Четверг, 02.05.2024, 21:28Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
Нормативные и правовые акты специального образования
Программно-методическое обеспечение
Планирование работы
Особенности преподавания предметов
Педагогические технологии
Опыт коллег
Компьютер в специальном образовании
Обучение чтению и письму
Обучение арифметике
Знакомство с окружающим миром
Игра развивает
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Педагогическая мастерская


    Главная » Статьи » Методический помощник » Опыт коллег

    Занятие по лексической теме «Животные жарких стран» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня
    Цели занятия:
    Закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях.
    Закрепление грамматических форм существительных родительного падежа единственного и множественного числа, названий детенышей.
    Упражнение в согласовании существительных с прилагательными.
    Закрепление слов сложной слоговой структуры.
    Закрепление умения образовывать сложные слова путем сложения основ.
    Повторение схемы составления рассказа-описания животного.
    Развитие умения сравнивать животных по существенным признакам.
    Развитие связной речи (умения составлять рассказ-описание).
    Развитие слогового анализа и синтеза.
    Развитие общей и мелкой моторики.
    Развитие плавного длительного выдоха.
    Развитие внимания.
    Воспитание познавательного интереса к фауне жарких стран.
    Воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям.


    Оборудование: большая объемная снежинка, бумажные снежинки для детей (размером с детскую ладонь), спичечные коробки с изображениями животных внутри, 2 игрушечных телефона, проектор, презентация.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Оргмомент.

    Слайд 1. Заставка. Звучит музыка.

    Логопед: Послушайте, ребята, одну удивительную историю. Жила-была маленькая Снежинка. (Слайд 2.). Снежинка очень любила зиму (щелчок), любила кружиться и танцевать в морозном воздухе. Но еще Снежинка умела мечтать. И мечтала она совсем не о зимних забавах. По ночам Снежинке снились необыкновенные сны.

    Что может, ребята, присниться Снежинке?
    Она не расскажет – расскажут картинки.

    Слайд 3.

    Составление детьми предложений о том, что снится Снежинке. Поощряется вариативность ответов.

    Логопед:
    Снятся Снежинке хорошие сны:
    Африка снится, львы и слоны.
    Доброе солнце, жаркое лето,
    Снится земля зеленого цвета.

    Снежинка очень грустила, что не может увидеть наяву таких необыкновенных животных. Ведь в наших лесах не водятся страусы и фламинго.

    Кого еще нет в наших лесах?

    Дети:
    – В наших лесах нет черепах и кенгуру (слайд 4)
    – В наших лесах нет обезьян и жирафов (слайд 5)
    – В наших лесах нет крокодилов и носорогов (слайд 6)

    2. Постановка цели занятия.

    Логопед: И вот однажды Снежинка решила совершить опасное путешествие – в жаркие страны. Почему оно было опасным для Снежинки?

    Дети: Потому что от жары она может растаять.

    Логопед: Правильно, молодцы. …Снежинка отправилась к своему другу Ветерку и попросила его помочь. …Сегодня мы тоже совершим путешествие с нашей Снежинкой, а потом расскажем обо всем, что видели и слышали.


    3. Основная часть.


    Упражнение на развитие длительной и плавной воздушной струи.
    Логопед раздает детям вырезанные из бумаги снежинки, дети дуют на них, соблюдая правила не раздувать щеки и не поднимать плечи.
    Актуализация словарного запаса. Согласование существительных с прилагательными.


    Логопед: Пока Ветерок нес Снежинку, он рассказал ей о джунглях. А что он ей рассказал, ребята? Что такое джунгли? Какие растения растут в джунглях?

    Слайд 7.

    Дети:  Джунгли – это влажный и жаркий лес. В джунглях растут пальмы и лианы.

    Логопед: Верно. Именно так и сказал Снежинке Ветерок. …Но вот Снежинка в джунглях. Она приземлилась на верхушку пальмы и увидела

    …веселую длиннохвостую… (обезьяну). Слайд 8, щелчок 1

    Потом она заметила…

    …чешуйчатого острозубого… (крокодила). Слайд 8, щелчок 2

    Затем она увидела …

    полосатого хищного… (тигра). Слайд 8, щелчок 3

    – "Я хочу увидеть и других животных!” – радостно закричала Снежинка. И тогда Ветерок понес ее в Африку.

    И снова он рассказывал маленькой Снежинке. Что же он рассказал ей об Африке, ребята? Слайд 9, два щелчка.

    Дети: В Африке есть пустыни, покрытые песком, а есть саванны, покрытые травой. 

    – Правильно. А еще Ветерок рассказал, что в Африке живет
    двугорбый … (верблюд) Слайд 10, щелчок 1
    гривастый царственный … (лев). Щелчок 2
    длинношеий пятнистый … (жираф). Щелчок 3
    большеухие серые … (слоны). Щелчок 4
    толстокожий воинственный … (носорог). Щелчок 5
    полосатая … (зебра). Щелчок 6

    И пока Ветерок говорил это, Снежинка очутилась в Африке.
    Сравнение животных, выделение характерных признаков.

    Слайд 11.

    – Ух, какой он! – закричала Снежинка. – Это, наверное, африканский гусь! Он такой же длинношеий!

    Логопед: Ребята, разве это гусь? Давайте поможем Снежинке разобраться! 

    Слайд 12.

    Дети сравнивают гуся и жирафа:

    И у жирафа, и у гуся длинная шея.

    НО:

    Гусь – это водоплавающая птица, а жираф – это сухопутное животное.

    Гусь живет в наших краях, а жираф – в Африке.

    Гусь покрыт перьями, а жираф нет.

    У жирафа пятнистая шкура, а у гуся пятен нет.

    Слайд 13.

    – Ух, какой он! – закричала Снежинка. – Это, наверное, африканский кот! Он очень похож на кота!

    Логопед:  Ребята, докажем Снежинке что это не кот? 

    Слайд 14.

    Дети сравнивают льва и кота (аналогично). Отмечается сходство кота и льва. Логопед напоминает, что кот, тигр, пантера и леопард относятся к семейству "кошачьи”.

    Слайд 15.

    – Ух, какой он! – закричала Снежинка. – Это, наверное, африканская лошадь! У лошади такая же грива и такие же копыта!

    Сравнение лошади и зебры (слайд 16). Логопед хвалит детей за внимательность и говорит, что зебра и лошадь тоже представители одного семейства.
    Развитие слогового анализа.


    Логопед: Снежинке так понравились животные, что ей сразу же захотелось рассказать о них своей сестре Дождинке. Как же ей рассказать? Ведь Африка очень далеко!

    Дети: Можно отправить письмо, телеграмму или позвонить по телефону.

    Логопед: Правильно. Именно так и поступила Снежинка. Она отправила телеграмму. Но некоторые слова в ней написаны неразборчиво. Что хотела сообщить Снежинка? Давайте разбираться! 

    Слайд 17.

    Дети подбирают с помощью прохлопывания названия животных к схеме и доказывают правильность своего выбора.

    Динамическая пауза.

    Логопед: Снежинка увидела много нового и слегка утомилась. Давайте вместе с нею сделаем веселую звериную зарядку!

    Слайд 18 с музыкой. Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни.
    Дидактическая игра "Фотоохота”. Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных и названий детенышей животных. Развитие мелкой моторики.

    Логопед: И тут Снежинка вспомнила про другую свою сестру – Пылинку. Надо и ей что-нибудь интересное рассказать. Пожалуй, я сделаю много чудесных фотографий! …Ребята, мы отправляемся на фотоохоту. Но будьте внимательны, животные любят прятаться. …Ой, смотрите-смотрите, кто это там спрятался за деревом? 

    По очереди слайды 19, 20,21. Дети составляют предложения: За деревом спрятался жирафенок. И т.п.

    Логопед раздает детям "фотоаппараты” (спичечные коробки), дети "фотографируют”, открывают коробки и называют, кого они сфотографировали. Логопед хвалит ребят и добавляет:

    И Снежинка старалась,
    Животных снимала.
    Но что получилось?
    Что в кадр поместилось?

    Слайд 22.
    После каждого щелчка дети говорят полными предложениями. Например: Снежинка сфотографировала тигриную пасть. И т.д.
    Составление рассказа-описания.


    Логопед: Посмотрела Снежинка на получившиеся фотографии и решила, что ничего Пылинка не поймет. Надо, пожалуй, ей позвонить.

    Логопед выставляет игрушечный телефон. Сам играет роль Пылинки, а ребенок – роль Снежинки, которая отвечает на вопросы.

    Слайд 23.

    С: Здравствуй, дорогая Пылинка! Я увидела столько необыкновенных животных!

    П: Расскажи мне, пожалуйста!

    1 щелчок.

    С: Вот, например, жираф.

    2 щелчок

    П: Чем покрыта его шкура?

    С: Шкура жирафа покрыта коричневыми пятнами разной формы.

    3 щелчок.

    П: Что интересного есть в его теле?

    С: Жираф – очень длинношее животное. На голове у жирафа рожки. Сзади – хвост, а на конце хвоста – маленькая кисточка.

    4 щелчок.

    П: Ух, как интересно! А чем питается жираф?

    С: Жираф питается листьями с кустов и деревьев. Поэтому ему очень нужна длинная шея.

    5 щелчок.

    П: А кто у жирафа детеныш?

    С: У жирафа рождается маленький жирафенок.

    П: Где можно увидеть жирафа?

    С: Жираф живет в Африке.

    П: Как много интересного ты увидела, Снежинка! Спасибо тебе за рассказ! Пока!

    С: Пока! Увидимся!

    Логопед: Ребята, а вам понравился рассказ Снежинки? Что еще можно рассказать о жирафе?

    (Дети добавляют)

    4. Закрепление.
    Самостоятельный рассказ.

    Логопед имитирует звонок Пылинке, говоря ей, что дети хотят рассказать еще об одном животном. Один-два ребенка рассказывают о выбранном животном.


    Сопровождение рассказа ребенка – слайд 23. Второй ряд эффектов – для дополнительной помощи детям в составлении рассказа.
    Припоминание алгоритма составления рассказа-описания.


    Логопед: А теперь вспомним, на какие вопросы ответила Снежинка, чтобы ее рассказ получился красивым и интересным? (Дети вспоминают, задают вопросы.)

    Слайд 23 (третий ряд эффектов).

    5. Обобщение.

    Логопед просит детей сказать, что им особенно понравилось в занятии и почему.

    6. Итог.

    Слайд 24.

    Логопед хвалит детей и просит их дома нарисовать любое животное, которое живет в Африке, найти вместе с мамой и папой стишок и составить рассказ об этом животном.


           Источник: festival.1september.ru

    Категория: Опыт коллег | Добавил: nehelenast (26.01.2013) | Автор: Елена
    Просмотров: 5658 | Теги: животные жарких стран детям | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]