Цели
исследования. Выявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять
признак формы; знание названий основных геометрических фигур.
Важно
установить, как влияет на выполнение задания опыт, приобретенный ребенком при
работе с таблицей 1. В этой связи интересно узнать, какая инструкция окажется
достаточной: краткая устная инструкция, инструкция-разъяснение и т. д.
Процедура
проведения. Перед ребенком кладут нижнюю часть таблицы с изображением
детей, а рядом — верхнюю часть таблицы, на которой изображены разные полотенца.
Дают задание: «Покажи., на какой крючок дети повесили свое полотенце». Ответ
ребенка говорит о его способности или неспособности соотносить предметы по
форме (похожее задание выполняется при работе с таблицей 1). Затем дают задания
следующего характера: «Покажи, у кого на футболке нарисован кружок (квадрат,
треугольник и т. п.)», «Скажи, что нарисовано на этом (показывает) полотенце».
На основании полученных от ветов судят о способности различать и называть
геометрические фигуры.
Анализ
результатов. Обычно к 4—5 годам дети с нормальным умственным развитием
соотносят предметы одинаковой формы. В 4,5 года они различают такие геометрические
фигуры, как квадрат, крут, треугольник и знают их названия.
Дети с задержкой
психического развития с удовольствием выполняют это задание. К 5 годам они без
труда соотносят предметы сходной формы, различают геометрические фигуры
(круг, квадрат, треугольник). Название фигур знают не все дети. В процессе
работы некоторым детям требуется организующая помощь.
Умственно
отсталые дети начинают соотносить сходные по форме фигуры значительно позже.
Даже в период школьного обучения они путают их названия и затрудняются при
необходимости различать похожие по форме предметы.
Цели
исследования. Выявить сформированность представлений о величине (размере);
способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение
сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые
объекты; качество внимания в процессе деятельности.
Процедура
проведения. На таблице изображено несколько пар одних и тех же предметов,
различных по величине (большая и маленькая собачка и т. д.).
Ребенку дают
задание типа: «Покажи маленькую собаку», «Покажи большую морковку». Затем
предлагают такие, например, вопросы: «Какая это груша?», «Какая это сумка?»,
«Какой это гриб?», «Покажи предметы одинаковые по величине».
Анализ
результатов. Дети с нормальным умственным развитием различают предметы по
величине и выполняют это задание к 3—3,5 годам.
Дети с
задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности, нуждаются
в помощи.
Умственно
отсталые дети лишь при специальном обучении усваивают признак величины к 5—б
годам.
Трудным для
всех детей является выделение и словесное обозначение «одинаковых» по величине
предметов.
Цели
исследования. Те же.
Процедура
проведения. Перед ребенком кладут левую часть таблицы с изображением
четырех предметов и просят положить рядом соответствующие предметы, одинаковые
по величине. Задание можно усложнить, дать только большие предметы, показать
маленький гриб, большой дом. Предварительно предметные изображения из правой
части таблицы вырезают и наклеивают на картон.
Анализ
результатов. Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес и
выполняют это задание к 4—5 годам.
Дети с
задержкой психического развития в этом возрасте допускают ошибки, ориентируясь
на изображение предмета и не учитывая признак величины.
Умственно
отсталые дети указанного возраста не понимают цели задания.
Цели
исследования. Выявить способность воспринимать и соотносить объекты с учетом
признаков цвета и формы.
Процедура
проведения. На таблице 6 изображены фигуры разного цвета и контуры этих
фигур такого же цвета. Перед обследованием цветные фигуры вырезают и наклеивают
на картон.
Ребенку
предлагают разложить эти фигуры в соответствии с цветом контура. Инструкция:
«Положи фигуры на свое место». Затем ребенка просят показать синий квадрат,
желтый полукруг, красный овал и т. д.
Анализ
результатов. Дети с нормальным умственным развитием способны к 5—б годам
соотносить воспринимаемые предметы с учетом двух признаков (цвет, форма).
Дети с
задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности при
сопоставлении по двум признакам, они нуждаются в организующей помощи.
Умственно
отсталые дети даже к 7—8 годам ориентируются лишь на один признаки.
Источник: ЗАБРАМНАЯ С.Д, БОРОВИК О.В. Практический
материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. / М.,
Владос, 2008.
|