Суббота, 16.11.2024, 11:23Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
диагностика развития восприятия
диагностика развития внимания
диагностика развития памяти
диагностика развития мышления
диагностика развития речи
школьные знания и умения
исследование особенностей личности
протоколы, карты обследования
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Вам пригодился мой сайт?
Всего ответов: 118
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Педагогическая мастерская


    Главная » Статьи » Диагностика развития » диагностика развития восприятия

    Исследование восприятия формы, величины (размера), цвета детьми с интеллектуальной недостаточностью

    Цели исследования. Выявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур.

    Важно установить, как влияет на выпол­нение задания опыт, приобретенный ребен­ком при работе с таблицей 1. В этой связи интересно узнать, какая инструкция окажет­ся достаточной: краткая устная инструкция, инструкция-разъяснение и т. д.

    Процедура проведения. Перед ребенком кладут нижнюю часть таблицы с изображе­нием детей, а рядом — верхнюю часть таб­лицы, на которой изображены разные поло­тенца. Дают задание: «Покажи., на какой крючок дети повесили свое полотенце». От­вет ребенка говорит о его способности или не­способности соотносить предметы по форме (похожее задание выполняется при работе с таблицей 1). Затем дают задания следующего характера: «Покажи, у кого на футболке на­рисован кружок (квадрат, треугольник и т. п.)», «Скажи, что нарисовано на этом (показыва­ет) полотенце». На основании полученных от ветов судят о способности различать и назы­вать геометрические фигуры.

    Анализ результатов. Обычно к 4—5 го­дам дети с нормальным умственным разви­тием соотносят предметы одинаковой формы. В 4,5 года они различают такие геометричес­кие фигуры, как квадрат, крут, треугольник и знают их названия.

    Дети с задержкой психического развития с удовольствием выполняют это задание. К 5 годам они без труда соотносят предме­ты сходной формы, различают геометричес­кие фигуры (круг, квадрат, треугольник). Название фигур знают не все дети. В про­цессе работы некоторым детям требуется организующая помощь.

    Умственно отсталые дети начинают соот­носить сходные по форме фигуры значитель­но позже. Даже в период школьного обуче­ния они путают их названия и затрудняются при необходимости различать похожие по форме предметы.

     

    Цели исследования. Выявить сформированность представлений о величине (размере); способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение сравни­вать одинаковые по форме и разные по вели­чине зрительно воспринимаемые объекты; ка­чество внимания в процессе деятельности.

    Процедура проведения. На таблице изоб­ражено несколько пар одних и тех же пред­метов, различных по величине (большая и маленькая собачка и т. д.).

    Ребенку дают задание типа: «Покажи ма­ленькую собаку», «Покажи большую морков­ку». Затем предлагают такие, например, воп­росы: «Какая это груша?», «Какая это сумка?», «Какой это гриб?», «Покажи предметы оди­наковые по величине».

    Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием различают предме­ты по величине и выполняют это задание к 3—3,5 годам.

    Дети с задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности, нуж­даются в помощи.

    Умственно отсталые дети лишь при спе­циальном обучении усваивают признак вели­чины к 5—б годам.

    Трудным для всех детей является выде­ление и словесное обозначение «одинаковых» по величине предметов.

     

    Цели исследования. Те же.

    Процедура проведения. Перед ребенком кладут левую часть таблицы с изображением четырех предметов и просят положить рядом соответствующие предметы, одинаковые по величине. Задание можно усложнить, дать только большие предметы, показать малень­кий гриб, большой дом. Предварительно пред­метные изображения из правой части табли­цы вырезают и наклеивают на картон.

    Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес и выполняют это задание к 4—5 годам.

    Дети с задержкой психического развития в этом возрасте допускают ошибки, ориен­тируясь на изображение предмета и не учи­тывая признак величины.

    Умственно отсталые дети указанного воз­раста не понимают цели задания.

     

    Цели исследования. Выявить способность воспринимать и соотносить объекты с уче­том признаков цвета и формы.

    Процедура проведения. На таблице 6 изоб­ражены фигуры разного цвета и контуры этих фигур такого же цвета. Перед обследо­ванием цветные фигуры вырезают и накле­ивают на картон.

    Ребенку предлагают разложить эти фигу­ры в соответствии с цветом контура. Инст­рукция: «Положи фигуры на свое место». За­тем ребенка просят показать синий квадрат, желтый полукруг, красный овал и т. д.

    Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием способны к 5—б го­дам соотносить воспринимаемые предметы с учетом двух признаков (цвет, форма).

    Дети с задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности при сопоставлении по двум признакам, они нуж­даются в организующей помощи.

    Умственно отсталые дети даже к 7—8 го­дам ориентируются лишь на один признаки.

     

    Источник: ЗАБРАМНАЯ С.Д, БОРОВИК О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. / М., Владос, 2008.

    Категория: диагностика развития восприятия | Добавил: Nehlest (09.07.2010) | Автор: Нехведович Е.С.
    Просмотров: 7821 | Комментарии: 1 | Теги: цвета детьми с интеллектуальной нед, Исследование восприятия формы, величины (размера) | Рейтинг: 4.8/4 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]