Суббота, 04.05.2024, 21:04Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
Общая педагогика [16]
Коррекционная педагогика [5]
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Вам пригодился мой сайт?
Всего ответов: 118
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Библиотека


    Главная » Файлы » Педагогика » Общая педагогика

    Дьяченко В.К. Два варианта новейшей педагогической технологии // Коллективный способ обучения (ч.2)
    [ ] 22.06.2010, 09:33

    ЧИТАТЬ НАЧАЛО >>>

    IV. Обучающий проверяет знание теории его подопечных и правильность выполнения заданий.

    V. Если обучаемый усвоил теоретический материал и правильно выполнил простейшие задания к нему, то он может брать новый параграф. Обычно новый текст читает обучаемый, а обучающий его внимательно слушает, ставит вопросы и, если есть необходимость, дает объяснения, оказывает помощь.

    2-й этап

    VI. Второй этап начинается с повторения всего программного материала данного года обучения или повторения крупного раздела. Повторяется весь теоретический материал и выполняются более сложные упражнения, решаются задачи комплексного содержания, требующие знания разных тем и даже разных разделов.

    VII. По изученному материалу проводятся зачеты и контрольные работы. Проверка знаний по теоретическому материалу производится по программе-вопроснику. В программе-вопроснике также указаны все упражнения (номера задач), которые должны быть выполнены, и контрольные работы, к которым ученики должны быть подготовлены. Зеленый свет, беспрепятственный переход от одного крупного раздела к другому, третьему и т.д. дается только тем ученикам, которые пишут контрольные работы и сдают устные зачеты на "5" или полноценную "4", Те же, кто показывает знания на "3" или "2", работают над ошибками, выполняют соответствующие упражнения и снова пишут контрольные работы или сдают устные зачеты, добиваясь более высокого качества знаний и умения.

    VIII. Ученики, которые достигли значительного опережения в изучении программного материала, могут изучать внепрограммный материал, решать задачи олимпиадного содержания, писать творческие работы готовить доклады, вести посильные исследования. Естественно; все эти виды работ носят факультативный характер и выполняются только по желанию учащихся, которые не рискуют попасть в число отстающих.

    IX. Зачеты и годовые контрольные работы для тех учащихся, кто закончил повторение всего курса данного года обучения. Только ученики, овладевшие программным материалом и получившие "4" и "5", могут приступать к следующему этапу.

    3-й этап

    X. Непосредственная подготовка к экзаменам. Ученикам, которые готовятся к экзаменам, рекомендуется использовать опорные конспекты, так как на экзаменах от них требуется не только умение отвечать на отдельные вопросы, но и последовательное изложение разных тем. Опорные конспекты могут быть с успехом заменены обыкновенным планом, что выбирают ученики и их преподаватели. Важно, чтобы изложение учащихся было правильным, уверенным, логически последовательным и без пробелов.

    XI. Экзамены проводятся в любое время года, что определяется готовностью учащихся и возможностями педагогов, входящих в состав комиссии.

    XII. После экзаменационная работа не сводится к механическому повторению материала, изученного по программе предыдущего года обучения, а предлагает обязательное участие в подготовке одного-двух учеников к экзамену. Ученики, успешно сдавшие экзамен, могут некоторое время выполнять функции помощников (ассистентов) учителя. В принципе они могут выполнять все функции; объяснять отдельным ученикам новый материал, проводить устные и письменные проверки, ставить оценки за устные ответы и контрольные работы (или диктанты), вести учет и решать организационные вопросы.

    Мы рассмотрели этапы и звенья технологии обучения, которая разрабатывалась на протяжении многих лет и в разных школах (в Манской школе, в школе № 21 г. Красноярска, в школе № 12 г. Новокузнецка и др.), но оформилась как особый вариант новой (или новейшей) педтехнологии только в школе № 6 г. Лангепаса. Поэтому мы и назвали этот вариант технологии "Лангепасский". Разумеется, я не считаю, что этот вариант педтехнологии уже не допускает никаких изменений и улучшений. Напротив, отдельные усовершенствования желательны. Не исключаю возможность и целесообразность новых вариантов всей педагогической технологии в целом.

    Хочу обратить внимание на то, что технологическая цепочка при изучении разных учебных предметов допускает отклонения, и к тому же значительные. Например, по географии или по истории выполнение упражнений (решение задач) – третье звено, может отсутствовать. Но не исключается также и то, что учитель, помимо текста учебника, предложит своим ученикам выполнить определенные задания, например, зарисовки, наблюдения, проблемных вопросов.

    Нам задают иногда вопрос: "А где в этой технологии работа профессионального педагога?" Вопрос вполне резонный. Я стремились показать все звенья и этапы деятельности учащегося, школьника, которому приходится выполнять функции обучающего.

    Функция профессионального педагога прежде всего состоит в том, чтобы в классе (точнее, в образовательном коллективе) вся работа происходила в соответствии с приведенными выше звеньями и этапами, чтобы не подавлялось и не искажалось развитие каждого отдельно взятого ученика.

    Наша первая педагогическая заповедь: ни один ученик не должен выпадать из поля зрения педагога. Новая (или новейшая) педагогическая технология потому и предлагается, вводится в школьную практику, что ее применение может существенно поднять уровень успехов и интеллектуального развитие каждого школьника.

    Но есть немало учеников, которые еще не могут эффективно сотрудничать со своими одноклассниками или учащимися других классов. Их, само собой разумеется, не следует немедленно переводить на новую педтехнологию.

    Также далеко не все педагоги с готовностью берутся за новую педтехнологию: они часто не сразу могут внутренне себя перестроить, изменить свое привычное поведение.

    Я не даю описания деятельности педагога в условиях новой педтехнологии, так как его деятельность почти не имеет ограничений. Учитель может в своем классе (образовательном коллективе) делать, все, что он считает целесообразным. Если есть необходимость, то он может прочитать для всех учащихся лекцию или провести общеклассную беседу. Это его право. Но этим правом нужно научиться пользоваться разумно, не злоупотреблять им.

    Если, например, учитель начнет обстоятельно излагать каждую тему для всех учащихся класса, то не окажется времени для самостоятельной работы учащихся и работы в парах сменного состава. Педагог может вести занятия не только со всеми учащимися одновременно, но также с отдельными группами учащихся и особенно с отдельными учениками. Его работа не ограничивается консультациями и организацией учебного процесса. Он может, если необходимо, заниматься всеми делами класса и каждого отдельного ученика. Кстати, для этого у него появляется гораздо больше времени, чем при традиционном обучении.

    Откуда у учителя берется свободное время непосредственно в процессе занятий? Если у учащихся есть программы-вопросники и в классе созданы группы-лесенки со своим естественным самоуправлением, то все ученики знают, что им необходимо делать не только в данный момент, но и на протяжении длительного времени. Что же касается консультаций и своевременной помощи, то это решается всеми впереди идущими и теми, кто возглавляет каждую группу. Так как у каждого ученика есть тот кто, его опережает, хотя бы на одну-две темы, то у него нет необходимости обращаться за помощью к педагогу. Даже если впереди идущий не может оказать немедленной помощи, затрудняется что-то ответить, то в каждой группе есть лидеры – помощники учителя, которые весь учебный предмет за данный год обучения изучили и успешно сдали экзамен. Они-то в любой момент готовы выполнить функции учителя. В классе могут также быть и учащиеся старшего возраста. Такая разновозрастная и разноуровневая группа-класс может долгое время работать самостоятельно как самообразовательный коллектив. Такой класс – самообразовательный коллектив может успешно работать без педагога не только один час или один день, но и на протяжении всей недели, как это было с 3-м классом школы № 2 г. Якутска, когда учительница Агафья Илларионовна Говорова уезжала на научно-практическую конференцию в г. Красноярск.

    Подобные случаи происходили и у учителей школы № 6 г. Лангепаса Тюменской области, в школе № 12 г. Новокузнецка и в других школах, где учителя и их учащиеся перешли на новую педагогическую технологию.

    В сознании все большего числа учителей новая педагогическая технология – как в лангепасском, так и в красноярском вариантах – связывается с демократической системой обучения по способностям. Проблему обучения учащихся по способностям решали обычно упрощенным путем и не задумывались над тем, является ли такое решение демократическим или, напротив, антидемократическим. Отбирали учеников, которые в школе проявляли какие-нибудь особые способности в музыке, в живописи или в математике, и направляли в школы для одаренных детей: музыкальные, художественные, математические. Если же в школе имелась возможность открыть классы с определенным уклоном, то организовывали обучение одаренных детей в этих классах. А для того, чтобы избежать ошибок в отборе детей, проводили тестирование, конкурсы, выставки и даже экзамены.

    Внешне такая организация отбора, приема и обучения выглядела как проявление особой заботы об одаренных детях. Но ведь это возможно лишь до тех пор, пока число одаренных было ничтожно малое, исчислялось единицами на тысячу и даже десятки тысяч школьников. И, главное, это противоречит современным взглядам на развитие способностей у детей. Наука и жизнь дают все новые и новые доказательства того, что все или почти все дети от рождения обладают огромными возможностями развития, вот только эти возможности, задатки остаются нереализованными в раннем детстве – в дошкольном возрасте, а в классно-урочной школе систематически происходит их массовое торможение. Поэтому-то и считаются одаренными единицы из тысяч и десятков тысяч детей.

    Пока массовая школа остается классно-урочной школой, такое массовое убийство талантов (а как еще это явление можно назвать!), как писали еще в 60-е годы М. Петров и А. Потемкин[1], неизбежно. И такое положение, при сохранении ГСО, как показала вся история школы и системы образования, неисправимо. Открытие отдельных школ или классов, факультативов и кружков – это не решение огромной социальной проблемы развитие способностей у детей и школьников.

    Если исходить из того, что все нормальные дети обладают огромными возможностями развития, что их природные способности систематически сдерживаются классно-урочной системой обучения, то переход на новую педагогическую технологию, где каждый ученик может продвигаться вперед, качественно овладевать науками, языками, искусствами в соответствии со своими способностями, интересами и настойчивостью, трудолюбием, уже сам по себе является переходом на демократическую систему обучения.

    Наш опыт в школе № 21 г. Красноярска и в других школах показывает наглядно, что учеников, которые опережают общепринятые сроки в экспериментальных классах, примерно 25-30%. Одновременно эти ученики показывают высокое качество усвоения программного материала. Основная масса учащихся (50-60%), качественно овладевает программным материалом, укладывается в принятые сроки, но продвигается без существенного и устойчивого опережения. Однако есть ученики (15-20%), которые отстают от своих сверстников, хотя по качеству знаний они не редко не уступают тем, кто значительно их опережает. А значит, все глубже проявляется творческий потенциал юного человека.

    Разве не в этом суть высокоэффективной демократической системы обучения? Поэтому, считаю, что те школы, которые переходят на педагогическую технологию обучения по способностям, становятся школами подлинно демократическими.

    [1] Петров М., Потемкин А. Наука познает себя // Новый мир. – 1968. – № 6. – С. 244.

    Категория: Общая педагогика | Добавил: Nehlest | Теги: КСО, коллективные способы обучения, педагогические технологии
    Просмотров: 2117 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.8/6 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]