В современном мире, мире в котором информационный поток, обрушивающийся на человека настолько велик, что людям волей не волей приходится прибегать с помощи разнообразной техники. Сейчас трудно представить себе человека, который не пользуется телевизором и радио, электрическим чайником и холодильником, печатной машинкой и компьютером, и этот список можно продолжать до бесконечности. Вся наша жизнь стала настолько зависеть от созданных нами вещей, что если бы человек вдруг лишился бы их, то существование человека в этом мире сильно осложнилось. Мы живем в век информации. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной науки и производства, быстро проникают в нашу повседневную жизнь, в школы и дома. За компьютер садятся все более молодые люди, дети младшего школьного возраста и даже дошкольники. Не обошел компьютер стороной и специальные школы – школы для детей с особенностями психофизического развития. Если целесообразность проведения компьютерного ликбеза в общеобразовательных школах никто уже не оспаривает, то вопрос о необходимости обучения информатике «особенных» детей, а именно детей с умственным недоразвитием остается спорным. Сфера их жизнедеятельности по окончании, как правило, вспомогательной школы представляется настолько узкой, что как-то не верится, что этим детям понадобятся знания, полученные на уроках информатики. Я также считаю маловероятным то, что умственно отсталый выпускник школы найдет себе работу, связанную непосредственно с созданием компьютерных программ. Не под силу ему окажутся и работы, связанные с управлением сложными программами. Однако, очень и очень много видов работы носят рутинный, непродуктивный характер. Например, все тот же набор готового (рукописного в черновом варианте) текста в Office или работа с множительной техникой. Из личного опыта знаю, что такая работа доступна всем выпускникам вспомогательной школы. И еще один аспект этой проблемы. Компьютер, по мере его становления как общедоступного инструмента обучения, призван расширить возможности учебно-воспитательного процесса. Создано и используется в педагогической практике, правда еще не очень системно, множество обучающих компьютерных программ для разных возрастов. Нельзя сбрасывать со счетов и возможность использования мультимедийных ресурсов: фильмы, музыку, иллюстрации, презентации и т.п. При этом педагоги давно оценили возможность использования одного технического средства вместо множества ТСО. Компьютер может одновременно заменить видеоплейер, магнитофон, телевизор, радиоприемник и даже демонстрационные плакаты и таблицы. При этом он не занимает много места, что также важно в условиях переполненного учениками класса. С точки зрения учителя-дефектолога, использующего компьютерные технологии для обучения детей с разным уровнем интеллектуального развития элементарным знаниям наук, считаю целесообразным обучение компьютерной грамоте учеников спецшкол на доступном им уровне, а именно, как пользователя компьютером, с тем, чтобы использовать эти умения при обучении другим образовательным предметам. В последние годы существенно изменился и взгляд на то, что понимается под компьютерной грамотностью. Десяток лет назад, в начале введения курса информатики в различные учебные заведения, под компьютерной грамотностью понималось умение программировать. Подавляющее большинство пользователей современных персональных компьютеров (ПК) очень далеки от программирования, да и не нуждается в этом. Поэтому минимальным уровнем компьютерной грамотности является овладение средствами компьютерных информационных технологий. Компьютерная грамотность определяется не столько умением программировать, сколько умением использовать готовые программные продукты, рассчитанные на неподготовленных пользователей. Разработка таких продуктов является весьма дорогостоящим делом в силу его высокой наукоемкости и необходимости совместной работы высококвалифицированных специалистов. Однако она окупает себя благодаря тому, что доступ к компьютеру сегодня получает практически каждый человек даже без специальной подготовки, включая школьника с интеллектуальным недоразвитием. Новое содержание образования (в том числе и нецензового) требует новых средств и новых форм его организации. Новое средство обучении – компьютер, предполагает переориентацию всех других компонентов дидактической системы в новое русло. Установка в школьном классе компьютеров есть не окончание, а начало системной перестройки всей технологии обучения в специальной школе. Преобразуется, прежде всего, деятельность субъектов образования - учителя и ученика. Им приходится строить принципиально новые отношения, осваивать новые формы деятельности в связи с изменением средств учебной работы и специфической перестройкой ее содержания. И именно в этом, а не в овладении компьютерной грамотностью учителями и учениками или насыщенности классов обучающей техникой, состоит основная трудность компьютеризации специального образования.
|