Основным отличием алалии от дизартрии и анартрии является то, что у детей с алалией нет параличей или парезов речевых органов, которые имеются при дизартрии. Поэтому отсутствие у них речи нельзя приписать нарушению иннервации мышц речевого аппарата со стороны бульбарных или псевдобульбарных систем мозга (Визель Т.Г., 2005). Многие дети с алалией успешно выполняют артикуляторными органами все или большинство неречевых движений, сходных с элементами движений, которые входят в артикуляторные комплексы звуков. Дети с дизартрией, как правило, неправильно выполняют большинство этих движений. У детей с алалией моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет им осуществлять артикуляторный акт. У детей остальных сравниваемых групп нарушение этого уровня составляет суть их патологии речи. При алалии расстраивается вся система языка, при анартрии только одна из подсистем – фонетическая. Расстройства произношения звуков у детей с алалией объясняются нарушением производства фонематических операций – выбора и комбинирования единиц (что в большей степени обусловлено контекстуальными условиями, сегментными и надсегментными влияниями: соседствующими звуками, структурой слога, в который входит звук, слоговой структурой всего слова, его длиной, местом ударения). У детей с анартрией и дизартрией расстройства произношения вызваны прежде всего нарушением фонетических (моторных) операций (Ковшиков В.А., 2006).
Дифференциальная диагностика алалии и дизартрии
Критерии
сравнения
|
Алалия
|
Дизартрия
|
Определения
|
Нарушение
структурно-семантического оформления высказывания
|
|
Отсутствие
или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры
головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка
|
Нарушение
произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого
аппарата
|
Системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все её
компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй
|
Нарушение
звукопроизношения и просодической стороны речи
|
Патогенез
|
Органическое
поражение речевых зон коры головного мозга:
·
Двигательных (моторных) – речедвигательный
анализатор поражен или недоразвит
·
Слуховых (сенсорных) – речеслуховой анализатор
поражен или недоразвит
|
Определяется
органическим поражением центральной или периферической нервной системы
|
Этиология
|
Воспалительные или алиментарно-трофические
обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в
т.ч.родовые), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС,
частые заболевания верхних дыхательных путей
|
Асфиксия, родовая травма, поражения ЦНС при
гемолитической болезни, заболевания
нервной системы, ЧМТ, нарушение мозгового кровообращения, пороки развития
нервной системы.
|
Особенности артикуляционного аппарата
|
Моторный
уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально
позволяет осуществлять артикуляционный акт
|
Наблюдается спатичность, либо паретичность,
гиперкенезы, тремор кончика языка, девиация языка, ассиметрия лица,
гиперсаливация.
|
Состояние общей моторики
|
Неврологические симптомы двигательных
расстройств (спастичность, паретичность мышц и мышечных групп, возможны
синкинезии и гиперкинезы, ручная / оральная апраксия, нарушения осанки и
походки, координации движений, статического равновесия - у 50 % детей).
Гиперактивность или заторможенность.
|
Симптомы двигательных расстройств выражены в
различной степени в зависимости от места и степени локализации поражения
(формы дизартрии): общая моторная неловкость, нарушение координации,
истощаемость движений. Легкие стертые двигательные дефекты. Недостаточный
объем, темп, плавность движений.
|
Состояние мелкой моторики
|
Нарушения
|
Действия неточные, нарушена переключаемость.
Тонус кисти рук, как правило, повышен.
|
Темп овладения речью
|
Темп овладения речью замедленный,
вероятность самокомпенсации низкая
|
Темп овладения смысловой стороной речи не
нарушен
|
Восприятие речи, коммуникативные навыки
|
Сохранно.
Стремление к общению, однако используются
неречевые средства: жесты, мимика.
|
Сохранно. Сформированность коммуникативных
навыков зависит от степени выраженности дизартрии.
|
Просодика
|
Без отклонений от нормы
|
Речь маловыразительна, отмечается
монотонностью, слабой эмоциональной окрашенностью. Темп речи часто ускорен,
иногда замедлен. Голос немодулированный по высоте и силе, назализован, тихий,
сиплый, хриплый или высокий. Речевой выдох укорочен.
|
Импрессивная речь
|
Нарушение понимания значений, выраженных
морфологическими элементами слов, затруднено понимание слов, сходных по
звуковому составу
|
Не имеет выраженных нарушений
|
Звукопроизношение
|
Возможно спонтанное формирования большинства
артикулем, трудности комбинирования отдельных элементов речи (даже простых в
артикуляторном отношении) в единое целое.
|
Нарушение формирования артикулемы
Как правило, нарушения однотипны, постоянны
(правильные варианты искаженных звуков встречаются редко).
Преимущественно
встречается искажение звуков: межзубные, боковые, горловой звук р,
произнесение ряда звуков из нижних позиций, т.е. преобладают
антропофонические дефекты.
М.б.
нарушена просодика: речь тихая с изменениями темпа и плавности. Затухающая,
мало выразительная.
Звукопроизношение
смазывается, ухудшается в потоке речи, произвольность речевых движений
нарушена.
По
структуре речевого дефекта группы ФНР, ФФНР, ОНР.
|
Слоговая структура слова
|
Выраженные нарушения в усвоении количества,
последовательности слогов в слове.
Искажение ритмического рисунка слова,
скандированность, паузирование, изменение мелодики слова
|
При корковой форме - ограничены возможности
к воспроизведению слоговой структуры слов
|
Активный словарный запас
|
Затруднено формирование полноценных лексем,
длительное использование аморфных слов-корней, звукоподражаний, звуковых
комплексов. Затруднения в
дифференцированном использовании лексических значений, овладении лексемами
обобщенного, неконкретного значения.
Диспропорция между активным и пассивным
словарем, существительными и другими частями речи, нарушение операции
извлечения нужного слова из семантического поля, вербальные парафазии.
|
Часто ниже нормы
|
Грамматический строй речи
|
Синтаксическая система языка формируется с
трудом, нарушения выражены резко.
Длительное использование стереотипных, однословных
предложений, при усложнении
синтаксической структуры нарушение порядка, пропуски слов в предложениях.
Выраженные затруднения в усвоении
морфологических явлений языка: овладении навыками словоизменения и
словообразования (использование слов в нулевой форме, ограниченное количество
прилагательных).
|
Недостаточная сформированность
грамматических форм и категорий
|
Навыки самостоятельного связного высказывания
|
Грубо нарушено. Ребенок не может установить
элементарные причинно-следственные и временные отношения
|
Варьируется. Доступны развернутые
высказывания в пределах обиходно-бытовой тематики
|
|