Суббота, 16.11.2024, 11:22Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
Русский язык (чтение и письмо)
Белорусский язык (чтение и письмо)
Математика
Человек и окружающий мир
Компьютерная грамота
Изобразительная деятельность
Музыка, ритмика
Физическая (АФК, ЛФК) культура
Трудовое обучение
Факультативы, занятия по интересам
Коррекционный компонент
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Педагогическая мастерская


    Главная » Статьи » Звонок на урок » Русский язык (чтение и письмо)

    РУССКИЙ ЯЗЫК. Пояснительная записка. Программа 1-5 кл 1 отд (ч.1)

    А в т о р ы - с о с т а в и т е л и: И. К. Боровская, А. М. Змушко

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

    Русский язык во вспомогательной школе с русским языком обучения занимает ведущее место в системе учебных дисцип­лин: он является не только предметом изучения, но и средст­вом обучения всем другим дисциплинам, постоянным средст­вом воспитания детей на уроках и во внеурочное время. В этом состоит непреходящее образовательно-воспитательное значение русского языка во вспомогательной школе. Язык является ос­новным средством познания окружающего мира и интеллек­туального развития детей, средством формирования личности ученика. Исключительно важна коррекционная роль языка в нормализации мышления ребенка с интеллектуальной недоста­точностью, в развитии его коммуникативных умений и форми­ровании положительных личностных качеств.

    Обучение языку во вспомогательной школе обеспечивает практику общения учащихся в устной и письменной форме в различных ситуациях, что вытекает из сути антропоцентри­ческой концепции языкового образования. Важно не то, что ученик знает о языке, а то, как он может пользоваться языком в повседневной жизни для удовлетворения своих нужд и по­требностей. Поэтому основной целью обучения языку во вспо­могательной школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся.

    В связи с этим начальный курс обучения языку во вспомо­гательной школе решает следующие задачи:

    корригировать и развивать познавательные способности, речь учащихся;

    повышать уровень общего развития и формировать нрав­ственные качества учащихся;

    формировать у школьников умение правильно и осмыслен­но читать доступный их пониманию текст;

    вырабатывать навыки каллиграфического письма;

    учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

    Программа ориентирована на реализацию антропоцентричес­кой концепции обучения языку, в которой главным является формирование языковой личности — способной полноценно вос­принимать и порождать речевые высказывания. Данная кон­цепция реализуется в программе через подачу речевого мате­риала по модели «Текст—предложение—слово—звуки и бук­вы». Программа ориентирована на взаимосвязанное комплекс­ное обучение всем видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму. Ее содержание способствует реа­лизации коммуникативной направленности обучения русскому языку. Грамматика перестает рассматриваться как предмет изучения, а становится средством овладения речью во всех ее функциях.

    Уроки русского языка в младших классах вспомогательной школы строятся так, чтобы усвоение знаний, формирование умений и навыков органично сочетались с развитием у каждо­го ребенка положительных качеств личности и способствовали комплексному решению задач обучения и воспитания.

    Программа по русскому языку включает следующие разделы:

    1. Обучение грамоте и развитие речи.

    2. Чтение и развитие речи.

    3. Практические грамматические упражнения и развитие речи.

    Ведущим принципом, который объединяет все эти разделы, является развитие речи.

    Не исключено, что требованиям, заявленным в програм­ме, будут отвечать знания и умения не всех учащихся. Поэто­му учитель определяет индивидуальную программу изучения языка для тех учащихся, которым недоступен данный объем требований. 

    ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ 

    Обучение грамоте включает три периода: добукварный, бук­варный и послебукварный. Продолжительность добукварного периода — первая четверть I класса, но в зависимости от уров­ня подготовленности детей она может быть увеличена. Букварный период начинается в I классе и заканчивается в третьей четверти II класса (может регулироваться учителем в зависи­мости от уровня подготовленности детей). Послебукварный пе­риод — второе полугодие (или четвертая четверть) II класса.

    ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД 

    Основные задачи добукварного периода — выявить особен­ности общего и речевого развития каждого ребенка, подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма, привить интерес к учебе и книге, обогатить жизненный опыт.

    Ведется работа по формированию у детей речевых навыков, слухового восприятия, по коррекции и совершенствованию звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной ориентации, по подготовке мышц руки к письму. В процессе обучения используются разнообразные дидактические игры и игровые упражнения. Дети учатся понимать обращенную к ним речь, правильно строить ответы на вопросы, выполнять словесные инструкции. В этот период используются такие виды работ, как беседы, рассказы учителя и детей, заучивание с голоса учителя стихотворений, загадок, считалок и скороговорок, рас­сматривание книг (10 минут в неделю на уроках подготовки к обучению грамоте).

    Должное внимание уделяется формированию фонематичес­кого восприятия на полисенсорной основе и развитию фонема­тического слуха.

    Развитие зрительного восприятия и пространственной ори­ентации направлено преимущественно на подготовку к вос­приятию образов букв, пространственного расположения их элементов и соединения с другими буквами. Такая работа спо­собствует предупреждению неточного восприятия печатных и рукописных букв и слов.

    Дети учатся пользоваться карандашом и ручкой. Осуществ­ляется практическое знакомство с понятиями «предложение», «слово», «слог», «звук».

    Значительное внимание уделяется развитию устной речи, обогащению словаря, развитию познавательной деятельности, внимания и памяти. Расширение словаря осуществляется за счет слов, называющих предметы, действия и признаки. 

    БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД 

    Обучение чтению и письму ведется параллельно на основе звукового аналитико-синтетического метода. Материалом для обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, слова, предложения, короткие тексты.

    Учитывая особенности аналитико-синтетической деятельно­сти школьников с интеллектуальной недостаточностью, опреде­ляется порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Буквы изучаются в следующей последовательности: восприятие общей формы, изучение элементов буквы и их расположения, сравнение с ранее изученными буквами; соотнесение звука и буквы.

    Слияние звуков в слоге и чтение слоговых структур осуще­ствляются постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау—уа), обратные слоги (ам, ум), затем прямые открытые слоги (ма, му), закрытые слоги (мох, сом) и слоги со стечением соглас­ных в начале и в конце слога или слова (пла, кла).

    Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур.

    При обучении письму важно научить школьников правиль­ному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упраж­нения в письме слогов, слов и предложений основываются на звуко-буквенном анализе, предварительной условно-графической записи и составлении слогов и слов из букв разрезной азбуки.

    Уделяется внимание формированию активной речи ребен­ка, что предполагает овладение им лексико-грамматической стороной речи и развитие форм и функций речи. Расширение словаря осуществляется за счет слов, называющих предметы, действия и признаки предметов. Восприятие предмета сопро­вождается не просто его называнием, а связным повествова­нием, сообщением об этом предмете с опорой на наглядность. В своем рассказе учитель многократно употребляет новое слово в сочетании с другими словами, тем самым показывая связь слов в предложении и предупреждая аграмматизм. Одновремен­но с расширением словаря проводится работа по развитию ком­муникативной функции речи, усвоению различных форм вы­сказываний: обращение—побуждение—просьба, обращение—со­общение, обращение—вопрос.

    Наряду с развитием активной речи внимание детей кон­центрируется на обращенной к ним речи и ее понимании. Ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, выделять существенные и несущественные связи, устанавливать причин­но-следственные отношения.

    Для снятия напряжения, переключения внимания с одно­го задания на другое вводятся элементы игры. Продолжается рассматривание книг-гармошек после прочтения их учителем (10—15 минут в неделю). 

       Далее  >>>  Послебукварный период >>>

      

    Категория: Русский язык (чтение и письмо) | Добавил: Nehlest (03.08.2009) | Автор: Нехведович Е.С.
    Просмотров: 5163 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/4 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]