Задачи: - уточнить с детьми названия животных Севера: белый медведь, песец; - знание их внешних признаков, строение их тела, чем питаются, характерные повадки; знать семью; - формировать умение образовывать сложные прилагательные с суффиксом -ищ, притяжательные прилагательные; - разсширить словарь по данной дексической теме.
Оборудование: - демонстрационный материал — глобус, картинки с изображением животных Севера; - презентации "Север",
Ход занятия
1. Рассказ педагога или просмотр презентации
Скачать презентацию "Север" (1,97 мб)
Север — это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. (Педагог показывает глобус. Показывает, где находится Север.) Вокруг Северного полюса находится океан, поэтому добраться до него можно на самолете или на корабле (ледоколе). Люди на полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климатические условия, жизнь животных. Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. В тундре тоже очень холодно. Большую часть года земля там покрыта снегом и только в течение 1—2 месяцев тает снег. Там живут: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки и т.д.
2. Рассматривание и обсуждение иллюстраций
а) Вывешивается картинка «Белый медведь».
Кто это? Назовите внешние признаки. Как передвигается? Чем питается? Какой медведь? Опишите? (Белый, неуклюжий, большой, мохнатый и т.д.)
Образование сложных прилагательных:
У медведя толстые лапы — ... , короткие уши — ... , длинная шерсть — ... , широкие лапы — ... .
Образование существительных с суффиксом -ищ: лапы — ... , усы — ... когти — ... и т.д.
— Среди хищных зверей Севера самым крупным является белый медведь. Тело покрыто белой длинной шерстью. У него стройное туловище, удлиненная шея, небольшая вытянутая голова. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть предохраняют от переохлаждения и позволяют долго находиться в воде. Подошвы лап покрыты длинными жесткими волосками, поэтому медведь не скользит, взбираясь на льдины. Белый цвет делает его незаметным на фоне снега, льда, это облегчает ему охоту за тюленями. Чутье у медведя очень тонкое, и он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. В начале декабря у медведицы рождаются медвежата. Питается медведь рыбой, тюленями, моржами. Надежда Радченко. БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
Бродят в толстых шубах белые медведи, Самые большие хищники на свете. На моржей порою нападать решаются. Впрочем, и рыбёшкой тоже не гнушаются. Кроме человека, нет врагов практически У красавцев этих из пустынь арктических.
д) Вывешивается картинка «Песец».
— Песец напоминает лисицу, но по размеру немного меньше. Песцы бывают белые и голубые. Подошвы лап у них покрыты щеткой жестких волос, это предохраняет от обмораживания при передвижении по снегу и льду. Закругленные короткие уши почти скрываются в шерсти, это их спасает от переохлаждения. К зиме песцы жиреют, летом питаются полевками, поедают яйца птенцов, даже взрослых птиц — куропаток. Также на берегу питаются крабами, морскими ежами. Надежда Радченко. ПЕСЕЦ
Песец, полярная лисица, Жить в Заполярье не боится. Песцов от вечной мерзлоты Спасают шубы и хвосты: Зверьки под хвостик прячут спины И спят – без пледа и перины.
3. Итог занятия
Материал для закрепления
I. Знать внешние признаки животных. Чем питаются, как передвигаются, где обитают. Уточнить, почему называются «животные Севера». Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить описательный рассказ о любом животном.
Вопросы к описанию животного: Кто это? Где живет? Какого цвета? Как передвигается? Чем питается?
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Например: тюлень — тюлени — тюленей и т.д.
2. Образование сложных прилагательных.
Например: У моржа длинные усы. Морж какой? — Длинноусый. У оленя длинные рога. — ... У медведя толстые лапы. — ... У песца острые зубы. — ...
3. Образование притяжательных прилагательных. Например: Рога оленя. Чьи рога? — Оленьи. Шкура медведя. Чья шкура? — ... Хвост песца. Чей хвост? — ... Клыки моржа. Чьи клыки? — ... Ласты тюленя. Чьи ласты? — ...
4. Закрепить употребление предлогов на, с (со), под, из-под, за, из-за.
Придумать предложения с этими предлогами по данной теме. ЛИТЕРАТУРА 1. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий -- М.:ТЦ СФЕРА, 2004. - 96 с. 2. Надежда Радченко. Животные Севера (стихи для детей)
3. Виктор Игнатьев. Даньке о Северном сиянии (стихи и видео для детей)
...
|