Читайте ранее >>> Добукварный и букварный период <<<
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ
ПЕРИОД
Задачи
послебукварного периода: закрепление умений сливать звуки и слоги; правильно и
осознанно читать слова, предложения, короткие тексты; правильно отвечать на
вопросы учителя по содержанию прочитанного; совершенствовать навыки списывания
печатного и рукописного текстов; контролировать свое письмо сопоставлением;
писать самостоятельно слова и предложения после звуко-буквенного анализа;
дальше развивать связную диалогическую и монологическую речь; приобщать детей
к чтению книжек-малышек (15—20 минут 2 раза в неделю).
ЧТЕНИЕ И
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Основные
задачи обучения чтению — научить школьников правильно читать доступный их
пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное. Для
каждого класса дается примерная тематика чтения и определяется уровень
требований по технике чтения, анализу произведений, совершенствованию навыков
устной речи.
В III—V
классах у школьников продолжает формироваться навык правильного, сознательного
и плавного выразительного чтения.
Содержание
читаемого усваивается в процессе анализа произведений. При этом следует
обратить внимание на систему работы по установлению временных и
причинно-следственных связей и зависимостей, что имеет огромное коррекционное
значение. Должное внимание следует уделить работе с иллюстративным
материалом, что также способствует коррекции недостатков развития учащихся.
Навыки связной
речи формируются на основе систематической работы, направленной на понимание
содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение
правильному построению высказываний.
Внеклассное чтение вводится в послебукварный период
по 15—20 минут 2 раза в неделю, а в III—V классах — 1 час в 2 недели за счет
урока чтения. На уроках внеклассного чтения учащиеся знакомятся с лучшими
доступными их пониманию произведениями детской литературы. Формируется интерес
к чтению, умение выбрать книги по интересу, привычка самостоятельно читать
стихотворения, рассказы, сказки, басни, научно-популярные статьи в сборниках
произведений, газетах и журналах для детей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И РАЗВИТИЕ
РЕЧИ
Данный раздел
программы предполагает развитие у учащихся вспомогательной школы предпосылок
логически и грамматически правильной устной и письменной речи, формирование у
них элементарных знаний по языку и практически значимых орфографических и
пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку.
Языковой
материал подается в следующей последовательности: текст, предложение, слово,
звуки и буквы. Усвоение первичных знаний по лексике, фонетике, грамматике и
правописанию осуществляется одновременно с умственным и речевым развитием школьников.
Должное внимание уделяется формированию фонематического восприятия на
полисенсорной основе, развитию фонематического слуха и правильного
произношения, обогащению и уточнению словарного запаса, развитию связной устной
и письменной речи.
Для активизации
познавательной деятельности рекомендуется включать в учебный материал
дидактические игры, занимательный материал, чередовать на уроке различные виды
деятельности, устные и письменные упражнения, своевременно проводить
физкультминутки.
Для каждого
года обучения определены требования к знаниям и умениям учащихся с учетом их
умственных и возрастных возможностей.
Текст
В ходе
изучения материала данной темы учащиеся распознают текст, отличают его от
группы предложений, не связанных между собой по смыслу, выделяют название
текста, основную мысль, делят текст на части, работают с деформированным
текстом.
Предложение
Учащиеся
младших классов вспомогательной школы получают сведения:
♦о
видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные,
побудительные);
♦о
главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды) членах
предложения;
♦о
связи слов в предложении.
Знания о
предложении имеют особое значение для подготовки учащихся вспомогательной
школы к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включается в программу всех
лет обучения. Знания о предложении постепенно расширяются, у школьников
практическим путем формируются навыки построения простого и сложного
предложений и одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные
знания.
В I и II
классах дети выделяют предложение из потока речи, отличают его от отдельных
слов. В III
классе наблюдают за интонацией предложений и способами их разграничения в
устной и письменной речи.
В IV классе учащиеся знакомятся с видами
предложений по интонации и знаками препинания в конце этих предложений. Учатся
выделять в предложении слова, называющие, о ком или о чем говорится в
предложении.
В V классе вводятся понятия
«подлежащее», «сказуемое» и «второстепенные члены предложения» (без деления на
виды). Школьники учатся определять связи слов в предложении.
Слово
В младших
классах вспомогательной школы слово рассматривается в лексическом и
грамматическом плане.
На протяжении
всего обучения лексическая работа носит практический характер. Учащиеся
осознают, что слова называют те или иные предметы, действия, признаки
предметов, бывают близкими по смыслу, что многие слова имеют не одно, а
несколько значений, но употребляются в тексте в одном из них. Постоянное
внимание уделяется расширению у школьников словаря и насыщению этого словаря
материалом, который бы обеспечивал усвоение изучаемых орфографических норм.
Понимание
смысла слова дает возможность осмыслить значение его корня, правильно выделить
корень слова и безошибочно написать. Без понимания значения слов невозможно
использование правил их слитного и раздельного написания, употребления
прописных и строчных букв, применения других орфографических правил.
Значение слов
раскрывается при опоре на контекст, морфологический (морфемный) анализ, замену
синонимом. Понимание слова еще не делает его достоянием активного словаря
ученика. Необходима практика словоупотребления.
Программа
предусматривает постепенное усложнение языкового материала от класса к классу.
В III
классе школьники учатся различать слова, называющие один и несколько предметов,
различать слова по принадлежности к обобщающим словам и по их действиям,
группировать действия по признаку их однородности, различать предметы по их
действиям. В IV
классе формируется навык правильного употребления в речи слов в различных
формах в зависимости от их связи с другими словами в предложении. В V классе совершенствуется навык
правильного управления и согласования слов в предложении. Учащиеся знакомятся с
корнем слова и однокоренными словами, с правописанием безударных гласных,
глухих и звонких согласных в корнях слов.
Звуки и буквы
Имеющиеся у
учащихся вспомогательной школы фонетико-фонематические нарушения затрудняют
овладение ими грамматикой и правописанием, поэтому учителю необходимо самое
серьезное внимание уделять совершенствованию умений в зву-ко-буквенном анализе
слов.
В III—V классах звуко-буквенный анализ —
основа формирования фонетически правильного письма и письма по правилам.
В процессе
изучения данного раздела у школьников закладываются основы грамотного письма.
Все темы раздела изучаются практически, во время выполнения разнообразных
устных и письменных упражнений. Начиная с IV класса учеников обучают писать,
пользуясь правилом, но не заучивая его, а систематически применяя во время
выполнения упражнений.
На протяжении
всего начального обучения дети учатся различать звуки речи на слух, правильно
произносить и обозначать их на письме в соответствии с правилами русской графики.
Они изучают различие в произношении и написании звонких и глухих согласных в
словах, учатся различать ударные и безударные гласные, знакомятся в V классе с приемами проверки
безударных гласных.
При работе с
детьми учитель уделяет постоянное внимание четкой артикуляции звуков,
правильному произношению слогов и слов, правильной постановке ударения и
орфоэпической культуре устной речи.
Подготовка к
изучению частей речи начинается с III класса, когда учащиеся
практически знакомятся со словами, называющими предметы, учатся различать их
по вопросам к т о? ч т о?; практически знакомятся со словами-названиями
действий, учатся называть действия предметов по вопросам ч т о д е л а е т? ч
т о д е л а ю т? ч т о д е л а т ь? и согласовывать слова, называющие действия,
со словами, называющими предметы.
В IV классе школьники знакомятся со
словами, называющими признаки (качества) предметов, учатся различать их по
вопросам к а к о й? к а к а я? к а к о е? и согласовывать со словами,
называющими предметы.
В V классе закрепляются сведения о
словах, называющих предметы, действия и признаки предметов.
Каллиграфическое письмо Основная задача —
формирование разборчивого и быстрого письма. Трудности формирования графических
навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью связаны с недоразвитием
мелкой моторики рук и малой ее скоординированностью. Поэтому в младших классах
большое внимание уделяется развитию мелких мышц пишущей руки и координации
движений, отрабатывается правильное начертание букв, рациональных соединений,
достигается ритмичность и плавность письма. На совершенствование
каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить на уроках обучения
грамоте в конце II класса (после изучения всех букв алфавита) и
на всех уроках грамматики и правописания в III—V классах по 5—8 минут. Для
совершенствования графических навыков проводится коллективная и индивидуальная
работа.
|