А в т о р ы - с о с т а в и т е л и: И. К. Боровская, А. М. Змушко ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Русский язык
во вспомогательной школе с русским языком обучения занимает ведущее место в
системе учебных дисциплин: он является не только предметом изучения, но и
средством обучения всем другим дисциплинам, постоянным средством воспитания
детей на уроках и во внеурочное время. В этом состоит непреходящее
образовательно-воспитательное значение русского языка во вспомогательной школе.
Язык является основным средством познания окружающего мира и интеллектуального
развития детей, средством формирования личности ученика. Исключительно важна
коррекционная роль языка в нормализации мышления ребенка с интеллектуальной
недостаточностью, в развитии его коммуникативных умений и формировании
положительных личностных качеств.
Обучение языку
во вспомогательной школе обеспечивает практику общения учащихся в устной и
письменной форме в различных ситуациях, что вытекает из сути антропоцентрической
концепции языкового образования. Важно не то, что ученик знает о языке, а то,
как он может пользоваться языком в повседневной жизни для удовлетворения своих
нужд и потребностей. Поэтому основной целью обучения языку во вспомогательной
школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся.
В связи с этим
начальный курс обучения языку во вспомогательной школе решает следующие
задачи:
♦ корригировать
и развивать познавательные способности, речь учащихся;
♦ повышать
уровень общего развития и формировать нравственные качества учащихся;
♦ формировать
у школьников умение правильно и осмысленно читать доступный их пониманию
текст;
♦ вырабатывать
навыки каллиграфического письма;
♦ учить
последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Программа ориентирована
на реализацию антропоцентрической концепции обучения языку, в которой главным
является формирование языковой личности — способной полноценно воспринимать и
порождать речевые высказывания. Данная концепция реализуется в программе через
подачу речевого материала по модели «Текст—предложение—слово—звуки и буквы».
Программа ориентирована на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам
речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму. Ее содержание
способствует реализации коммуникативной направленности обучения русскому
языку. Грамматика перестает рассматриваться как предмет изучения, а становится
средством овладения речью во всех ее функциях.
Уроки русского
языка в младших классах вспомогательной школы строятся так, чтобы усвоение
знаний, формирование умений и навыков органично сочетались с развитием у каждого
ребенка положительных качеств личности и способствовали комплексному решению
задач обучения и воспитания.
Программа по
русскому языку включает следующие разделы:
1. Обучение грамоте и развитие речи.
2. Чтение и развитие речи.
3. Практические грамматические
упражнения и развитие речи.
Ведущим
принципом, который объединяет все эти разделы, является развитие речи.
Не исключено,
что требованиям, заявленным в программе, будут отвечать знания и умения не
всех учащихся. Поэтому учитель определяет индивидуальную программу изучения
языка для тех учащихся, которым недоступен данный объем требований.
ОБУЧЕНИЕ
ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Обучение
грамоте включает три периода: добукварный, букварный и послебукварный.
Продолжительность добукварного периода — первая четверть I класса, но в
зависимости от уровня подготовленности детей она может быть увеличена. Букварный
период начинается в I классе и заканчивается в третьей четверти II класса
(может регулироваться учителем в зависимости от уровня подготовленности
детей). Послебукварный период — второе полугодие (или четвертая четверть) II
класса.
ДОБУКВАРНЫЙ
ПЕРИОД
Основные
задачи добукварного периода — выявить особенности общего и речевого развития
каждого ребенка, подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками
чтения и письма, привить интерес к учебе и книге, обогатить жизненный опыт.
Ведется работа
по формированию у детей речевых навыков, слухового восприятия, по коррекции и
совершенствованию звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной
ориентации, по подготовке мышц руки к письму. В процессе обучения используются
разнообразные дидактические игры и игровые упражнения. Дети учатся понимать
обращенную к ним речь, правильно строить ответы на вопросы, выполнять словесные
инструкции. В этот период используются такие виды работ, как беседы, рассказы
учителя и детей, заучивание с голоса учителя стихотворений, загадок, считалок и
скороговорок, рассматривание книг (10 минут в неделю на уроках подготовки к
обучению грамоте).
Должное
внимание уделяется формированию фонематического восприятия на полисенсорной
основе и развитию фонематического слуха.
Развитие
зрительного восприятия и пространственной ориентации направлено
преимущественно на подготовку к восприятию образов букв, пространственного
расположения их элементов и соединения с другими буквами. Такая работа способствует
предупреждению неточного восприятия печатных и рукописных букв и слов.
Дети учатся
пользоваться карандашом и ручкой. Осуществляется практическое знакомство с
понятиями «предложение», «слово», «слог», «звук».
Значительное
внимание уделяется развитию устной речи, обогащению словаря, развитию
познавательной деятельности, внимания и памяти. Расширение словаря
осуществляется за счет слов, называющих предметы, действия и признаки.
БУКВАРНЫЙ
ПЕРИОД
Обучение
чтению и письму ведется параллельно на основе звукового
аналитико-синтетического метода. Материалом для обучения грамоте являются звуки
и буквы, слоговые структуры, слова, предложения, короткие тексты.
Учитывая
особенности аналитико-синтетической деятельности школьников с интеллектуальной
недостаточностью, определяется порядок изучения звуков, букв и слоговых
структур. Буквы изучаются в следующей последовательности: восприятие общей
формы, изучение элементов буквы и их расположения, сравнение с ранее изученными
буквами; соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков
в слоге и чтение слоговых структур осуществляются постепенно. Сначала читаются
слоги-слова (ау—уа), обратные слоги (ам, ум), затем прямые открытые слоги (ма, му), закрытые слоги (мох, сом) и слоги со стечением согласных в
начале и в конце слога или слова (пла,
кла).
Чтение слов
осуществляется по мере изучения слоговых структур.
При обучении
письму важно научить школьников правильному начертанию букв и соединению их в
слоги, слова. Упражнения в письме слогов, слов и предложений основываются на
звуко-буквенном анализе, предварительной условно-графической записи и
составлении слогов и слов из букв разрезной азбуки.
Уделяется
внимание формированию активной речи ребенка, что предполагает овладение им
лексико-грамматической стороной речи и развитие форм и функций речи. Расширение
словаря осуществляется за счет слов, называющих предметы, действия и признаки
предметов. Восприятие предмета сопровождается не просто его называнием, а
связным повествованием, сообщением об этом предмете с опорой на наглядность. В
своем рассказе учитель многократно употребляет новое слово в сочетании с
другими словами, тем самым показывая связь слов в предложении и предупреждая
аграмматизм. Одновременно с расширением словаря проводится работа по развитию
коммуникативной функции речи, усвоению различных форм высказываний:
обращение—побуждение—просьба, обращение—сообщение, обращение—вопрос.
Наряду с
развитием активной речи внимание детей концентрируется на обращенной к ним
речи и ее понимании. Ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, выделять
существенные и несущественные связи, устанавливать причинно-следственные
отношения.
Для снятия
напряжения, переключения внимания с одного задания на другое вводятся элементы
игры. Продолжается рассматривание книг-гармошек после прочтения их учителем
(10—15 минут в неделю).
Далее >>> Послебукварный период >>>
|