Среда, 15.05.2024, 04:34Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
восприятие
внимание
память
мышление
речь
личность
возрастные показатели развития
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Вам пригодился мой сайт?
Всего ответов: 118
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Педагогическая мастерская


    Главная » Статьи » Особенности психофизического развития детей » восприятие

    Развитие дошкольника: восприятие


       

      Дошкольный возраст – важный период, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в ходе учебной деятельности. Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьника – мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для его возраста деятельность, то может возникнуть задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений при переходе на следующий этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка. 

       В дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь. Ребенок активно осваивает окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. 

       Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию. Приоритет займет мышление, которое будет перерабатывать информацию, полученную через восприятие. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений. Если по каким-либо причинам восприятие у ребенка не развито, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности. При серьезных отставаниях может наблюдаться задержка психического развития. 

       Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов. Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, ускоренное физическое и психическое развитие. 

       Восприятие обеспечивает получение и переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Восприятие помогает отличить один предмет от другого, выделить какие-то предметы и явления из ряда других похожих или не похожих на него. 

       У вашего ребенка хорошо развито восприятие, если в дошкольном возрасте он: 
       Различает геометрические фигуры, знает их названия. 
       Различает предметы по цвету. Умеет сопоставлять основные цвета и их оттенки. 
       Умеет различать предметы по величине, длине, высоте, толщине, ширине. 
       Умеет воспринимать такие характеристики пространства, как: верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, далеко, близко. 
       Воспринимает такие характеристики времени, как: время суток (утро, день, вечер, ночь); времена года (весна, лето, осень, зима); течение времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра) 
       Умеет воспринимать свойства предметов с помощью таких органов чувств, как осязание, вкус, обоняние, слух. Знает такие характеристики, как: горячий, холодный, теплый; гладкий, колючий; твердый, мягкий; мокрый, сухой; и т.д. 
       Правильно понимает взаимоотношения героев на сюжетной картинке. 
       Правильно воспринимает смысл сказки, рассказа. 

       Своевременное выявление отставания в каком-либо из видов восприятия может помочь избежать неудач на первых этапах школьного обучения.

       Восприятие объединяет все свойства предмета и формирует у нас представление о предмете со всеми его свойствами. Когда представления неточные, неверные, ребенок может путать предметы, не узнавать их, не сможет правильно ими пользоваться. Задача развития восприятия заключается в том, чтобы сформировать у ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях. 

       Чтобы развить восприятие, надо обучить ребенка действиям с предметами. И не любым действиям, а таким, которые помогут ребенку обнаружить основные свойства предмета, его назначение, особенности. Как можно раньше начинайте обращать внимание ребенка на различные признаки предметов. Загадывайте друг другу загадки (нужно рассказать о предмете, не называя его), поиграйте в интересную игру «Кто больше расскажет?»: выберите любой предмет и попробуйте вместе с ребенком перечислить как можно больше его признаков: какого цвета этот предмет, какой формы, размера, каков он на ощупь, можно ли его попробовать на вкус, какие звуки он может издавать – чем больше признаков предмета Вы вместе с ребенком сможете перечислить, тем лучше. Эта игра очень полезна для развития речи ребенка. 

       Учите ребенка наблюдать, замечать малейшие отличия. Ребенок быстро будет узнавать знакомые предметы, их отличие и сходство. Сформированное восприятие создает условия для формирования мышления

       О том, как определить уровень развития восприятия у ребенка можно узнать здесь >>>, а каким образом можно совершенствовать эту психическую функцию, здесь >>>

    Категория: восприятие | Добавил: Nehlest (06.08.2011) | Автор: Нехведович Е.С.
    Просмотров: 2331 | Теги: психология дошкольника, развитие восприятия дошкольника | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]