ЦЕЛЬ: увеличение объёма вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребёнок должен делать достаточно сильный вдох через рот. Далее приведены упражнения, в которых ребёнку в игровой форме предлагается подуть на различные предметы. Такие игры помогут ребёнку достичь плавного вдоха и быстрее освоить трудные звуки, развить речевое дыхание.
ПОДУЕМ НА ЛИСТОЧКИ
Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. Повторить 4-5 раз.
Мы листочки, мы листочки, Мы веселые листочки, Мы на веточках сидели, Ветер дунул — полетели.
ПЧЁЛКА, ЛЕТИ!
Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.
Отчего цветок дрожит? Посредине кто жужжит? Я приблизилась слегка, Пчелка взмыла в облака! Зажужжала, позвала В небо синее пчела.
ЛЯГУШОНОК
Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
По кувшинкам, Как пружинка, Лягушонок прыг-прыг-прыг! По листочкам, По цветочкам, В воду с брызгами — бултых! Выплывает, Отдыхает, Греется на солнышке, А на листике, Качаясь, Думает, что в лодочке!
БОЖЬЯ КОРОВКА
Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.
Божья коровушка, Полети на облачко, Принеси нам с неба, Чтобы было летом: В огороде — бобы, В лесу — ягоды, грибы, В роднике — водица, Во поле — пшеница.
*** Божью Коровку можно поймать, Черные точки пересчитать. Раз, два, три. Не успела! Божья коровка моя улетела!
*** Посмотри скорее, Вовка! Это — божия коровка! Красненький кружочек, Много чёрных точек. Крылья раскрывает, В небо улетает. ___________________________________ СТРЕКОЗА
Цель: Выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха.
Жила была стрекоза Длинные крылья, большие глаза Утром проснется, росой обольется В зеркальце мило себе улыбнется Как я красива право сказать, Ни передать, ни пером описать. ___________________________________ СНЕЖИНКА
Цель: Обучение плавному, свободному выдоху.
Чтоб не таяли снежинки На ладошках у Маринки, Подсказали ей синички Спрятать ручки в рукавички. ___________________________________ ГОРЯЧИЙ ЧАЙ
Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
Оборудование: Чашка с блюдцем наклеивается на картон, «пар» вырезается из голубого полиэтиленового мешочка и прикрепляется к чашке с помощью скотча.
Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует на «пар». Если правильно дует то «пар» отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: «Наберу воздуха и подую на чай». ___________________________________ ОГОНЁЧЕК ПЛЯШЕТ
Цель: учить контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой).
Взрослый дает образец длительного несильного ротового выдоха (перед свечой, затем побуждает ребенка сделать так же.
У восковой девицы, Вся коса искрится, Только дунет ветерок, Затанцует огонек.
*** Сгорает тонкий фитилёк, Стекает воск, и огонёк На ней задорно пляшет. Уютно в доме нашем!
|