Суббота, 16.11.2024, 11:22Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
диагностика развития восприятия
диагностика развития внимания
диагностика развития памяти
диагностика развития мышления
диагностика развития речи
школьные знания и умения
исследование особенностей личности
протоколы, карты обследования
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Педагогическая мастерская


    Главная » Статьи » Диагностика развития » диагностика развития восприятия

    Исследование уровня развития восприятия пространственных отношений (часть 1)

      табл.7

    Задание 1.

    Цели исследования. Исследовать умение различать правую — левую стороны в изобра­жении на картине, у собеседника и т. п.

    Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу и просят сказать, в какой руке мальчик держит мяч, на какую ногу де­вочка надевает сапог и т. д.

    Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием понимают смысл задания и при оказании помощи в виде на­водящих вопросов или показа способа опре­деления стороны напротив находящихся объектов к 6—7 годам выполняют подобные задания.

    Дети с задержкой психического развития в 6—7 лет понимают задание, определяют стороны у себя, но при показе сторон на кар­тинке испытывают трудности. При оказании помощи могут справиться с предложенным заданием.

    Умственно отсталые дети испытывают большие трудности при определении сто­роны у себя даже в 7—8 лет. Осуществить перенос на картинку в этом возрасте, как правило, не могут даже при оказании по­мощи.

    Задание 2.

    Цели исследования. Выявить уровень раз­вития пространственной ориентации в рас­положении объектов на плоскости; зритель­ного анализа и воспроизведения заданных конструкций; способности к воспроизведению образца по памяти; умение планировать свои действия в соответствии с заданной целью; наличие самоконтроля.

    Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают фигуру из трех палочек и просят сложить рядом такую же. Детям 4-х лет можно оказывать помощь, обращая вни­мание на образец (см. табл. внизу).

    Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием проявляют выражен­ный интерес и к 5 годам проводят зритель­ный анализ самостоятельно на основе соот­несения, исправляют неверное выполнение. Возможно речевое сопровождение. Без тру­да воспроизводят по памяти.

    Дети с задержкой психического развития проявляют интерес, способны по образцу и по памяти выполнить задания, но нужна орга­низующая помощь, так как навык самоконтро­ля к 5 годам еще не сформирован.

    Умственно отсталые дети в 5 лет по об­разцу и по памяти задание не выполняют. Они играют палочками. Необходимо совмес­тное поэтапное выполнение.

      табл.8

    Цели исследования. Выявить сформированность пространственных отношений; умение ориентироваться на листе бумаги, в простран­стве; умение дифференцировать понятия пра­вое — левое, верх — низ и т. п.

     Процедура проведения. На таблице изображено пять разных предметов. Порядок их расположения таков: вверху слева, вверху справа, посередине, внизу слева, внизу справа.

    Перед ребенком кладут таблицу и просят ответить на вопросы: «Что нарисовано вверху?», «Что нарисовано внизу?». Могут быть заданы и более сложные вопросы: «Что нарисовано вверху слева?», «Что изображено внизу справа?».

       Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием к 6—7 годам способны понять задание и выполнить его. В тех случаях, когда имеет место несформированность восприятия пространственных отношений, дети допускают ошибки при работе с данной таблицей.

    Дети с задержкой психического развития понимают задание, но при выполнении его часто дают ошибочные ответы. Это может быть вызвано несформированностью восприятия пространственных отношений в указанном возрасте, а также недостаточной сосредоточенностью в процессе работы.

    У умственно отсталых детей формирование пространственных отношений, как правило, идет с большим трудом, и эта таблица оказывается посильной им лишь к 8—10 годам. Отмечаются трудности понимания инструкции.

    С целью установления понимания предлогов, слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов, можно использовать вырезанные из таблицы 5 картинки с изображением разных по величине предметов и попросить ребенка положить сначала большой дом, затем слева от него маленький гриб, под большим домом положить большую машину, справа от дома маленькое дерево и т. п.

    Как правило, дети с нормальным умственным развитием выполняют все эти задания к 6—7 годам. Дети с задержкой психического развития нуждаются в организующей помощи.

    Умственно отсталым детям в этом возрасте задание непосильно.

     

     табл.9                                         табл.10

     

          табл. 11

    Цели исследования. Выявить целенаправленность деятельности; комбинаторные способности ребенка (умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов); волевые усилия; стойкость интереса.

    Процедура проведения. Перед началом обследования каждое из изображений должно быть разрезано на части по намеченным линиям: таблица 9 — на две части по горизонтальной линии, таблица 10 — на четыре части по горизонтальной и вертикальной линиям, таблица 11 — на три части по вертикальным линиям (леопард) и на четыре по диагональным линиям (дом).

    Сначала каждую из картинок предъявляют в сложенном виде, потом ребенка просят закрыть глаза и разъединяют картинку, затем ребенок должен вновь ее составить. Таблицы предъявляются поочередно.

    Анализ результатов. Следует иметь ввиду, что нарушения или несформированность пространственных представлений могут наблюдаться у умственно отсталых и интеллектуально полноценных детей. Однако у умственно отсталых они встречаются чаще и выражены в большей степени.

    В тех случаях, когда нет нарушений пространственного восприятия, дети с нормальным умственным развитием выполняют таблицы 9,10 в 3,5—4 года, таблицу 11 к 4,5—5 годам.

    Дети с задержкой психического развития выполняют самостоятельно таблицы 10,11 к 5—6 годам. Картинка, разрезанная по диагоналям, выполняется при оказании помощи.

    Умственно отсталые дети в этом возрасте, как правило, не пытаются получить целое изображение. Они произвольно прикладывают части одну к другой. Оказываемая им помощь (показ способа складывания, повторное совместное выполнение задания) дает сравнительно меньший эффект. Картинку, разрезанную по диагоналям, не могут собрать даже при оказании помощи. Наиболее специфичным оказывается складывание картинки с изображением животного, разрезанной на три части по вертикалям. Часты случаи, когда дети соединяют первую и третью части. Однако на вопрос: «А эту часть куда положить?» дети с нормальным интеллектом сразу же разъединяют первую и третью части и кладут ее на искомое место. Дети умственно отсталые производят беспорядочные действия, кладут вторую часть перед первой, после третьей, сверху, снизу первой и третьей части. Им необходима помощь в виде показа.

       

     табл.12       табл.13

     

    табл 14

    Цели исследования. Выявить наглядно-образные представления детей; способность целостного восприятия знакомых объектов; зрительно-двигательную координацию; графические навыки.

    Процедура проведения. На таблицах 12, 13 изображены геометрические фигуры (треугольники и круги) с неполными контурами. Подчеркивается, что все треугольники одинаковы по величине, затем предлагают задания типа: «Дополни до треугольника», «Дополни до круга».

    На таблице 14 изображены незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки и жука). Детям дают задание дорисовать эти предметы.

    В основу предлагаемых детям заданий положена методика Т. Н. Головиной (СНОСКА: Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. — М., 1974), апробированная ею при работе с большим количеством нормальных и умственно отсталых детей.

    Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием старшего дошкольного возраста выполняют задания таблиц 12, 13 без особого труда. Они понимают инструкцию и с интересом принимаются за работу.

    Дети с задержкой психического развития к 6—7 годам тоже выполняют эти задания.

    Умственно отсталые дети справляются с этими заданиями в значительно более позднем возрасте; наибольшие трудности возникают у них при необходимости дополнить (дорисовать) круг. Большинство учащихся I—II классов специальной (коррекционной) школы VIII вида выполняют это задание неудовлетворительно. Они замыкают контур, не производя при этом необходимых кругообра-зующих движений, поэтому площадь дорисованной ими фигуры оказывается, как правило, уменьшенной. При дополнении контура треугольника многие умственно отсталые учащиеся II классов изменяют его площадь и форму, причем имеют место случаи распространенного принципа дополнения трех верхних треугольников на нижний ряд подобных фигур. Дети забывают, что все эти треугольники одного размера,

    В таблице 14 учащиеся I класса массовой школы (с нормальным умственным развитием) понимают принцип работы и поэтому с ней справляются: некоторые из них допускают при дорисовывании асимметрию.

    Дети с задержкой психического развития понимают задание, однако многим нужна организующая и разъяснительная помощь.

    Умственно отсталые дети этого возраста испытывают большие трудности при необходимости понять принцип работы. В результате они допускают выраженную асимметрию и несоответствие заданному изображению.

    Допускают ошибки или не выполняют задания даже многие ученики III—V классов специальной (коррекционной) школы. У них отмечается асимметричное дорисовывание заданных предметов, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажение формы. Помощь оказывается малоэффективной.

    Необходимо учитывать эти особенности, так как от них в определенной мере зависят дальнейшие успехи в процессе обучения и выполнения трудовой деятельности.



    Табл. 15

    Цели исследования. Выявить сформированность целостного восприятия; наглядно-образного мышления; способность решать задания в умственном плане.

    Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу и говорят: «Посмотри, из круга (квадрата, треугольника) вырезали кусочек. Найди его среди тех, которые здесь нарисованы».

    Если ребенок не понимает, ему показывают правильное решение. Остальные задания он должен выполнить сам. В более сложном варианте у фигур отсутствуют вырезанные из них части. Ребенок должен выполнить задание на уровне наглядно-образного мышления.

    Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес к заданию. В 6 лет оно им посильно, хотя качество выполнения не одинаково (некоторым нужна организующая помощь).

    У детей с задержкой психического развития отмечается бессистемность и нецеленаправленность в работе. При организующей помощи задание эти дети выполняют.

    Умственно отсталые дети в этом возрасте задание не понимают. Помощь в виде разъяснения и показа выполнения неэффективна.

    Источник: ЗАБРАМНАЯ С.Д, БОРОВИК О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. / М., Владос, 2008.

        

    Категория: диагностика развития восприятия | Добавил: Nehlest (11.07.2010) | Автор: Нехведович Е.С.
    Просмотров: 7450 | Комментарии: 1 | Теги: Исследование уровная развития воспр | Рейтинг: 4.8/6 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]