Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом. Лепка является одним из видов художественного творчества. Еще дошкольном возрасте дети учатся лепить из пластилина, глины, теста доступные формы.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей, особенно для детей с ограниченными возможностями. Психологами доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Развитию «ручной умелости» способствуют занятия по лепке.
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, лепка в педагогическом процессе выполняет следующие функции:
Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и, конечно, речи);
Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей;
Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества;
Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения;
Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Инструменты и приспособления для лепки из пластических материалов:
клеенка или доска (фанерка, пластиковая подставка) для работы с материалом;
кусочек ткани для вытирания рук;
емкость с водой;
стеки деревянные или пластмассовые, нож;
скалка;
фактурная ткань; формы, штампы, формочки для выдавливания;
Задачи обучения:
1. Знакомство с материалами и подготовка к работе:
- греть пластилин, держа в руке;
- разминать пластический материал;
- отбивать глину;
- раскатывать материал скалкой;
2. Учить делить на части:
- отрывать кусок пластилина (глины, теста) от целого куска;
- откручивать кусок пластилина (глины, теста) от целого куска;
- отщипывать маленький кусочек от целого куска;
- отрезать кусок пластилина (глины) стекой;
3. Учить заполнять форму:
- размазывать пластилин по шаблону;
- размазывать пластилин внутри рельефного контура;
- размазывать пластилин внутри контура;
- размазывать по форме глину;
- выкладывать готовые формы внутри контура;
- заливать форму;
4. Учить придавать форму:
- раскатывать пластилин (глину) продольными движениями ладоней (колбаски) на досочке и в руках;
- катать толстые и тонкие, длинные и короткие колбаски;
- раскатывать пластилин (глину) вращательными движениями (шарики) на досочке и в руках;
- катать большие и маленькие шарики;
- вырезать ножом форму по шаблону;
- вырезать ножом форму по контуру;
-выдавливать форму формочками;
5. Учить соединять составные части:
- соединять путем плотного прижатия;
- соединять путем примазывание;
- соединять путем прищипывание;
6. Учить видоизменять одну форму в другую:
-учить сгибать колбаски;
- учить вдавливать углубления на поверхность шара;
- учить расплющивать между ладонями пластилин (глину);
- учить вытягивать столбик из короткого толстого цилиндра, округлять и заострять концы его, образуя формы;
-учить детей оттягивать небольшие детали;
- учить защипывать края формы кончиками пальцев;
7. Учить оформлять изделия:
- учить детей наносить на форму рисунок пальцем, различными инструментами;
- учить дополнять изделия мелкими деталями;
- учить наносить на изделие природный материал, монетки, крупу и т.д..
- учить детей лепить знакомые предметы, объекты из одного куска пластилина (глины) (тарелка, овощи и др)
- учить лепить знакомые предметы, объекты из двух кусков пластилина (глины) (чашка с ручкой, корзина и др.);
- учить лепить более сложных формы предметов и объектов из 3-5 частей (рыбка, утенок, зайчик, кувшин с ручкой).
Этапы обучения:
1. Знакомство с материалом.
2. Деление на части.
3. Размазывание материала.
4. Придание формы.
5. Соединение составных частей.
6. Видоизменение одной формы в другую.
7.Оформление изделий.
|