Суббота, 16.11.2024, 13:18Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
Русский язык (чтение и письмо)
Белорусский язык (чтение и письмо)
Математика
Человек и окружающий мир
Компьютерная грамота
Изобразительная деятельность
Музыка, ритмика
Физическая (АФК, ЛФК) культура
Трудовое обучение
Факультативы, занятия по интересам
Коррекционный компонент
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Вам пригодился мой сайт?
Всего ответов: 118
Статистика

Онлайн всего: 46
Гостей: 46
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Педагогическая мастерская


    Главная » Статьи » Звонок на урок » Человек и окружающий мир

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Изучение птичьего пера"
    Задачи: 
     Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
     Поощрять выдвижение гипотез;
     Подвести к планированию своей деятельности;
     Способствовать развитию умения делать выводы;
     Воспитывать аккуратность при работе с водой.
     Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
     Развивать способность наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

    Ход занятия

    На ковре: - Ребята, на этой неделе мы с вами изучаем птиц и уже многое о них знаем. Кто знает, чем птицы отличаются от других животных?

    - Правильно! Птицы отличаются от других животных тем, что они умеют летать, у них есть 2 крыла, 2 ноги, клюв, тело покрыто перьями.

    - Ребята, а вы хотите узнать что-нибудь интересное о птичьем пере?

    - Для того чтобы исследовать птичье перо, предлагаю вам провести различные опыты. Согласны? Отлично!

    Мольберт: на нем поднос с перьями, рядом маленький стул для воспитателя.

    - Посмотрите, я разделила лист на 2 части. В левой части мы с вами будем отмечать, что общего у всех перьев, а в правой – чем они отличаются.

    - Ребята, посмотрите, какие красивые перья на подносе. Полина, какое перышко на тебя смотрит? Выбери себе! Ксюша, а тебе какое нравится? Бери скорее!

    - Как ты думаешь, Сережа, от какой птицы у тебя перо? У меня соколиное перо. А у тебя Лера?

    - Действительно это перья разных птиц.



    - Давайте еще раз внимательно посмотрим на перья. Чем похожи перья друг на друга? (палочка, волосики)

    - Правильно у всех перьев одинаковое строение. Посмотрите, в центре пера проходит стержень и прикрепленное к нему опахало, которое состоит из бородок.



    - Давайте повторим эти слова и запомним их.

    - Так какой мы с вами можем сделать вывод?

    - Правильно у всех перьев одинаковое строение.

    - Я предлагаю этот признак обозначить вот таким значком (рисует маркером схематично перо).

    - Для того чтобы провести следующий опыт нам понадобятся другие перья. Они тоже лежали на подносе, но пока я проветривала группу, порыв ветра разнес их по ковру, помогите мне, пожалуйста, их собрать?

    - Как вы думаете, почему они разлетелись?

    - Точно. Давайте попробуем дунуть на перышко, что произошло?

    - Как вы думаете, почему?

    - А как еще можно доказать, что перо легкое?

    - Попробуем? Полина, положи на чашу весов свое перышко. Что-нибудь изменилось? (нет)

    - А теперь ты, Сережа, положи. Ксюша, я тоже хочу.

    - Что-нибудь изменилось? (нет) Чаша весов даже не покачнулась.

    - Так какой мы с вами можем сделать вывод? (перья легкие, воздушные)

    - Правильно все перья очень легкие.

    - Как вы думаете, каким значком можно обозначить этот признак? (воздушный шарик)

    - Почему? (потому что он тоже легкий)

    - Есть у перьев еще что-то общее? Нет, тогда перейдем к различиям.

    - Чем отличаются перья друг от друга? (Цветом, величиной, одни гладкие, другие пушистые).

    - Действительно перья разного цвета (рисует маркером 2 кляксы). Разной величины - маленькие и большие (рисует большой и маленький круг). Гладкие и пушистые (рисует прямоугольник с полосками и черточки по кругу, типа солнца).

    - Для следующего опыта нам нужно сесть за столы, прошу (на столе 5 перьев, стул для воспитателя).



    - Давайте внимательно рассмотрим большое птичье перо на свет. Что вы видите? (плотно друг к другу, соединены)

    - Видите ли вы просветы между бородками? (нет)

    - Действительно они как будто приклеились друг к другу. А знаете почему?

    - Потому что между бородками есть выступы и крючочки, которые плотно соединяются между собой. Иногда они разъединяются, появляется брешь. Оказывается, птицы могут починить свое перо. Легко и быстро "застегнуть" эту брешь клювом, как замочком "молнии". а мы с вами это сделаем пальчиками. Вот так!

    - Такие большие перья называются маховыми и рулевыми. Почему, как вы думаете?

    - Точно, спасибо, Сережа, с помощью этих перьев птица машет, рассекает воздух, и поворачивает тело в нужное направление, летит вверх или вниз, влево или вправо.

    - Ребята, а как вы думаете, для чего птице нужны маленькие и пушистые перышки?

    - Конечно же, они нужны им для сохранения тепла тела и называются они пуховыми.

    - Давайте мы с вами полетаем как птицы?! Посмотрите вокруг, что вам может пригодиться в качестве крыльев (веера)?

    - Отлично! Как вы думаете, что делает птица с крыльями и хвостом, когда взлетает? (Открывает, дети действуют с веером). А когда садится? (Складывает). На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, она их складывает и прижимает к телу.

    - С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух.

    - Полетели?! (Музыка звучит, под нее дети летают вместе с воспитателем. Когда музыка закончилась, садятся на корточки и складывают крылья. Затем воспитатель кладет веер на место и дети тоже).

    - Понравилось вам летать? Казалось бы, еще немного и мы полетели, да? А почему этого не произошло? (Потому что мы большие, а крылья маленькие).

    - И все-таки мы люди, а не птицы, верно?

    - Ребята, а вы слышали такие выражения: «мокрая курица» или «вышел из воды сухим, как гусь»?

    - А вы можете объяснить, что они обозначают?

    - Тогда я вам предлагаю провести еще 1 опыт.

    - Что нам надо, чтобы узнать, почему говорят «как мокрая курица» и «вышел из воды сухим, как гусь»?



    - Правильно! Берите миски с водой! (с полочки) и прошу за стол!

    - Посмотрите, на тарелке лежат 2 перышка. Что нужно сделать, чтобы узнать, почему говорят «как мокрая курица» и «вышел из воды сухим, как гусь»?

    - Правильно! Давайте еще немного подержим перья в воде, что вы видите? (я вместе с ними делаю)

    - Действительно, одно перо почти сухое. А другое намокло и слиплось.

    - Как вы думаете, какое перо гусиное, а какое куриное?

    - Правильно, гусиное перо сухое, а куриное - мокрое.

    - Так почему же говорят: «как мокрая курица» и «вышел из воды сухим, как гусь» (одни перья - намокают, а другие – нет).

    - Потому что, одни перья впитывают, а другие отталкивают воду.

    - У всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа в клюве. И когда мы видим, как птицы чистят свои перышки, прихорашиваются. Оказывается, это они при помощи клюва смазывают перья жиром, чтобы держаться на воде и не тонуть.

    - Так какой мы с вами можем сделать вывод?

    - Правильно, одни перья впитывают, а другие отталкивают воду.

    - Я предлагаю этот признак обозначить таким знаком (капелька воды и капелька воды, зачеркнутая крест на крест).

    - Ну, что ж! Посмотрите, сколько мы с вами узнали интересного о птичьих перьях. И я думаю, что теперь, опираясь на эту схему, вы сможете составить интересный рассказ о них.



    - Кто хочет пробовать?

    - Давайте я начну рассказ, а вы продолжите: «Тело птицы покрыто перьями, которые состоят из стержня, опахало и бородок. Перья у птиц очень легкие, разноцветные, большие и маленькие, гладкие и пушистые, впитывают или отталкивают воду. Перья очень важны для птицы, потому что именно перья позволяют птицам летать!»

    - Ксюша расскажет? Пожалуйста!

    - Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали и самостоятельно добыли много новых знаний.

    - Напоследок я хочу вам еще что-то интересное о птичьих перьях рассказать: в старину, когда человек еще не изобрел ручек и карандашей, люди писали гусиными перьями, обмакивая их в чернила. А вы хотите попробовать пописать настоящими гусиными перьями?

    - Тогда вечером, после сна, мы с вами попишем гусиными перьями, и вы возьмете свои рисунки домой, хорошо?

    - А сейчас я попрошу вас помочь мне все убрать и приготовиться к следующему занятию.

    Автор: ФОМЕНКО Л. В., воспитатель МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №14 "Дельфин"




    Источник: http://www.sad14.trg.ru
    Категория: Человек и окружающий мир | Добавил: Nehlest (01.12.2011) | Автор: Нехведович Е.С.
    Просмотров: 3656 | Теги: Конспект занятия для детей старшего | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]