табл.7
Задание
1.
Цели
исследования. Исследовать умение различать правую — левую стороны в изображении
на картине, у собеседника и т. п.
Процедура
проведения. Перед ребенком кладут таблицу и просят сказать, в какой руке
мальчик держит мяч, на какую ногу девочка надевает сапог и т. д.
Анализ
результатов. Дети с нормальным умственным развитием понимают смысл задания
и при оказании помощи в виде наводящих вопросов или показа способа определения
стороны напротив находящихся объектов к 6—7 годам выполняют подобные задания.
Дети с
задержкой психического развития в 6—7 лет понимают задание, определяют стороны
у себя, но при показе сторон на картинке испытывают трудности. При оказании
помощи могут справиться с предложенным заданием.
Умственно
отсталые дети испытывают большие трудности при определении стороны у себя даже
в 7—8 лет. Осуществить перенос на картинку в этом возрасте, как правило, не
могут даже при оказании помощи.
Задание
2.
Цели
исследования. Выявить уровень развития пространственной ориентации в расположении
объектов на плоскости; зрительного анализа и воспроизведения заданных
конструкций; способности к воспроизведению образца по памяти; умение
планировать свои действия в соответствии с заданной целью; наличие
самоконтроля.
Процедура
проведения. Перед ребенком выкладывают фигуру из трех палочек и просят
сложить рядом такую же. Детям 4-х лет можно оказывать помощь, обращая внимание
на образец (см. табл. внизу).
Анализ
результатов. Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный
интерес и к 5 годам проводят зрительный анализ самостоятельно на
основе соотнесения, исправляют неверное выполнение. Возможно речевое
сопровождение. Без труда воспроизводят по памяти.
Дети с
задержкой психического развития проявляют интерес, способны по образцу и по
памяти выполнить задания, но нужна организующая помощь, так как навык
самоконтроля к 5 годам еще не сформирован.
Умственно
отсталые дети в 5 лет по образцу и по памяти задание не выполняют. Они играют
палочками. Необходимо совместное поэтапное выполнение.
табл.8
Цели
исследования. Выявить сформированность пространственных отношений; умение
ориентироваться на листе бумаги, в пространстве; умение дифференцировать
понятия правое — левое, верх — низ и т. п. Процедура проведения. На таблице изображено пять разных предметов. Порядок их расположения таков: вверху слева, вверху справа, посередине, внизу слева, внизу справа.
Перед ребенком кладут таблицу и просят ответить на вопросы: «Что нарисовано вверху?», «Что нарисовано внизу?». Могут быть заданы и более сложные вопросы: «Что нарисовано вверху слева?», «Что изображено внизу справа?».
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием к 6—7 годам способны понять задание и выполнить его. В тех случаях, когда имеет место несформированность восприятия пространственных отношений, дети допускают ошибки при работе с данной таблицей.
Дети с задержкой психического развития понимают задание, но при выполнении его часто дают ошибочные ответы. Это может быть вызвано несформированностью восприятия пространственных отношений в указанном возрасте, а также недостаточной сосредоточенностью в процессе работы.
У умственно отсталых детей формирование пространственных отношений, как правило, идет с большим трудом, и эта таблица оказывается посильной им лишь к 8—10 годам. Отмечаются трудности понимания инструкции.
С целью установления понимания предлогов, слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов, можно использовать вырезанные из таблицы 5 картинки с изображением разных по величине предметов и попросить ребенка положить сначала большой дом, затем слева от него маленький гриб, под большим домом положить большую машину, справа от дома маленькое дерево и т. п.
Как правило, дети с нормальным умственным развитием выполняют все эти задания к 6—7 годам. Дети с задержкой психического развития нуждаются в организующей помощи.
Умственно отсталым детям в этом возрасте задание непосильно. табл.9 табл.10
табл. 11
Цели исследования. Выявить целенаправленность деятельности; комбинаторные способности ребенка (умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов); волевые усилия; стойкость интереса.
Процедура проведения. Перед началом обследования каждое из изображений должно быть разрезано на части по намеченным линиям: таблица 9 — на две части по горизонтальной линии, таблица 10 — на четыре части по горизонтальной и вертикальной линиям, таблица 11 — на три части по вертикальным линиям (леопард) и на четыре по диагональным линиям (дом).
Сначала каждую из картинок предъявляют в сложенном виде, потом ребенка просят закрыть глаза и разъединяют картинку, затем ребенок должен вновь ее составить. Таблицы предъявляются поочередно.
Анализ результатов. Следует иметь ввиду, что нарушения или несформированность пространственных представлений могут наблюдаться у умственно отсталых и интеллектуально полноценных детей. Однако у умственно отсталых они встречаются чаще и выражены в большей степени.
В тех случаях, когда нет нарушений пространственного восприятия, дети с нормальным умственным развитием выполняют таблицы 9,10 в 3,5—4 года, таблицу 11 к 4,5—5 годам.
Дети с задержкой психического развития выполняют самостоятельно таблицы 10,11 к 5—6 годам. Картинка, разрезанная по диагоналям, выполняется при оказании помощи.
Умственно отсталые дети в этом возрасте, как правило, не пытаются получить целое изображение. Они произвольно прикладывают части одну к другой. Оказываемая им помощь (показ способа складывания, повторное совместное выполнение задания) дает сравнительно меньший эффект. Картинку, разрезанную по диагоналям, не могут собрать даже при оказании помощи. Наиболее специфичным оказывается складывание картинки с изображением животного, разрезанной на три части по вертикалям. Часты случаи, когда дети соединяют первую и третью части. Однако на вопрос: «А эту часть куда положить?» дети с нормальным интеллектом сразу же разъединяют первую и третью части и кладут ее на искомое место. Дети умственно отсталые производят беспорядочные действия, кладут вторую часть перед первой, после третьей, сверху, снизу первой и третьей части. Им необходима помощь в виде показа.
табл.12 табл.13 табл 14
Цели исследования. Выявить наглядно-образные представления детей; способность целостного восприятия знакомых объектов; зрительно-двигательную координацию; графические навыки.
Процедура проведения. На таблицах 12, 13 изображены геометрические фигуры (треугольники и круги) с неполными контурами. Подчеркивается, что все треугольники одинаковы по величине, затем предлагают задания типа: «Дополни до треугольника», «Дополни до круга».
На таблице 14 изображены незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки и жука). Детям дают задание дорисовать эти предметы.
В основу предлагаемых детям заданий положена методика Т. Н. Головиной (СНОСКА: Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. — М., 1974), апробированная ею при работе с большим количеством нормальных и умственно отсталых детей.
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием старшего дошкольного возраста выполняют задания таблиц 12, 13 без особого труда. Они понимают инструкцию и с интересом принимаются за работу.
Дети с задержкой психического развития к 6—7 годам тоже выполняют эти задания.
Умственно отсталые дети справляются с этими заданиями в значительно более позднем возрасте; наибольшие трудности возникают у них при необходимости дополнить (дорисовать) круг. Большинство учащихся I—II классов специальной (коррекционной) школы VIII вида выполняют это задание неудовлетворительно. Они замыкают контур, не производя при этом необходимых кругообра-зующих движений, поэтому площадь дорисованной ими фигуры оказывается, как правило, уменьшенной. При дополнении контура треугольника многие умственно отсталые учащиеся II классов изменяют его площадь и форму, причем имеют место случаи распространенного принципа дополнения трех верхних треугольников на нижний ряд подобных фигур. Дети забывают, что все эти треугольники одного размера,
В таблице 14 учащиеся I класса массовой школы (с нормальным умственным развитием) понимают принцип работы и поэтому с ней справляются: некоторые из них допускают при дорисовывании асимметрию.
Дети с задержкой психического развития понимают задание, однако многим нужна организующая и разъяснительная помощь.
Умственно отсталые дети этого возраста испытывают большие трудности при необходимости понять принцип работы. В результате они допускают выраженную асимметрию и несоответствие заданному изображению.
Допускают ошибки или не выполняют задания даже многие ученики III—V классов специальной (коррекционной) школы. У них отмечается асимметричное дорисовывание заданных предметов, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажение формы. Помощь оказывается малоэффективной.
Необходимо учитывать эти особенности, так как от них в определенной мере зависят дальнейшие успехи в процессе обучения и выполнения трудовой деятельности.
Табл. 15
Цели исследования. Выявить сформированность целостного восприятия; наглядно-образного мышления; способность решать задания в умственном плане.
Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу и говорят: «Посмотри, из круга (квадрата, треугольника) вырезали кусочек. Найди его среди тех, которые здесь нарисованы».
Если ребенок не понимает, ему показывают правильное решение. Остальные задания он должен выполнить сам. В более сложном варианте у фигур отсутствуют вырезанные из них части. Ребенок должен выполнить задание на уровне наглядно-образного мышления.
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес к заданию. В 6 лет оно им посильно, хотя качество выполнения не одинаково (некоторым нужна организующая помощь).
У детей с задержкой психического развития отмечается бессистемность и нецеленаправленность в работе. При организующей помощи задание эти дети выполняют.
Умственно отсталые дети в этом возрасте задание не понимают. Помощь в виде разъяснения и показа выполнения неэффективна.
Источник: ЗАБРАМНАЯ С.Д, БОРОВИК О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. / М., Владос, 2008.
|