Задачи: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Поощрять выдвижение гипотез; Подвести к планированию своей деятельности; Способствовать развитию умения делать выводы; Воспитывать аккуратность при работе с водой. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Развивать способность наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
Ход занятия
На ковре: - Ребята, на этой неделе мы с вами изучаем птиц и уже многое о них знаем. Кто знает, чем птицы отличаются от других животных?
- Правильно! Птицы отличаются от других животных тем, что они умеют летать, у них есть 2 крыла, 2 ноги, клюв, тело покрыто перьями.
- Ребята, а вы хотите узнать что-нибудь интересное о птичьем пере?
- Для того чтобы исследовать птичье перо, предлагаю вам провести различные опыты. Согласны? Отлично!
Мольберт: на нем поднос с перьями, рядом маленький стул для воспитателя.
- Посмотрите, я разделила лист на 2 части. В левой части мы с вами будем отмечать, что общего у всех перьев, а в правой – чем они отличаются.
- Ребята, посмотрите, какие красивые перья на подносе. Полина, какое перышко на тебя смотрит? Выбери себе! Ксюша, а тебе какое нравится? Бери скорее!
- Как ты думаешь, Сережа, от какой птицы у тебя перо? У меня соколиное перо. А у тебя Лера?
- Действительно это перья разных птиц.
- Давайте еще раз внимательно посмотрим на перья. Чем похожи перья друг на друга? (палочка, волосики)
- Правильно у всех перьев одинаковое строение. Посмотрите, в центре пера проходит стержень и прикрепленное к нему опахало, которое состоит из бородок.
- Давайте повторим эти слова и запомним их.
- Так какой мы с вами можем сделать вывод?
- Правильно у всех перьев одинаковое строение.
- Я предлагаю этот признак обозначить вот таким значком (рисует маркером схематично перо).
- Для того чтобы провести следующий опыт нам понадобятся другие перья. Они тоже лежали на подносе, но пока я проветривала группу, порыв ветра разнес их по ковру, помогите мне, пожалуйста, их собрать?
- Как вы думаете, почему они разлетелись?
- Точно. Давайте попробуем дунуть на перышко, что произошло?
- Как вы думаете, почему?
- А как еще можно доказать, что перо легкое?
- Попробуем? Полина, положи на чашу весов свое перышко. Что-нибудь изменилось? (нет)
- А теперь ты, Сережа, положи. Ксюша, я тоже хочу.
- Что-нибудь изменилось? (нет) Чаша весов даже не покачнулась.
- Так какой мы с вами можем сделать вывод? (перья легкие, воздушные)
- Правильно все перья очень легкие.
- Как вы думаете, каким значком можно обозначить этот признак? (воздушный шарик)
- Почему? (потому что он тоже легкий)
- Есть у перьев еще что-то общее? Нет, тогда перейдем к различиям.
- Чем отличаются перья друг от друга? (Цветом, величиной, одни гладкие, другие пушистые).
- Действительно перья разного цвета (рисует маркером 2 кляксы). Разной величины - маленькие и большие (рисует большой и маленький круг). Гладкие и пушистые (рисует прямоугольник с полосками и черточки по кругу, типа солнца).
- Для следующего опыта нам нужно сесть за столы, прошу (на столе 5 перьев, стул для воспитателя).
- Давайте внимательно рассмотрим большое птичье перо на свет. Что вы видите? (плотно друг к другу, соединены)
- Видите ли вы просветы между бородками? (нет)
- Действительно они как будто приклеились друг к другу. А знаете почему?
- Потому что между бородками есть выступы и крючочки, которые плотно соединяются между собой. Иногда они разъединяются, появляется брешь. Оказывается, птицы могут починить свое перо. Легко и быстро "застегнуть" эту брешь клювом, как замочком "молнии". а мы с вами это сделаем пальчиками. Вот так!
- Такие большие перья называются маховыми и рулевыми. Почему, как вы думаете?
- Точно, спасибо, Сережа, с помощью этих перьев птица машет, рассекает воздух, и поворачивает тело в нужное направление, летит вверх или вниз, влево или вправо.
- Ребята, а как вы думаете, для чего птице нужны маленькие и пушистые перышки?
- Конечно же, они нужны им для сохранения тепла тела и называются они пуховыми.
- Давайте мы с вами полетаем как птицы?! Посмотрите вокруг, что вам может пригодиться в качестве крыльев (веера)?
- Отлично! Как вы думаете, что делает птица с крыльями и хвостом, когда взлетает? (Открывает, дети действуют с веером). А когда садится? (Складывает). На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, она их складывает и прижимает к телу.
- С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух.
- Полетели?! (Музыка звучит, под нее дети летают вместе с воспитателем. Когда музыка закончилась, садятся на корточки и складывают крылья. Затем воспитатель кладет веер на место и дети тоже).
- Понравилось вам летать? Казалось бы, еще немного и мы полетели, да? А почему этого не произошло? (Потому что мы большие, а крылья маленькие).
- И все-таки мы люди, а не птицы, верно?
- Ребята, а вы слышали такие выражения: «мокрая курица» или «вышел из воды сухим, как гусь»?
- А вы можете объяснить, что они обозначают?
- Тогда я вам предлагаю провести еще 1 опыт.
- Что нам надо, чтобы узнать, почему говорят «как мокрая курица» и «вышел из воды сухим, как гусь»?
- Правильно! Берите миски с водой! (с полочки) и прошу за стол!
- Посмотрите, на тарелке лежат 2 перышка. Что нужно сделать, чтобы узнать, почему говорят «как мокрая курица» и «вышел из воды сухим, как гусь»?
- Правильно! Давайте еще немного подержим перья в воде, что вы видите? (я вместе с ними делаю)
- Действительно, одно перо почти сухое. А другое намокло и слиплось.
- Как вы думаете, какое перо гусиное, а какое куриное?
- Правильно, гусиное перо сухое, а куриное - мокрое.
- Так почему же говорят: «как мокрая курица» и «вышел из воды сухим, как гусь» (одни перья - намокают, а другие – нет).
- Потому что, одни перья впитывают, а другие отталкивают воду.
- У всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа в клюве. И когда мы видим, как птицы чистят свои перышки, прихорашиваются. Оказывается, это они при помощи клюва смазывают перья жиром, чтобы держаться на воде и не тонуть.
- Так какой мы с вами можем сделать вывод?
- Правильно, одни перья впитывают, а другие отталкивают воду.
- Я предлагаю этот признак обозначить таким знаком (капелька воды и капелька воды, зачеркнутая крест на крест).
- Ну, что ж! Посмотрите, сколько мы с вами узнали интересного о птичьих перьях. И я думаю, что теперь, опираясь на эту схему, вы сможете составить интересный рассказ о них.
- Кто хочет пробовать?
- Давайте я начну рассказ, а вы продолжите: «Тело птицы покрыто перьями, которые состоят из стержня, опахало и бородок. Перья у птиц очень легкие, разноцветные, большие и маленькие, гладкие и пушистые, впитывают или отталкивают воду. Перья очень важны для птицы, потому что именно перья позволяют птицам летать!»
- Ксюша расскажет? Пожалуйста!
- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали и самостоятельно добыли много новых знаний.
- Напоследок я хочу вам еще что-то интересное о птичьих перьях рассказать: в старину, когда человек еще не изобрел ручек и карандашей, люди писали гусиными перьями, обмакивая их в чернила. А вы хотите попробовать пописать настоящими гусиными перьями?
- Тогда вечером, после сна, мы с вами попишем гусиными перьями, и вы возьмете свои рисунки домой, хорошо?
- А сейчас я попрошу вас помочь мне все убрать и приготовиться к следующему занятию. Автор: ФОМЕНКО Л. В., воспитатель МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №14 "Дельфин"
Источник: http://www.sad14.trg.ru |