Данное планирование адресовано логопедам для проведения занятий с детьми 5-6 лет в группах с ОНР. Оно окажет помощь при планировании работы по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, поможет развить восприятие, внимание, память, мышление, воображение и эмоционально-волевые процессы, а также графические навыки и навыки конструирования. Планирование по теме "Осень" включает 5 разделов. В разделе 1 «Словарь и словообразование» каждой лексической темы содержится предметная и глагольная лексика, словарь признаков и наречий, задания на словообразование. В разделе 2 «Грамматический строй» описываются игровые и дидактические приемы, цель которых — формирование у ребенка определенных грамматических представлений и навыков. В раздел 3 «Развитие психических функций» входят: игры и упражнения на развитие психических процессов, которые проводятся с использованием приведенной в первом разделе лексики; проблемные вопросы, позволяющие активизировать мыслительную деятельность и задания, формирующие у ребенка «языковое чутье». Раздел 4 «Связная речь» включает различные виды работ по развитию связной речи, с указанием тем рассказов. Раздел 5 «Развитие графических навыков». Он представлен отдельной тетрадью, которая содержит задания на развитие графических навыков с образцами разных видов рисунков, штриховок и заданий по конструированию. ...
1. Словарь и словообразование 1. Предметный словарь: осень, листопад, урожай, заморозки, дождь, ягоды, грибы, ящик, мешок, корзина, ведро, лукошко, стая, берлога, дупло, листва, пора, клен, еж, белка, медведь, заяц, плащ, куртка, сапоги, портфель, школа, грибник, зонт, листья, лес.
2. Глагольный словарь: опадать, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, запасать, менять, сушить, засыхать, дуть, засыпать, собирать.
3. Словарь признаков: красный, желтый, оранжевый, бордовый, осенний, дождливый, холодный, рыжий, белый, пасмурный, прохладный, ранний, поздний, золотой, разноцветным.
4. Словарь наречий: пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро.
5. Антонимы: холодный — теплый, ранний — поздний, пасмурно —солнечно
6. Словообразование: 1) прилагательных от наречий (поздно — поздний, хмуро — хмурое); 2) глаголов от прилагательных (красный— краснеть); 3) прилагательных от существительных (холод— холодный, клен— кленовый); 4) прилагательных от словосочетаний (день с солнцем — солнечный); 5) существительных от существительных (гриб — грибник, ягоды — ягодник); 6) сложных слов (листопад).
7. Подбор родственных слов: гриб, ягода, лист, лес.
8. Многозначность: лист, ножка, шляпка.
2. Грамматический строй 1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: лист — осенний.
2. Образование множественного числа существительных. Лист- листья, гриб — грибы.
3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один гриб: мое лукошко; много ягод.
4. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.)
— Пойдем в лес (предлог «за»: за грибами, за ягодами).
—Наберем грибов (предлоги «в» «у», «за», «под», «между»: в корзину, в ведро, за пеньком гриб, под елкой, у сосны, между березами...).
— Соберем урожай (предлог «в»: в мешок картошку, в ящик помидоры...). — Звери готовятся к зиме (ищет берлогу, готовит запасы, меняет шерстку...).
3. Развитие психических функций
1. Загадки о предметах по теме.2.Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Ассоциативная цепочка к слову «осень».(лист, лужа, гриб, корзина...). 4. Найди такой же листок, грибок.(сравнить картинки). 5. Что изменилось? (сравнить картинки с изображением лета и осени).6. С какого дерева листок? (подобрать лист к дереву): 7. Определи предмет по части. 8. Узнай предмет по контуру. 9. Проблемные вопросы:— Как сохранить воспоминания об осени? — Что будет, если листья не опадут; птицы не улетят; заяц и белка не поменяют цвет шубки? — Что хорошего, что плохого для человека в таких явлениях, как дождь, ветер? — Почему так называют: листопад, грибник, ягодник, школьник? 10. Объясни значение выражений:— Сесть в лужу.— После дождичка в четверг.— Дрожит, как осиновый лист.
4. Связная речь 1. Экскурсия в лес. 2. В лес с корзинкой. 3. Осень в городе. 4. Докажи, что на картинке осень. 5. Как звери готовятся к зиме? 6. Труд взрослых осенью. 7. Игры детей осенью. 8. Рассказы по темам: — Признаки осени. — Ранняя осень. — Золотая осень. — Поздняя осень. — Если бы я был листиком... — Сказка о путешествии листочка.
5. Развитие графических навыковУпражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5). Обведение прямых и волнистых пунктирных линий; предметов по контуру.
|