках.
Для начала выпишите или напечатайте все 10 пока еще неизвестных ему гласных в два столбца таблицы: В левый красным цветом,
| а в правый синим цветом
| А
| Я
| О
| Ё
| У
| Ю
| Ы
| И
| Э
| Е
| Скажите ребенку, что крупные красные буквы — это понарошку большие братья, а меньшие синие буквы — это маленькие братики. И те, и другие любят петь песенки.
Большие братья (красные буквы) поют стра-а-а-шными голосами, потому что они такие большие и притворяются страшными. Пропойте низким голосом А, О, У, Ы, Э так, как предлагал в первоначальном варианте своей методики выдающийся педагог-новатор Н. А. Зайцев. Не тратя понапрасну время на различные "попевки", я выбрал простейшую мелодию, соответствующую соль-фа-ми-ре-до.
А маленькие братики (синие буквы) поют то-о-о-ненькими голосочками, потому что они такие маленькие. Пропойте высоким голосом Я, Ё, Ю, И, Е (та же мелодия соль-фа-ми-ре-до, но на одну-две октавы выше). Пропевая, показывайте каждую букву пальцем.
Вы можете петь эти две песенки со своим ребенком по несколько раз в день уже после Урока № 1 до тех пор, пока ребенок не начнет их петь самостоятельно. Но ни в коем случае при этом не спрашивайте ребенка, где какая буква, ведь он только что приступил к изучению гласных с помощью стишка А-Я, О-Ё и пока не должен их знать. Не спрашивайте его это даже в том случае, если какие-то из гласных он уже знал раньше. Эти песенки не для изучения гласных, дети пока должны просто запомнить их на слух.
Вы можете спросить: "А зачем мы должны пропевать гласные, ведь мы же хотим учить согласные, а гласные мы и так уже начали учить другим способом?"
Сейчас вы все поймете. Эти песенки — лишь переходной этап к следующим песенкам, с помощью которых ваш ребенок и выучит согласные. К Уроку № 2 приготовьте шесть таблиц, аналогичных той, что была на Уроке № 1. Только теперь таблицы состоят из шести строк: в верхних строках размещены согласные, твердые — красные и мягкие — синие, а в остальных строках перед каждой гласной приписана согласная, и эти сочетания образуют короткие открытые слоги, или склады.
Таблицы можно написать или напечатать на плотной бумаге. ...
| Б
| Бь
| ...
| В
| Вь
| ...
|
| БА
| БЯ
|
| ВА
| ВЯ
|
|
| БО
| БЁ
|
| ВО
| ВЁ
|
|
| БУ
| БЮ
|
| ВУ
| ВЮ
|
|
| БЫ
| БИ
|
| ВЫ
| ВИ
|
|
| БЭ
| БЕ
|
| ВЭ
| ВЕ
|
|
... | Г | Гь | ... | Д | Дь | ... | | ГА | ГЯ | | ДА | ДЯ | | | ГО | ГЁ | | ДО | ДЁ | | | ГУ | ГЮ | | ДУ | ДЮ | | | ГЫ | ГИ | | ДЫ | ДИ | | | ГЭ | ГЕ | | ДЭ | ДЕ | |
З ЗЬ ЗА ЗЯ ЗО ЗЁ ЗУ ЗЮ ЗЫ ЗИ ЗЭ ЗЕ Л ЛЬ ЛА ЛЯ ЛО ЛЁ ЛУ ЛЮ ЛЫ ЛИ ЛЭ ЛЕ
Теперь вместе с ребенком вы сначала пропеваете песенки гласных, а вслед за ними точно так же песенки в шести таблицах: низкими голосами — песенки больших красных братьев и высокими — маленьких синих братиков.
Каждую песню предваряйте четким произношением согласных в верхних строках. Учите ребенка произносить согласные чистыми звуками, чтобы после согласных звуков не слышались гласные Ы и И, и прежде всего научитесь этому сами. Имейте в виду, что если ребенок привыкнет говорить Ды, Сы вместо чистых звуков Д, С, то и читать он будут впоследствии ло ды ка вместо ло д ка, сы ту л вместо с ту л. Если звук БЬ он будут произносить, как Би, то при чтении сам не сможет понять, где го лу бь, а где го лу би. И тогда его придется долго переучивать.
Покажите сразу ребенку в таблицах букву Ь и скажите, что она называется "мягкий знак". Время от времени напоминайте ему ее название. В эти таблицы не попала буква Й. Напишите ее на отдельной карточке, покажите ее ребенку и назовите так, как она звучит (а название "И краткое" ребенок узнает гораздо позже, когда будет читать книжки и учить алфавит). Скажите, что на этот звук начинаются слова йод и йогурт. Время от времени напоминайте ребенку об этой букве, произнося ее звуком.
Сложней всего и для детей, и, поначалу, для родителей произносить чистые звуки Б, В, Г, Д; БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ. Остальные легче, особенно глухие. А вот З и ЗЬ — совсем просто. Спросите детей: "Знаете, как большой комар гудит? З-З-З. Нет, не Зы, а З-З-З! Комар не умеет говорить Зы, он делает З-З-З. А как маленький комарик гудит? ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Комарик не умеет говорить Зи, он делает ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Вот так мы и называем эти буковки: З-З-З и ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ".
Пропевайте склады в этих шести таблицах вместе со своим ребенком ежедневно по несколько раз в день, а звуки в верхней строке называйте сами, не требуя этого от ребенка. Обычно, если мама не забывает делать это регулярно, к третьему уроку ребенок уже начинает самостоятельно и правильно называть твердые и мягкие согласные в каких-то двух таблицах из шести. В этом случае так же, как и при изучении гласных, используется принцип Глена Домана: после Урока № 3 эти две таблицы изымаются из ежедневной пропевки, а на их место добавляются две новые. М МЬ МА МЯ МО МЁ МУ МЮ МЫ МИ МЭ МЕ Н НЬ НА НЯ НО НЁ НУ НЮ НЫ НИ НЭ НЕ
В дальнейшем такая замена будет происходить каждый раз, как только ребенок в результате ежедневных пропевок запомнит две новые буквы.
Таким образом, ребенок ежедневно в промежутках между уроками будет петь с вами склады только из шести таблиц, не более, но таблицы по мере запоминания букв будут обновляться. А для того чтобы ребенок не забывал уже выученные буквы, ему достаточно будет пропевать их самостоятельно лишь во время уроков.
Напоминаю, что уроки проводятся с ребенком два раза в неделю преподавателем, но в роли преподавателя может быть и кто-нибудь из родителей, а в промежутках между уроками вы повторяете с ребенком содержание предыдущего урока.
После Урока № 4 вы уберете еще две таблицы и добавите две новые.Р РЬ РА РЯ РО РЁ РУ РЮ РЫ РИ РЭ РЕ П ПЬ ПА ПЯ ПО ПЁ ПУ ПЮ ПЫ ПИ ПЭ ПЕ
После Урока № 5 уберете еще две таблицы и добавите еще две новые.Ф ФЬ ФА ФЯ ФО ФЁ ФУ ФЮ ФЫ ФИ ФЭ ФЕ К КЬ КА КЯ КО КЁ КУ КЮ КЫ КИ КЭ КЕ
После чего у вас останутся невыученными еще восемь букв, т.е. четыре пары таблиц.Т ТЬ ТА ТЯ ТО ТЁ ТУ ТЮ ТЫ ТИ ТЭ ТЕ С СЬ СА СЯ СО СЁ СУ СЮ СЫ СИ СЭ СЕ Х ХЬ ХА ХЯ ХО ХЁ ХУ ХЮ ХЫ ХИ ХЭ ХЕ Ж ЖЬ ЖА ЖО ЖЁ ЖУ ЖИ ЖЕ
Ш ШЬ ША ШО ШЁ ШУ ШИ ШЕ Ч ЧЬ ЧА ЧО ЧЁ ЧУ ЧИ ЧЕ Щ ЩЬ ЩА ЩО ЩЁ ЩУ ЩИ ЩЕ Ц ЦА ЦО ЦУ ЦЫ ЦИ ЦЕ
Если вы по-прежнему будете проводить с ребенком по два урока в неделю, а от урока до урока пропевать по шесть таблиц, заменяя каждый раз по две таблицы, то на изучение этих оставшихся восьми букв вам понадобится еще две недели. А всего на изучение тридцати двух букв русского алфавита вы потратите от четырех до шести недель.
Я не оговорился: "тридцати двух букв русского алфавита". С тридцать третьей буквой Ъ вы познакомите ребенка позже, когда он уже будут читать слова, в которых эта буква встречается, поскольку, повторюсь, любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение, а слова с буквой Ъ он прочтет еще не так скоро.
Мне осталось только пояснить вам, как пропевать с ребенком некоторые склады в таблицах Ж, Ш, Ч, Щ, Ц. В девяти строках этих таблиц склады расположены парами. Это Ж-ЖЬ, ЖО-ЖЁ, Ш-ШЬ, ШО-ШЁ, Ч-ЧЬ, ЧО-ЧЁ, Щ-ЩЬ, ЩО-ЩЁ, ЦЫ-ЦИ. В каждой из этих пар склады пишутся по-разному, а звучат одинаково, поэтому при пропевании эти парные склады следует озвучивать одним и тем же соответствующим звуком, указывая поочередно на тот и другой склад. Одна моя четырехлетняя ученица предположила: "Они, наверное, близнецы". С тех пор я их тоже так называю детям.
Итог занятий по этой методике — освоение ребенком в кратчайший срок и без заметных усилий всех букв русского алфавита и приобретение им навыка называть их чистыми звуками. Ребенку, и в самом деле, не пришлось прилагать усилия. Он только слушал, повторял простые стишки, играл, пел песенки. И в результате легко освоил то, на что другие тратят месяцы и даже годы. А если кому-то для этого и довелось потрудиться, так это маме.
Эта простая методика стоит на трех китах: на принципе многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенном Гленом Доманом; на разработанных мной играх, закрепляющих каждый этап обучения; на пропевке таблиц складов, предложенной другим выдающимся педагогом Н. А. Зайцевым. Без последующей пропевки или, в крайнем случае, без проговаривания складов было бы крайне сложно научить ребенка произносить согласные чистыми звуками, т.к. многие согласные были бы почти неразличимы между собой на слух. Кроме того, пропевка этих таблиц не только помогает в изучении букв, но и знакомит ребенка со складами, а это первый шаг к обучению чтению*.
*Дальнейшие шаги в обучении чтению я изложил в своей игровой методике "Семь ступенек к книжке", использующей уже не таблицы, а так называемые "домики для букв". |