Цели:уточнить с детьми названия животных Севера; знание их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные повадки; знать семью; образовывать сложные прилагательные с суффиксом -ищ, притяжательные прилагательные; развивать словарь по данной теме.
Оборудование:демонстрационный материал — глобус, картинки с изображением животных Севера.
Ход занятия 1.
б) Вывешивается картинка «Морж».
— Какой морж? Назовите членов семьи (морж, моржиха, моржонок).
Образование сложных прилагательных:
у моржа длинные усы — ... , толстая шея — ... ,широкие ласты — ... , длинные клыки — ... .
— У моржа есть туловище, голова, шея, клыки, ласты. Толстая кожа покрыта редкими жесткими волосами рыжеватого цвета. Ласты лишены волос, но задние ласты могут подворачиваться под туловище и при передвижении помогают отталкиваться от поверхности льда и земли. Ласты помогают им плавать и нырять. Моржи не боятся холода, в ледяной воде не замерзают, потому что их тело предохраняет от охлаждения толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море; во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но имеют хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Моржиха рождает по одному детенышу. Новорожденный моржонок держится возле матери, пока у него не вырастут клыки — орган добывания пищи. Питаются рыбками, моллюсками, червями, рачками. Надежда Радченко. МОРЖ
Правда, толстокожий морж На слона чуть-чуть похож? Бивни носит он, как слон, Да и весит пару тонн. Но живёт он в царстве льда, Где холодная вода. Закалённый, хладостойкий, С толстой жировой прослойкой. И питается не фруктами – Рыбой и морепродуктами.
в) Вывешивается картинка «Тюлень».
Кто это? Назовите внешние признаки. Как передвигается? Чем питается? Назовите членов семьи. Какой тюлень?
Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Передние ласты у них действуют, как весла, а задние — как руль. В воде тюлени издают неслышные сигналы, при помощи которых они обнаруживают добычу. Тело тюленя покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волос. У тюлених рождается по одному белому детенышу. Вскармливают они их молоком. Тюлени питаются водными организмами, рыбами.
г) Вывешивается картинка «Северный олень».
— Кто это? Назовите внешние признаки. Как передвигается? Чем питается?
Образование притяжательных прилагательных: Рога оленя — Чьи рога? — Оленьи. Копыта — .. Морда — ... и т.д.
— В тундре водятся дикие северные олени. Они хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. На голове — длинные рога, тело покрыто волосяным покровом, защищающим оленя от стужи, особенно сильно развит он на шее. К зиме олени жиреют, это им помогает переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. В июне олениха рожает одного детеныша, который в тот же день уже может бегать. Питаются лишайником, ягелем. Летом кормятся всевозможными травами, грибами, побегами карликовых ив и берез. Надежда Радченко. СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ
Люди в тундре выжить не смогли бы Без оленей северных, карибу. На оленей в тундре вся надежда: Всё от них – и транспорт, и жильё, И еда, и обувь, и одежда… Без оленей в тундре не житьё.
3. Итог занятия
Материал для закрепления
I. Знать внешние признаки животных. Чем питаются, как передвигаются, где обитают. Уточнить, почему называются «животные Севера». Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить описательный рассказ о любом животном.
Вопросы к описанию животного: Кто это? Где живет? Какого цвета? Как передвигается? Чем питается?
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Например: тюлень — тюлени — тюленей и т.д.
2. Образование сложных прилагательных.
Например: У моржа длинные усы. Морж какой? — Длинноусый. У оленя длинные рога. — ... У медведя толстые лапы. — ... У песца острые зубы. — ...
3. Образование притяжательных прилагательных. Например: Рога оленя. Чьи рога? — Оленьи. Шкура медведя. Чья шкура? — ... Хвост песца. Чей хвост? — ... Клыки моржа. Чьи клыки? — ... Ласты тюленя. Чьи ласты? — ...
4. Закрепить употребление предлогов на, с (со), под, из-под, за, из-за.
Придумать предложения с этими предлогами по данной теме.
ЛИТЕРАТУРА 1. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий -- М.:ТЦ СФЕРА, 2004. - 96 с. 2. Надежда Радченко. Животные Севера (стихи для детей) 3.
|