«Пластилиновая ворона» - это самый интересный и самый необычный советский мультфильм. Стиль изображения пластилиновых образов героев удивляет и завораживает. И все это пока что без самого сюжета!
Вы только вспомните эти оригинальные перевоплощения: дворник стал страусов, корова превратилась в собаку, а арбуз получился из бывшей пальмы. Чем не чудеса!? По оригинальности и своеобразию сюжета, рядом можно поставить лишь мультфильм «Падал прошлогодний снег», (между прочим, он так же выполнен в пластилиновой анимации).
Возможно, сам сюжет короткометражного мультфильма «Пластилиновая ворона» не столь интересен, но какова подача! Вот это фантазия, вот это абстракция. А чего стоит представление банальных и скучных вещей в формате чего-то смешного и веселого! За такое изображение реальности, авторам и аниматорам стоит памятник поставить.
Главной особенностью этого мультфильма было и остается свобода восприятия – не нужно вдумываться и пытаться что-то уловить... будет достаточно всего лишь сесть напротив монитора и смотреть, наслаждаться увиденным, наполняя сердце и душу самыми настоящими счастьем и радостью.
Интересные факты
На создание мультфильма ушло около 800 кг советского пластилина, который из-за блёклых цветов пришлось раскрашивать красками. Мультфильм разделен на три независимые части, которые, однако, имеют общих персонажей. Сюжет о вороне – 3-я часть мультфильма Песня третьей части мультфильма изначально должна была звучать в обычном темпе, однако на записи Татарский не проследил хронометраж звука, из-за чего вместо необходимых 5 минут для созданной анимации вышло 8 минут. Режиссер не знал, как быть, и пока не было решения, были записаны и голоса. В монтажной Татарский случайно услышал, как восстанавливалась граммофонная запись выступления Ленина — скорость звучания была то быстрее, то медленнее. Режиссер поинтересовался у реставратора, как это получается. Технология была проста — на бобину катушечного магнитофона наматывалась изоляционная лента, из-за чего пленка подавалась на воспроизводящую головку быстрее, и темп звучания также ускорялся. Поняв, что в этом выход из возникшей ситуации, Александр Татарский, заплатив реставратору 70 рублей, сжал 8-минутную запись до необходимых 5 минут, вследствие чего песня приобрела свое знаменитое «мультяшное» звучание. 25 лет назад с прилавков магазинов на полгода исчез… обычный пластилин! В стране началась настоящая пластилиномания – увлеченно лепили не только дети, но и взрослые. А виной тому – мультфильм «Пластилиновая ворона», вышедший тогда на телеэкран. Когда молодому киевскому аниматору Александру Татарскому предложили в Москве снять мультфильм по детским стихам, он решил обратиться к самому популярному детскому писателю Эдуарду Успенскому. У автора Чебурашки нашлось стихотворение «Жил-был один слоненок, а может, не слоненок…», которое понравилось Татарскому. Режиссер нашел неординарное решение – делать картинку из пластилина, чтобы подчеркнуть игру в неопределенность, которая была в тексте. Однако по этому стихотворению Успенского уже был сделан мультфильм. А создавать новый начальство категорически запретило. «Я расстроился, Успенский уехал на дачу, – вспоминает Татарский, – а через день вдруг привез мне мятую бумажку (видимо, в электричке писал), где было уже другое стихотворение – «А может быть, ворона, а может быть, собака…» Он просто взял тот же прием и похулиганил с известной басней Крылова «Ворона и Лисица». Я прочитал стихи и понял, что по ним и буду снимать мультфильм». Съемки задом наперед Сочинение музыки режиссер решил доверить непрофессиональному исполнителю песен Григорию Гладкову, с которым до этого познакомился на отдыхе в Крыму. «С Александром Татарским я встретился в Коктебеле, – вспоминает Гладков. – Пел на пляже, и ему понравились мои песни-сказки или баллады. Когда началась работа над «Пластилиновой вороной», меня вызвали в Москву из Ленинграда, где я жил. Приехал, мне дали стихи, я тут же сочинил еще две песни, и мы отправились на худсовет. Я тогда еще не был членом Союза композиторов, и музыкальный редактор пыталась меня отстранить. Кричала, что у них уже был «авантюрист с гитарой» – Сергей Никитин, который написал музыку к мультфильму «Большой секрет для маленькой компании», и что второго раза она не допустит. Но Татарский с Успенским меня отстояли». Пластилиновая техника была тогда еще в Союзе неизвестна. Потом уже наши новаторы узнали, что подобные мультфильмы делали до них и в Чехии, и в Канаде. Но тогда мультипликаторам об этих работах ничего не было известно. Так что режиссер Татарский и художник-постановщик Игорь Ковалев придумали собственную технологию: на стекле делали наполовину объемную картинку из пластилина. Затем изображение постепенно размазывали, снимая каждый мазок. А потом пускали пленку в обратном направлении – и в кадре из бесформенной мешанины красок чудесным образом складывалась живая картинка. Мюллеру в мультфильме не место! В мультик вошли три сюжета по песенкам Григория Гладкова. Первый называется «О картинах». Там понятия «портрет», «натюрморт», «пейзаж» и т.п. объясняются на примере пластилиновых копий с картин великих мастеров – «Джоконды» Да Винчи, «Девочки с персиками» Серова. Второй сюжет – «Игра», где картинки из пластилина сменяют друг друга, когда герой закрывает и открывает глаза. Его авторы решили сделать в стиле ретро и посвятить своим родителям. Ну а только третий – всем известная «ворона» по стихотворению «А может, а может». Про картины пел сам автор – Гладков. «Воронью» песенку доверили исполнить популярным в то время ведущим детской юмористической радиопередачи «Радионяня» Льву Шимелову и Александру Левенбуку. А для «Игры» Татарский и Гладков пригласили Леонида Броневого (как оказалось, актер начинал свою творческую карьеру в оперетте). Тут высокое начальство устроило полный разнос: «Почему допустили, что в советском мультфильме поет группенфюрер Мюллер – не помните разве, что актер играл гестаповца в «Семнадцати мгновениях весны»?! Спаситель – пластилиновый Эльдар Рязанов Когда мультфильм был закончен, руководство студии тут же запретило его за безыдейность. «Был большой скандал, – рассказывает Татарский. – Я, конечно, понимал, что сделал классное кино, но когда заявили, что пленку надо смыть, а режиссера отправить обратно в Киев… В общем, я был в предынфарктном состоянии». Неожиданно на студию заглянула Ксения Маринина – режиссер популярной тогда на телевидении передачи «Кинопанорама», которую вел Эльдар Рязанов. Ей хотелось увидеть мультик из пластилина. «А могли бы специально для «Кинопанорамы» сделать похожий сюжет?» – поинтересовалась она. «Я сказал: «Могу», – продолжает режиссер. – И сделал еще один ролик минуты на три, где показал, что такое пластилин, и какие фокусы с ним можно сотворить. Там одно изображение каскадом превращалось в другое, а в конце возникал пластилиновый портрет Рязанова. Короче, получилась хорошая реклама. Ролик показали в «Кинопанораме», а следом шел наш сюжет о вороне. Никого не сняли с работы, все успокоились, и фильм стали показывать по телевидению». Вскоре «Пластилиновую ворону» послали на всесоюзный телефестиваль, где лента неожиданно для всех получила главный приз. Режиссера на фестиваль даже не позвали, хотя, по существующим правилам, он должен был представлять на конкурсе свою работу. И узнал о победе Татарский только по телевизору. «Результаты конкурса я услышал в программе «Время» – дома, лежа на кровати, – вспоминает Александр. – Когда диктор, объявляя победителей, назвал «Пластилиновую ворону», я решил, что это какой-то подвох. Но через секунду понял – правда. Тогда я сделал сальто прямо на кровати. Удивился, тут же попробовал его повторить, сломал кровать, но совершить такой прыжок уже больше не смог». Досье «Пластилиновая Ворона» * музыкальный мультфильм * режиссер – Александр Татарский * художник-постановщик – Игорь Ковалев * композитор – Григорий Гладков * авторы стихов – Александр Кушнер («О картинах»), Овсей Дриз («Игра»), Эдуард Успенский («А может, а может…») * СССР, «Экран», 1981 г. * режиссерский дебют Александра Татарского * в ленте использованы рисунки детей из мультстудии Центрального дворца пионеров г. Киева, где работали Татарский и Ковалев * фильм получил 25 наград, в том числе Главный приз IX Всесоюзного фестиваля детских фильмов в Ереване, Главный приз III Московского фестиваля молодых кинематографистов 1982 года, Диплом жюри II Международного фестиваля комедийных фильмов в Габрове (Болгария) 1983 года.