Суббота, 16.11.2024, 13:17Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
Русский язык (чтение и письмо)
Белорусский язык (чтение и письмо)
Математика
Человек и окружающий мир
Компьютерная грамота
Изобразительная деятельность
Музыка, ритмика
Физическая (АФК, ЛФК) культура
Трудовое обучение
Факультативы, занятия по интересам
Коррекционный компонент
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Вам пригодился мой сайт?
Всего ответов: 118
Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Педагогическая мастерская


    Главная » Статьи » Звонок на урок » Русский язык (чтение и письмо)

    РУССКИЙ ЯЗЫК. Пояснительная записка. Программа 1-5 кл 1 отд (ч.2)

       Читайте ранее  >>>  Добукварный и букварный период <<<

    ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

    Задачи послебукварного периода: закрепление умений сли­вать звуки и слоги; правильно и осознанно читать слова, пред­ложения, короткие тексты; правильно отвечать на вопросы учи­теля по содержанию прочитанного; совершенствовать навыки списывания печатного и рукописного текстов; контролировать свое письмо сопоставлением; писать самостоятельно слова и пред­ложения после звуко-буквенного анализа; дальше развивать связную диалогическую и монологическую речь; приобщать де­тей к чтению книжек-малышек (15—20 минут 2 раза в неделю).

    ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

    Основные задачи обучения чтению — научить школьников правильно читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное. Для каждого класса дается примерная тематика чтения и определяется уро­вень требований по технике чтения, анализу произведений, со­вершенствованию навыков устной речи.

    В III—V классах у школьников продолжает формироваться навык правильного, сознательного и плавного выразительного чтения.

    Содержание читаемого усваивается в процессе анализа про­изведений. При этом следует обратить внимание на систему работы по установлению временных и причинно-следственных связей и зависимостей, что имеет огромное коррекционное зна­чение. Должное внимание следует уделить работе с иллюстра­тивным материалом, что также способствует коррекции недо­статков развития учащихся.

    Навыки связной речи формируются на основе системати­ческой работы, направленной на понимание содержания произ­ведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению высказываний.

    Внеклассное чтение вводится в послебукварный период по 15—20 минут 2 раза в неделю, а в III—V классах — 1 час в 2 недели за счет урока чтения. На уроках внеклассного чтения учащиеся знакомятся с лучшими доступными их пониманию произведениями детской литературы. Формируется интерес к чтению, умение выбрать книги по интересу, привычка само­стоятельно читать стихотворения, рассказы, сказки, басни, на­учно-популярные статьи в сборниках произведений, газетах и журналах для детей. 

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

    Данный раздел программы предполагает развитие у уча­щихся вспомогательной школы предпосылок логически и грам­матически правильной устной и письменной речи, формирова­ние у них элементарных знаний по языку и практически зна­чимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку.

    Языковой материал подается в следующей последователь­ности: текст, предложение, слово, звуки и буквы. Усвоение пер­вичных знаний по лексике, фонетике, грамматике и правопи­санию осуществляется одновременно с умственным и речевым развитием школьников. Должное внимание уделяется форми­рованию фонематического восприятия на полисенсорной основе, развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словарного запаса, развитию связной устной и письменной речи.

    Для активизации познавательной деятельности рекомен­дуется включать в учебный материал дидактические игры, за­нимательный материал, чередовать на уроке различные виды деятельности, устные и письменные упражнения, своевременно проводить физкультминутки.

    Для каждого года обучения определены требования к зна­ниям и умениям учащихся с учетом их умственных и возраст­ных возможностей.

    Текст

    В ходе изучения материала данной темы учащиеся распо­знают текст, отличают его от группы предложений, не связанных между собой по смыслу, выделяют название текста, основ­ную мысль, делят текст на части, работают с деформированным текстом.

    Предложение

    Учащиеся младших классов вспомогательной школы полу­чают сведения:

    о видах предложений по цели высказывания (повество­вательные, вопросительные, побудительные);

    о главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды) членах предложения;

    о связи слов в предложении.

    Знания о предложении имеют особое значение для подго­товки учащихся вспомогательной школы к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включается в программу всех лет обучения. Знания о предложении постепенно расширяются, у школьников практическим путем формируются навыки по­строения простого и сложного предложений и одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные знания.

    В I и II классах дети выделяют предложение из потока речи, отличают его от отдельных слов. В III классе наблюдают за интонацией предложений и способами их разграничения в устной и письменной речи.

    В IV классе учащиеся знакомятся с видами предложений по интонации и знаками препинания в конце этих предложе­ний. Учатся выделять в предложении слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении.

    В V классе вводятся понятия «подлежащее», «сказуемое» и «второстепенные члены предложения» (без деления на виды). Школьники учатся определять связи слов в предложении.

    Слово

    В младших классах вспомогательной школы слово рассмат­ривается в лексическом и грамматическом плане.

    На протяжении всего обучения лексическая работа носит практический характер. Учащиеся осознают, что слова называ­ют те или иные предметы, действия, признаки предметов, бы­вают близкими по смыслу, что многие слова имеют не одно, а несколько значений, но употребляются в тексте в одном из них. Постоянное внимание уделяется расширению у школьников словаря и насыщению этого словаря материалом, который бы обеспечивал усвоение изучаемых орфографических норм.

    Понимание смысла слова дает возможность осмыслить зна­чение его корня, правильно выделить корень слова и безоши­бочно написать. Без понимания значения слов невозможно использование правил их слитного и раздельного написания, употребления прописных и строчных букв, применения других орфографических правил.

    Значение слов раскрывается при опоре на контекст, морфо­логический (морфемный) анализ, замену синонимом. Понима­ние слова еще не делает его достоянием активного словаря ученика. Необходима практика словоупотребления.

    Программа предусматривает постепенное усложнение язы­кового материала от класса к классу. В III классе школьники учатся различать слова, называющие один и несколько пред­метов, различать слова по принадлежности к обобщающим сло­вам и по их действиям, группировать действия по признаку их однородности, различать предметы по их действиям. В IV клас­се формируется навык правильного употребления в речи слов в различных формах в зависимости от их связи с другими словами в предложении. В V классе совершенствуется навык правильного управления и согласования слов в предложении. Учащиеся знакомятся с корнем слова и однокоренными слова­ми, с правописанием безударных гласных, глухих и звонких согласных в корнях слов.

    Звуки и буквы

    Имеющиеся у учащихся вспомогательной школы фонетико-фонематические нарушения затрудняют овладение ими грамма­тикой и правописанием, поэтому учителю необходимо самое серьезное внимание уделять совершенствованию умений в зву-ко-буквенном анализе слов.

    В IIIV классах звуко-буквенный анализ — основа форми­рования фонетически правильного письма и письма по правилам.

    В процессе изучения данного раздела у школьников закла­дываются основы грамотного письма. Все темы раздела изуча­ются практически, во время выполнения разнообразных устных и письменных упражнений. Начиная с IV класса учеников обу­чают писать, пользуясь правилом, но не заучивая его, а систе­матически применяя во время выполнения упражнений.

    На протяжении всего начального обучения дети учатся раз­личать звуки речи на слух, правильно произносить и обозначать их на письме в соответствии с правилами русской графики. Они изучают различие в произношении и написании звонких и глухих согласных в словах, учатся различать ударные и безу­дарные гласные, знакомятся в V классе с приемами проверки безударных гласных.

    При работе с детьми учитель уделяет постоянное внимание четкой артикуляции звуков, правильному произношению слогов и слов, правильной постановке ударения и орфоэпической куль­туре устной речи.

    Подготовка к изучению частей речи начинается с III класса, когда учащиеся практически знакомятся со словами, называю­щими предметы, учатся различать их по вопросам к т о? ч т о?; практически знакомятся со словами-названиями действий, учат­ся называть действия предметов по вопросам ч т о д е л а е т? ч т о д е л а ю т? ч т о д е л а т ь? и согласовывать слова, называющие действия, со словами, называющими предметы.

    В IV классе школьники знакомятся со словами, называю­щими признаки (качества) предметов, учатся различать их по вопросам к а к о й? к а к а я? к а к о е? и согласовывать со словами, называющими предметы.

    В V классе закрепляются сведения о словах, называющих предметы, действия и признаки предметов.

    Каллиграфическое письмо 

          Основная задача — формирование разборчивого и быстрого письма. Трудности формирования графических навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью связаны с недоразвитием мелкой моторики рук и малой ее скоординированностью. По­этому в младших классах большое внимание уделяется разви­тию мелких мышц пишущей руки и координации движений, отрабатывается правильное начертание букв, рациональных со­единений, достигается ритмичность и плавность письма. На со­вершенствование каллиграфически правильного письма реко­мендуется отводить на уроках обучения грамоте в конце II клас­са (после изучения всех букв алфавита) и на всех уроках грам­матики и правописания в III—V классах по 5—8 минут. Для совершенствования графических навыков проводится коллек­тивная и индивидуальная работа.

       

    Категория: Русский язык (чтение и письмо) | Добавил: Nehlest (08.04.2010) | Автор: Нехведович Е.С.
    Просмотров: 2646 | Рейтинг: 5.0/4 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]