табл.16 табл.17 табл.18 табл.19 табл.20 табл.21 табл.22 табл.23 табл.24 табл.25
Цели
исследования. Выявить уровень зрительного восприятия, наглядно-образного
мышления; внимания.
Процедура
проведения. Ребенку поочередно показывают таблицы (из теста Равена) с
изображениями, содержащими пробелы. Ребенок должен найти среди внешне похожих
вставок ту, которой стоит заполнить пробел. Трудность заданий постепенно
нарастает, а принцип выполнения остается тот же.
Чтобы придать
работе игровой характер и с целью оказания помощи, можно вырезать пробел и
вставки. Это позволит проследить за характером выполнения задания (ищет
соответствующую вставку или пробует втолкнуть в пробел все вставки наугад).
Анализ
результатов. Дети с нормальным умственным развитием уже в 5—б-летнем
возрасте понимают инструкцию и выполняют задание. Как правило, они действуют
осознанно, находя подходящую вставку на основе зрительного сопоставления, при
этом проявляют живой интерес к работе и испытывают радость при ее удачном
выполнении.
Дети с
задержкой психического развития к 7 годам при оказании организующей помощи
выполняют таблицы 16—20. При выполнении таблиц 21—25 нужна значительная
помощь.
Умственно
отсталые дети 8—9-летнего возраста нуждаются в разъяснении инструкции. Они
пытаются заполнить пробел наугад взятыми вставками, при указании помощи
справляются с наиболее легкими заданиями (табл. 16—20). Однако более сложные
задания (табл. 21—25) оказываются для них непосильными и при таком условии.
Дети не усваивают принципа выполнения задания. У умственно отсталых детей нет
стойкого интереса к данной работе. При нарастании сложности таблиц интерес
угасает.
табл.26 табл.27
табл.28 табл.29
Цели
исследования. Исследовать способность узнавания ранее известных сказок по
отдельно изображенным фрагментам; умение пространственно соотносить детали и
целое; воображение детей.
Процедура
проведения. Перед ребенком кладут (поочередно) таблицы 26 и 27, на каждой
из которых изображено по одному фрагменту из русской народной сказки. Первоначально
их показывают целиком. Ребенок должен узнать, из какой сказки предложенный
фрагмент. Затем вынимают вкладыши и просят поставить их на место. Таблицы 28 и
29 сложнее. В каждой из них по шесть вкладышей треугольной формы.
Анализ
результатов. Дети с нормальным умственным развитием, не страдающие нарушениями
пространственной ориентировки, без труда справляются с заданиями к таблицам 26
и 27 в возрасте 4 лет. Задания к таблицам 28 и 29 выполняются ими в возрасте
5—6 лет. Интеллектуально сохранные дети выполняют задания с интересом и, как
правило, находят место вкладышам на основе зрительного соотнесения.
Дети с
задержкой психического развития проявляют интерес к заданиям, но выполняют
табл. 26 и 27 к 5—6 годам, а табл. 28, 29 — к 7—8 годам при оказании помощи.
Имеют место случаи выполнения задания методом «проб и ошибок».
Большинство
умственно отсталых детей выполняют задания к таблицам 26 и 27 в возрасте 7—8
лет, при этом, как правило, не нуждаются в помощи. Задания к таблицам 28 и 29
детьми этого возраста не выполняются и при оказании помощи.
Табл.
30
Цели
исследования. Исследовать умение различать правую — левую стороны в изображении
на картине, у собеседника и т. п.
Процедура
проведения. Перед ребенком кладут таблицу, на которой изображены срисовывающие
льва дети. Мальчик рисует его в профиль, а девочка — анфас. Внизу изображены
получившиеся рисунки, которые предъявляются отдельно.
Ребенку
рассказывают содержание таблицы и задают вопросы: «Кто нарисовал этого льва?»,
«А это чей рисунок?».
Анализ
результатов. Дети с нормальным умственным развитием, не имеющие нарушения
пространственного восприятия, выполняют это задание уже в возрасте 6-и лет.
Иногда у них возникают затруднения, которые можно преодолеть с помощью
наводящих вопросов.
Дети с
задержкой психического развития к 7-и годам понимают задание, но нуждаются в
наводящей помощи.
Умственно
отсталые дети 7-8 лет не всегда понимают, как достичь правильного ответа на
предлагаемые им вопросы, и с заданием не справляются, помощь не используют. ___________ * Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. -- М., 1974
Источник: ЗАБРАМНАЯ С.Д, БОРОВИК О.В. Практический
материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. / М.,
Владос, 2008.
|