Задачи: расширение и обогащение словарного
запаса детей по лексической теме «Посуда»; совершенствование грамматического строя
речи (образование и правильное использование формы винительного падежа имен существительных;
образование относительных прилагательных; образование и употребление простых
распространенных предложений; образование и употребление сложноподчиненных предложений с союзом потому что)', классификация
предметов посуды по способу употребления
в быту (кухонная, чайная, столовая, кофейная).
Оборудование: картинка с
изображением Федоры, 3 большие картинки с изображением буфета, плиты, стола и 34 маленьких предметных
картинок с изображениями предметов посуды (чайник заварочный, чашка чайная, блюдце чайное, молочник,
сахарница, кофейник, нож столовый, вилка, ложка чайная, кастрюля, сковорода, чайник, миска, половник, дуршлаг, нож
кухонный, селедочница, супница,
тарелка глубокая, тарелка мелкая, ложка, масленка, сито, терка, стакан,
солонка, салатник, чашка кофейная, блюдце, конфетница, ложка кофейная, поднос,
соусник, доска разделочная).
Вариант 1
На наборное полотно выставляют картинку с изображением
Федоры. В качестве организационного момента можно использовать отрывок из стихотворения К.И.
Чуковского «Федорино горе».
Логопед сообщает детям, что у бабушки Федоры горе: от нее
ушла посуда. Затем логопед выкладывает на стол маленькие предметные картинки с изображением
посуды и предлагает детям назвать, какая посуда ушла от Федоры. Дети по одному подходят к столу
выбирают по несколько картинок, составляя простые распространенные предложения.
Образец ответа ребенка: От Федоры ушли сковорода,
кастрюля, чайник. От Федоры ушли чашка, чайник и блюдце.
Логопед предлагает помочь Федоре помыть посуду. Дети по
очереди выбирают любую маленькую картинку на наборном полотне и составляют предложение: Я
буду мыть кастрюлю. Я буду мыть чашку и т. д.
Вариант 2
Игра проводится с целью
дифференциации посуды по способу употребления в быту и отработки умения
составлять сложноподчиненные предложения. На наборное полотно выставляют 3
большие картинки с
изображениями буфета, плиты и стола. Логопед предлагает вспомнить, какая бывает
посуда, для чего она служит, как ее используют. Затем логопед предлагает детям
помочь Федоре и поставить посуду на место:
кухонную — на плиту, столовую — на стол, чайную и кофейную в буфет. Дети по
желанию выбирают предметные
картинки с изображением предметов посуды и расставляют ее по местам.
Образец ответа ребенка: Я поставлю чайник на плиту,
потому что это кухонная посуда.
Вариант 3
В подготовительной группе можно усложнить задание,
предлагая детям выбирать 2 картинки с посудой, разной по употреблению в быту,
чтобы дети составляли сложные предложения разных типов.
Образец, ответа ребенка: Я поставлю кастрюлю на плиту,
потому что это кухонная посуда, а чашку и блюдце в буфет, потому что это чайная
посуда.
Эту игру можно использовать с целью закрепления умения
детей образовывать относительные прилагательные. (Если чайник сделан из фарфора, какой это
чайник? Этот чайник фарфоровый.)
Источник: Игротека речевых игр. Выпуск
4. Волшебная посуда: игры на классификацию предметов посуды и развитие навыков словообразования для детей 5—7 лет с речевыми
нарушениями / С.М. Мельникова, Н.В. Бикина.-- М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д»,
2009
|