Логопедическая
ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная
методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и
физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение
Появление
логоритмики в комплексной коррекции речевых нарушений имеет свою историю. В
начале 20 века в Европе появилась система так называемого "ритмического
воспитания", основоположником которой стал известный швейцарский педагог и
музыкант Эмиль Жак Далькроз. Основой его методики было выражение музыки при
помощи движения, т.е. человеческое тело становилось своеобразным инструментом,
чутко передающим ритм, темп, динамические оттенки и художественный замысел
всего музыкального произведения в целом. Сам Далькроз говорил: "Музыка
приобретает телесные формы, в свою очередь, преобразуя наши тела".
Постепенно из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика.
Одним из её ответвлений является логопедическая ритмика, созданная в 30-е годы
XX века профессором психотерапии В.А. Гиляровским и логопедом Н.А. Власовой для
коррекции речевых нарушений, прежде всего, заикания. Сегодня логопедическая
ритмика является обязательным компонентом коррекционной методики по преодолению
заикания.
Однако наряду с
заиканием логоритмика применяется при коррекции общего недоразвития речи,
фонетико-фонематических нарушений и алалии.
Занятие по
логоритмике включает следующие виды упражнений:
1. Ходьба и маршировка в различных
направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и
заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают
осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего
и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е.
развивают слуховое внимание.
2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса
направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.
Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря
специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать
мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.
3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и
артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а
также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над
голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные
качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие.
Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение,
развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей
переключаемости артикуляционных движений.
4. Упражнения на активизацию внимания и памяти.
На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания –
способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять
свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются
все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые
нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.
5. Счетные упражнения. Эти упражнения
позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также
закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения – это
разнообразные считалки.
6. Речевые упражнения без музыкального
сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с
одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях
является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет
совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию
действий.
7. Упражнения, формирующие чувство
музыкального размера (метра). Эти упражнения направлены на различение
сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.
8. Ритмические упражнения. У детей с
речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма,
проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более
слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его
ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на
развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка
необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз.
Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка
необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими
движениями. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство
музыкального ритма в движении.
9. Развитие чувства темпа. Эти упражнения
необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом
речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа
речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем
восстановить и контролировать нормальный темп речи.
10. Пение. Пение прекрасно развивает
дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует
слух и голос.
11. Игра на музыкальных инструментах.
Музыцирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику,
формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память,
а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального
произведения.
12. .Пальчиковые игры Науке давно известно,
что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому,
развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому
развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а
также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.
13. Упражнения на развитие мимики. Очень
часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут
быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической
и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).
14. Упражнения на развитие фонематического
восприятия. Фонематическое восприятие – это различение на слух всех
звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно
правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться
различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия
строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на
различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение
различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих
по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах,
воспроизведение слоговой структуры слов.
15. Коррекция звукопроизношения. На
логоритмических занятиях проводится работа по исправлению неправильного
звукопроизношения. На подготовительном этапе даются упражнения на формирование
слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической
моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются
игры на основе звукоподражания.
Все перечисленные
упражнения делятся на две большие группы:
1) упражнения,
развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений,
ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства
музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов);
2) речевые
упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие
артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием
фонематического слуха)
Те или иные задания
подбираются в зависимости от речевого дефекта. Логоритмические занятия
проводятся, как правило, не менее двух раз в неделю. Их продолжительность 20-30
минут для детей 4-5 лет, до 40 минут для детей 6-7 лет.
Тяжелые нарушения
речи можно классифицировать следующим образом:
алалия (моторная и
сенсорная);
приобретенная афазия
с эпилепсией (детская афазия);
общее недоразвитие
речи - ОНР;
заикание,
ринолалия,
различного типа
дизартрии.
Основной признак
тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого
общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими
нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят.
Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что
большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены
возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому
положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности
участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее
влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на
достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное
отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными
в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в
овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее
недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической,
грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми
нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений,
трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря
на первичную сохранность умственного развития.
|