Суббота, 16.11.2024, 13:15Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
диагностика развития восприятия
диагностика развития внимания
диагностика развития памяти
диагностика развития мышления
диагностика развития речи
школьные знания и умения
исследование особенностей личности
протоколы, карты обследования
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Вам пригодился мой сайт?
Всего ответов: 118
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Педагогическая мастерская


    Главная » Статьи » Диагностика развития » диагностика развития речи

    ОТЛИЧИЯ АЛАЛИИ ОТ ДИЗАРТРИИ И АНАРТРИИ
       Основным отличием алалии от дизартрии и анартрии является то, что у детей с алалией нет параличей или парезов речевых органов, которые имеются при дизартрии. Поэтому отсутствие у них речи нельзя приписать нарушению иннервации мышц речевого аппарата со стороны бульбарных или псевдобульбарных систем мозга (Визель Т.Г., 2005).
      Многие дети с алалией успешно выполняют артикуляторными органами все или большинство неречевых движений, сходных с элементами движений, которые входят в артикуляторные комплексы звуков.
       Дети с дизартрией, как правило, неправильно выполняют большинство этих движений. У детей с алалией моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет им осуществлять артикуляторный акт. У детей остальных сравниваемых групп нарушение этого уровня составляет суть их патологии речи.
       При алалии расстраивается вся система языка, при анартрии только одна из подсистем – фонетическая.
       Расстройства произношения звуков у детей с алалией объясняются нарушением производства фонематических операций – выбора и комбинирования единиц (что в большей степени обусловлено контекстуальными условиями, сегментными и надсегментными влияниями: соседствующими звуками, структурой слога, в который входит звук, слоговой структурой всего слова, его длиной, местом ударения).
       У детей с анартрией и дизартрией расстройства произношения вызваны прежде всего нарушением фонетических (моторных) операций (Ковшиков В.А., 2006).

    Дифференциальная диагностика алалии и дизартрии

    Критерии сравнения

    Алалия

    Дизартрия

    Определения

    Нарушение структурно-семантического оформления высказывания

     

    Отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

    Нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата

    Системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй

    Нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи

    Патогенез

    Органическое поражение речевых зон коры головного мозга:

    ·       Двигательных (моторных) – речедвигательный анализатор поражен или недоразвит

    ·       Слуховых (сенсорных) – речеслуховой анализатор поражен или недоразвит

    Определяется органическим поражением центральной или периферической нервной системы 

    Этиология

     

     

     

    Воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т.ч.родовые), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС, частые заболевания верхних дыхательных путей

    Асфиксия, родовая травма, поражения ЦНС при гемолитической болезни,  заболевания нервной системы, ЧМТ, нарушение мозгового кровообращения, пороки развития нервной системы.

    Особенности артикуляционного аппарата

    Моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет осуществлять артикуляционный акт

    Наблюдается спатичность, либо паретичность, гиперкенезы, тремор кончика языка, девиация языка, ассиметрия лица, гиперсаливация.

    Состояние общей моторики

    Неврологические симптомы двигательных расстройств (спастичность, паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии и гиперкинезы, ручная / оральная апраксия, нарушения осанки и походки, координации движений, статического равновесия - у 50 % детей).

    Гиперактивность или заторможенность.

    Симптомы двигательных расстройств выражены в различной степени в зависимости от места и степени локализации поражения (формы дизартрии): общая моторная неловкость, нарушение координации, истощаемость движений. Легкие стертые двигательные дефекты. Недостаточный объем, темп, плавность движений.

    Состояние мелкой моторики

    Нарушения

    Действия неточные, нарушена переключаемость. Тонус кисти рук, как правило, повышен.

    Темп овладения речью

    Темп овладения речью замедленный,

    вероятность самокомпенсации низкая

    Темп овладения смысловой стороной речи не нарушен

    Восприятие речи, коммуникативные навыки

    Сохранно.

    Стремление к общению, однако используются неречевые средства: жесты, мимика.

    Сохранно. Сформированность коммуникативных навыков зависит от степени выраженности дизартрии.

    Просодика

    Без отклонений от нормы

    Речь маловыразительна, отмечается монотонностью, слабой эмоциональной окрашенностью. Темп речи часто ускорен, иногда замедлен. Голос немодулированный по высоте и силе, назализован, тихий, сиплый, хриплый или высокий. Речевой выдох укорочен.

    Импрессивная речь

    Нарушение понимания значений, выраженных морфологическими элементами слов, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу

    Не имеет выраженных нарушений

    Звукопроизношение

    Возможно спонтанное формирования большинства артикулем, трудности комбинирования отдельных элементов речи (даже простых в артикуляторном отношении) в единое целое.

    Нарушение формирования артикулемы

    Как правило, нарушения однотипны, постоянны (правильные варианты искаженных звуков встречаются редко).

    Преимущественно встречается искажение звуков: межзубные, боковые, горловой звук р, произнесение ряда звуков из нижних позиций, т.е. преобладают антропофонические дефекты.

    М.б. нарушена просодика: речь тихая с изменениями темпа и плавности. Затухающая, мало выразительная.

    Звукопроизношение смазывается, ухудшается в потоке речи, произвольность речевых движений нарушена.

    По структуре речевого дефекта группы ФНР, ФФНР, ОНР.

    Слоговая структура слова

    Выраженные нарушения в усвоении количества, последовательности слогов в  слове.

    Искажение ритмического рисунка слова, скандированность, паузирование, изменение мелодики слова

    При корковой форме - ограничены возможности к воспроизведению слоговой структуры слов

    Активный словарный запас

    Затруднено формирование полноценных лексем, длительное использование аморфных слов-корней, звукоподражаний, звуковых комплексов.  Затруднения в дифференцированном использовании лексических значений, овладении лексемами обобщенного, неконкретного значения.

     

    Диспропорция между активным и пассивным словарем, существительными и другими частями речи, нарушение операции извлечения нужного слова из семантического поля, вербальные парафазии.

    Часто ниже нормы

    Грамматический строй речи

     Синтаксическая система языка формируется с трудом, нарушения выражены резко.

     

    Длительное использование стереотипных,  однословных  предложений,  при усложнении синтаксической структуры нарушение порядка, пропуски слов в предложениях.

     

    Выраженные затруднения в усвоении морфологических явлений языка: овладении навыками словоизменения и словообразования (использование слов в нулевой форме, ограниченное количество прилагательных).

    Недостаточная сформированность грамматических форм и категорий

    Навыки самостоятельного связного высказывания

    Грубо нарушено. Ребенок не может установить элементарные причинно-следственные и временные отношения

    Варьируется. Доступны развернутые высказывания в пределах обиходно-бытовой тематики


    Категория: диагностика развития речи | Добавил: nehelenast (26.09.2020) | Автор: Елена
    Просмотров: 264 | Теги: ОТЛИЧИЯ АЛАЛИИ ОТ ДИЗАРТРИИ И АНАРТ | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]