Понедельник, 23.12.2024, 05:23Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
Общая педагогика [16]
Коррекционная педагогика [5]
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Библиотека


    Главная » Файлы » Педагогика » Общая педагогика

    Дьяченко В.К. Два варианта новейшей педагогической технологии // Коллективный способ обучения (ч.1)
    [ ] 22.06.2010, 09:29

    Педагогическая технология лежит в основе разработки частных методик. Так, на основе педагогической технологии классно-урочной системы было разработано большое количество методик изучения русского языка, математики, физики, географии, истории и т.д.

    Технология классно-урочного обучения стала вводиться в школьную практику с XVI-XVII вв. В своих исследованиях мы постоянно подчеркивали единство организационной структуры классно-урочной и лекционно-семинарской систем. Каждая из них представляет собой разновидность группового способа обучения (ГСО), а поэтому есть основание утверждать, что на протяжении нескольких столетий в школах и вузах, можно сказать, безраздельно царствует технология группового способа обучения, которая еще в XV-XVIII вв. вытеснила технологию индивидуального способа обучения (ИСО).

    Основные звенья и этапы технологии классно-урочного обучения общеизвестны, но мы их вынуждены напомнить, дабы не допустить широко распространенной (почти всеобщей!) путаницы технологии и методики обучения.

    При ГСО, в частности в условиях классно-урочной системы, учитель готовит учащихся класса с новым материалом, работая одновременно со всеми учащимися как единой группой. Методы первоначального знакомства с новым материалом могут быть разными: лекция, беседа, просмотр кинофильма, самостоятельная или практическая работа, затем идет закрепление и объяснение того, что нужно будет ученикам сделать дома или в группе продленного дня.

    Особое звено: выполнение учащимися домашнего задания. Некоторые педагоги пытаются обучать без домашних заданий, но их опыт не становится массовым, и, как правило, он исчезает вместе с ними.

    Опрос или проверка домашнего задания. Энтузиасты проблемного обучения ввели термин "актуализация знаний". После изучения каждого крупного раздела проводится контрольная работа, диктант или обобщающее повторение с зачетом, работа над ошибками; в III и IV четвертях проводятся систематическое повторение изученного по данному учебному предмету в течении всего года, годовая контрольная работа (или другая форма проверки), непосредственная подготовка к экзамену, экзамен, перевод в следующий класс.

    В начале учебного года учитель с учащимися на протяжении двух-трех недель проводит повторение того, что было изучено в предыдущем классе. Затем снова действует один и тот же алгоритм технологии классно-урочного обучения вплоть до окончания средней, а затем и высшей школы. При этом, само собой разумеется, производятся те или другие отступления или отклонения от общей схемы. Но в принципе действует единая и всеобщая технология группо-индивидуального обучения. Именно эта технология привела школу и всю систему образования к всеобщему мировому кризису, который, может быть, наиболее болезненно протекает в школах и других учебных заведениях Российской Федерации и СНГ, так как на территории этих стран он происходит в условиях кризиса экономического, политического, продовольственного и межнационального.

    Мы исходим из того, что в школах идет постепенное вытеснение технологии ГСО (классно-урочного обучения) технологией коллективного способа обучения (КСО). Это явление закономерное, хотя вместо всемерного ему содействия оно искусственно тормозилось уже на протяжении более 70 лет. Процесс перехода от ГСО к КСО весьма сложен и довольно длителен, и все же его темпы в последнее десятилетие стали нарастать. Все больше учителей и руководителей школ осознают целесообразность и даже неизбежность перехода от ГСО к КСО для устранения современного школьного кризиса и кардинального улучшения дела образования в стране.

    Совместно с учителями школ города Красноярска и Красноярского края нами была разработана и проверена на практике технология, которая уже в печати получила название "красноярская". Ее подробное описание дано авторами в книге "Новая педагогическая технология и ее звенья" (изд-во Красноярского университета, 1994). Поэтому нет необходимости вдаваться в подробности, можно ограничиться алгоритмом, в котором следует выделить двенадцать звеньев. Все звенья, или этапы указывают на действия учащихся, изучающих учебный предмет по программе данного класса. Это может быть любой класс кроме первого. Я лично начинал работать по новой – теперь уже новейшей – технологии с 3-го класса.

    Напомним, что все ученики в нашем классе являются также и учителями: тот, кто продвинулся вперед хотя бы на одну тему, обучает и проверяет того, кто следует за ним. Все ученики "расположены" в виде лесенки. Если обозначим большими латинскими буквами учеников, а цифрами – номера тем, то получается следующая лесенка:

    Впереди всей группы находится ученик А, который изучает § 91 и будет этот параграф излагать ученику В после того, как последний справится с § 90, то есть выполнит соответствующие задания и будет проверен. Ученика В по каждой новой теме обучает и проверяет ученик А, правда, нередко это делают старшеклассники или учитель, и это совсем неплохо. Иногда к работе подключается (обучать и проверять) родители.

    Если взять ученика С, то его постоянным и непосредственным учителем (обучающим и проверяющим) является ученик В. Но ученика С могут проверить все те ученики, которые по программному материалу находятся впереди; они же могут – если ученик В по какой-то причине не может или затрудняется – оказать ему своевременную помощь, консультацию. В свою очередь С является непосредственным и постоянным учителем для ученика Д. Но бывают случаи, когда С должен оказать помощь ученику Е или кому-нибудь из тех, кто по программному материалу отстает от Д.

    В классе обычно три-четыре группы, равносильных по составу и образующих своеобразные цепочки-лесенки по 6-9 человек в каждой:

    Мы здесь показали, что интервалы между впереди идущими и следующими за ними могут быть разными: в одну, две и даже три-четыре темы. Сами же группы-лесенки состоят из ребят разных способностей и разных темпов продвижения вперед. Технологическая цепочка изучения программного материала по учебному предмету состоит из следующих звеньев:

    I. Двукратное изложение нового материала по опорным сигналам, выполняемое обучающим. Для обучаемого – первоначальное знакомство с этим материалом.

    II. Перерисовывание и переписывание опорного конспекта себе в тетрадь, постановка вопросов обучающему.

    III. Чтение соответствующего текста по учебнику, поиски ответов на вопросы путеводителя (программы-вопросника).

    IV. Ответы ученика тому, кто обучал, по программе-вопроснику или в виде свободного изложения. Проверяется готовность выполнять упражнения и преподавать.

    V. Выполнение упражнений (решение задач), указанных в программе-вопроснике.

    VI. Проверка выполнения упражнений – как устных, так и письменных.

    VII. Сдача зачетов или контрольная работа с последующим выполнением заданий теми, кто допустил ошибки.

    VIII. Те ученики, которые значительно опередили сверстников и имеют достаточно резервного времени, могут выполнять работы творческого, факультативного характера, решать задачи повышенной трудности, готовить доклады, вести небольшие самостоятельные исследования.

    IX. Повторение всего материала данного года обучения, решение задач комплексного характера, зачеты и годовые контрольные работы

    X. Непосредственная подготовка к экзамену.

    XI. Экзамен.

    XII. Каждый, кто успешно сдал экзамен, готовит одного-двух очередников.

    В Красноярской педагогической технологии звенья и этапы обучения не разделены: каждое звено – это этап. А между тем звено по смыслу является только составной частью этапа. Каждый этап состоит из нескольких звеньев. Такое расчленение технологической цепочки процесса обучения было нами произведено позже, в 1993-94 учебном году.

    Администрация школы № 6 города Лангепаса Тюменской области предоставила в мое распоряжение 7 "в" класс с тем, чтобы с 11 по 17 января 1994 года включительно я смог перевести преподавание алгебры в этом классе на новую педагогическую технологию. С классом я мог заниматься столько времени, сколько мне было нужно. На педагогическом совете я предупредил, что первые два дня расписание менять не следует, так как начну работать всего лишь с одним единственным учеником (желательно с наиболее способным), затем через час или два возьму второго ученика и проверю, как первый обучает второго, затем третьего и т.д.

    В этом классе вела тогда математику молодая учительница Светлана Георгиевна Пикалова (6 лет стажа). В первый день я занимался с Денисом Муравлянским, через полтора часа был приглашен Александр Казимирский, и с ним работал Денис; еще через час двадцать минут – Оксана Гой, и ее обучал Александр. Только в конце учебного дня была приглашена Марина Козлова, с которой с которой занималась Оксана Гой. На все это ушло шесть уроков. Два последних урока по расписанию – математика. Первые три часа Светлана Георгиевна только наблюдала за моей работой с ребятами и никаких самостоятельных шагов не предпринимала. В четвертом часу она пригласила Аню Комкину (тоже отличницу по математике) и стала пробовать с ней § 28, с которого должно начинаться изучение алгебры в 3-й четверти. Светлана Георгиевна вместе с Аней Комкиной стали формировать 2-ю группу-лесенку.

    Первую группу мы формировали с Денисом. За первый день Денис успел проработать четыре параграфа (§§ 28-31), Александр Казимирский – 3 параграфа, Оксана Гой – 2 и Марина Козлова – 1.

    На следующий день было четыре урока математики. Первая сформирована группа-лесенка состояла из 7 учеников, ведущим был все время Денис Муравлянский, а его ближайшими помощниками Саша Казимирский и Оксана Гой. Вторую группу во главе с Аней Конкиной заканчивала комплектовать Светлана Георгиевна. Вместе с ней и по очереди с 4-го урока первого дня мы начали комплектовать и 8-ю группу-лесенку во главе с Эмилем Петлиным. Ее комплектование было закончено 13.01.94.

    Таким образом, весь класс был разбит на три примерно равносильные группы по 7 человек в каждой группе.

    В процессе занятий технологию обучения пришлось несколько изменить, в основном в сторону ее упрощения. Перестали отождествлять этапы и звенья. Выделили три этапа и так же, как в красноярской, 12 звеньев

    Первый этап: первоначальное знакомство (изучение) новой темы.

    Второй этап – основная проработка темы: решение более сложных задач, контрольные работы, доработка отдельных тем и вопросов.

    Третий этап: экзаменационный и послеэкзаменационный периоды.

    В целом Лангепасский вариант новой педагогической технологии можно представить в виде следующей рабочей схемы.

    1-й этап

    I. Изложение нового материала по опорным конспектам переносится на третий этап. Вместо изложения я предложил Муравлянскому читать текст § 28 и по ходу чтения задавал ему вопросы, на которые он, пользуясь книгой (учебником), тут же отвечал.

    Особое внимание я обратил на упражнения: образцы решения задач и примеров. Дальше мы воспользуемся терминами "обучаемый" и "обучающий".

    II. Затем обучаемый перечитывает текст самостоятельно и попутно ставит вопросы обучающему. Иногда в конце нового параграфа сформулированы вопросы, на которые обучаемый должен ответить.

    III. Обучаемый записывает в свою тетрадь образцы выполнения упражнений (решения задач или примеров), выполняет простейшие задания, которые обычно даны в учебнике для повторения и закрепления теоретического материала.

       ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>>

           

    Категория: Общая педагогика | Добавил: Nehlest | Теги: коллективные способы обучения, КСО, педагогические технологии
    Просмотров: 4958 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/4 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]