Суббота, 16.11.2024, 11:24Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
нарушения речи
нарушения умственного развития
нарушения двигательного развития
психологические проблемы
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Педагогическая мастерская


    Главная » Статьи » Развивающие и коррекционные методики » нарушения умственного развития

    Задачи и формы организации коррекционной помощи лицам с выраженной умственной отсталостью

       Проблема воспитания детей с глубокой умственной отсталостью не новая. Начало развития олигофренопедагогики как науки связано с практическим опытом оказания помощи именно этой категории детей, разработкой теоретических подходов к решению вопросов их развития и адаптации в обществе (А. Бине, Т. Симон, Е.И. Грачева, Ж. Демор и др.).
       Вместе с тем, с 60-х годов XX в. в СССР сложилась такая ситуация, когда лица с выраженной и глубокой умственной отсталостью стали признаваться необучаемыми и направляться как психически больные пациенты в учреждения социального обеспечения, тогда как успешное развитие теории и практики воспитания и обучения детей с легкими формами умственной отсталости в условиях специальных школ и дошкольных учреждений могла расширить и изменить подходы по оказанию коррекционных образовательных услуг детям с выраженной и глубокой умственной отсталостью.
       В современной Белоруссии на фоне гуманизации общества дети этой категории получили конституционное право на образовательные услуги, независимо от места и условий их проживания.
       В большинстве стран Европы и в США в течение многих лет существует хорошо организованная система психолого-педагогической поддержки детей с выраженной и глубокой умственной отсталостью, которая изучается и обобщается отечественными специалистами.
       Несмотря на некоторые расхождения в подходе к классификации детей с недоразвитием интеллекта, исследователи положительно оценивают возможности их развития и роль специально организованного обучения. Именно специально организованное обучение позволяет достигать успехов в коррекции нарушений психического и личностного развития детей и подростков с выраженным интеллектуальным недоразвитием.
       В последнее десятилетие в России и Белоруссии проведено много исследований, в которых, рассматриваются вопросы диагностики, коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми в разных типах учреждений. Особое внимание обращается на социальное, эмоциональное развитие, на навыки коммуникативного поведения.
       Расширение опыта обучения детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития, выдвигает целый ряд практических и теоретических проблем: определение целей, задач, форм коррекционной помощи, характеристику этапов, содержание обучения, его организацию, методы и приемы работы с названной категорией детей. 
       В основе подхода к обучению и воспитанию умственно отсталых детей с выраженным недоразвитием интеллекта лежат следующие положения: 
       1. Ребенок с выраженным недоразвитием интеллекта рассматривается как личность, которая имеет те же права, что и все другие члены общества, но в силу особенностей своего индивидуального развития ему необходимо оказывать особые образовательные услуги. 
       2. Благодаря своевременной комплексной помощи, у всех детей наблюдаются позитивные изменения в мотивационно-потребностной, познавательной, эмоционально-волевой сфере. Только при условии раннего включения в процесс сис¬тематической коррекционно-воспитательной работы ребенок с умственной недостаточностью может достичь оптимального для него уровня развития. Такая работа должна носит комплексный характер, охватывать все линии его индивидуального развития. 
       3. Основными условиями и факторами, способствующими продвижению психического развития детей, являются их собственная деятельность и сотрудничество взрослого с ними. Обучение должно иметь практическую направленность, поскольку доступная ребенку деятельность (предметная, игровая, коммуникативная, конструктивная, изобразительная, трудовая и др.) являет¬ся, с одной стороны, источником знаний об окружающем мире, с помощью которого этот мир познается и преобразуется, а с другой — разные виды деятельности обеспечивают использование и закрепление умений, делают их индивидуальным достоянием каждого ребенка, формируют его социальный опыт.
       4. Виды помощи ребенку с выраженным недоразвитием интеллекта и предоставляемые ему коррекционные услуги могут быть различными, их должны получать дети с раннего младенческого возраста, в течение всей жизни.
       5. Родители имеют право выбора той или иной формы помощи в соответствии с возрастом ребенка, состоянием его здоровья, уровнем индивидуального развития. 
       Исходя из названных положений, основную цель воспитания детей с умственной отсталостью можно сформулировать следующим образом: формирование его как социально равноправной личности, способной самостоятельно (в меру своих возмож-ностей), жить в обществе людей, пользоваться основными конституционными правами гражданина.
       Задачи оказания коррекционной помощи многообразны, их можно сформулировать следующим образом:
       - охрана жизни и здоровья ребенка, коррекция нарушений физического развития;
       - формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих;
       - формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде;
      - соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества; 
       - формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
       - формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной абилитации и адаптации;
       - развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.
       Предоставление коррекционной помощи как можно большему количеству детей с выраженной умственной отсталостью зависит, на наш взгляд, от разнообразия форм ее организации. Она может быть организована как государственными, так и негосударственными структурами с обязательным привлечением к коррекционно-воспитательной работе широкого круга специалистов: педагогов-дефектологов, психологов, логопедов, врачей и др.
      Формы организации коррекционной помощи лицам с выраженной умственной отсталостью могут быть следующими:
       - группы для детей с выраженной умственной отсталостью в дошкольных учреждениях общего назначения;
       - консультативные пункты (центры реабилитации) по месту жительства детей;
       - специальные дошкольные образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью и формами недоразвития (неосложненными, осложненными в сочетании с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сенсорными нарушениями (слуха и зрения), психическими заболеваниями), а также, стационарные группы для детей с выраженной умственной отсталостью; группы с интегрированными формами коррекционной помощи;
       - классы (группы) для детей с осложненными формами умственной отсталости при коррекционных школах и в общеобразовательной школе, как инклюзивное обучение
       - «дома жизни» (для взрослых после 20 лет) с блоками социально-бытовых мастерских, медицинской, психологической, социально-педагогической помощью;
       - учреждения системы социального развития, с дошкольными и школьными отделениями, центры;
       - учебно-воспитательные группы при ассоциациях родителей для оказания систематической психолого-педагогической и медицинской помощи семье и ребенку;
       - санатории, дома отдыха для семей, имеющих детей с выраженной умственной отсталостью с соответствующими коррекционными психолого-педагогическими и меди-цинскими услугами.
       Перечисленные варианты не исчерпывают всех возможностей оказания коррекционно-образовательных услуг детям и взрослым с выраженным недоразвитием интеллекта.

    Автор: Nehlest


    Категория: нарушения умственного развития | Добавил: Nehlest (13.07.2009) | Автор: Елена
    Просмотров: 2541 | Теги: Формы помощи умственно отсталым | Рейтинг: 4.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]