Четверг, 02.05.2024, 02:05Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
Нормативные и правовые акты специального образования
Программно-методическое обеспечение
Планирование работы
Особенности преподавания предметов
Педагогические технологии
Опыт коллег
Компьютер в специальном образовании
Обучение чтению и письму
Обучение арифметике
Знакомство с окружающим миром
Игра развивает
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Педагогическая мастерская


    Главная » Статьи » Методический помощник » Нормативные и правовые акты специального образования

    Государственная программа развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 годы
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    7 марта 2012 г. № 210

    Об утверждении Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь на 2012–2016 годы


    В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Кодекса Республики Беларусь об образовании Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

    1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития специального образования в Республике Беларусь на 2012–2016 годы (далее – Государственная программа).

    2. Определить:

    заказчиками Государственной программы Министерство образования, облисполкомы, Минский горисполком;

    заказчиком – координатором Государственной программы Министерство образования.

    Заказчики в пределах своей компетенции:

    принимают меры по выполнению Государственной программы и осуществляют контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на ее реализацию;

    ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным, представляют в Министерство образования отчет о ходе выполнения Государственной программы.

    Заказчик-координатор ежегодно до 25 февраля года, следующего за отчетным, информирует Совет Министров Республики Беларусь о ходе реализации мероприятий Государственной программы.

    3. Установить, что финансирование Государственной программы осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в республиканском и местных бюджетах.

    4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь, курирующего вопросы образования.

    5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


    Премьер-министр Республики Беларусь
    М.Мясникович




    УТВЕРЖДЕНО

    Постановление
    Совета Министров
    Республики Беларусь

    07.03.2012 № 210



    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
    развития специального образования в Республике Беларусь на 2012–2016 годы


    ГЛАВА 1
    ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ


    Специальное образование в Республике Беларусь в современных условиях рассматривается как неотъемлемая часть образовательной системы, позволяющая реализовать права лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекционной помощи на всех уровнях образования.

    Анализ современного состояния специального образования показывает, что в стране сложилась система государственной социальной помощи лицам с особенностями психофизического развития. На законодательном уровне закреплены права на получение образования детьми с особенностями психофизического развития как в учреждениях специального образования, так и в иных учреждениях, реализующих образовательные программы специального образования, на бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование, коррекционно-педагогическую помощь, получение ранней комплексной помощи детьми в возрасте до 3 лет, бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями.

    На 15 сентября 2011 г. в Республике Беларусь проживает 130 759 детей с особенностями психофизического развития в возрасте до 18 лет. Количество детей указанной категории за последние два года увеличилось на 6,7 процента при сокращении детского населения республики более чем на 10 тысяч детей (0,6 процента).

    Система специального образования, ранее достаточно изолированная, представленная преимущественно специальными школами-интернатами, сегодня имеет развитую сеть разнообразных специальных учреждений и интегрированных (совместных) образовательных структур, где дети с особенностями психофизического развития получают образование и коррекционно-педагогическую помощь.

    Дети с особенностями психофизического развития в 2011/2012 учебном году получают специальное образование:

    в 50 специальных дошкольных учреждениях;

    в 26 специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах);

    в 36 вспомогательных школах (вспомогательных школах-интернатах);

    в 143 центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

    в около 6000 специальных и интегрированных классах в учреждениях общего среднего образования;

    более чем в 1760 специальных и интегрированных группах в учреждениях дошкольного образования.

    Коррекционно-педагогическую помощь дети с легкими нарушениями развития получают более чем в 2350 пунктах коррекционно-педагогической помощи.

    Вместе с тем имеется ряд проблем, решение которых требует значительных временных, кадровых и финансовых ресурсов.

    Материально-техническая база учреждений специального образования, большинство из которых открывалось во второй половине ХХ столетия, нуждается в обновлении, так как физически и морально устарела.

    Недостаточно современных технических средств обучения, специального оборудования и приспособлений, которые могли бы значительно повысить качество образования учащихся с особенностями психофизического развития, более полно удовлетворять их особые образовательные потребности. Так, только 15,2 процента учреждений оснащены компьютерными рабочими местами в полном объеме. Не имеют компьютерных рабочих мест 72 процента центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, только в 6 процентах таких центров создано более 2 рабочих мест. Многие учреждения специального образования оснащены компьютерами с низкими техническими характеристиками, что не соответствует тем системным требованиям, которые предъявляет современное программное обеспечение.

    По причине отсутствия в стране отечественного производства специализированного программно-аппаратного обеспечения учреждения образования, реализующие образовательные программы специального образования, крайне недостаточно оснащены специализированной техникой, различными устройствами и приспособлениями, адаптированными к потребностям детей с особенностями психофизического развития. Только 5,7 процента учреждений образования имеют специальное оборудование (брайлевский дисплей с клавиатурой, брайлевский принтер, телевизионное увеличивающее устройство для слабовидящих, сенсорный экран, различные манипуляторы). Специальные обучающие программы для детей с особенностями психофизического развития имеют 53,5 процента учреждений образования.

    В настоящее время функционируют 36 вспомогательных школ (вспомогательных школ-интернатов). Учреждения образования данного типа предназначены для обучения, воспитания, трудовой и социальной реабилитации лиц с интеллектуальной недостаточностью. Ведущим в структуре учебного плана вспомогательной школы является трудовое обучение. Вместе с тем имеющаяся учебно-материальная база трудового обучения не соответствует современным требованиям к ней, что затрудняет решение задач трудовой подготовки учащихся, в особенности использование возможностей реализации образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) в классах углубленной социальной и профессиональной подготовки. Это препятствует достижению успешной социально-трудовой адаптации выпускников.

    Недостаточная материальная и моральная готовность учреждений общего среднего образования к приему детей с особенностями психофизического развития не позволяет детям, имеющим значительные нарушения функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, обучаться по месту жительства, проживать в семье, что противоречит основам современного специального образования, согласно которым обучение, воспитание и развитие ребенка необходимо осуществлять в наименее ограничивающей его развитие среде – в семье. Так, в республике функционируют только 10 учреждений общего среднего образования, специально оборудованных для обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, 2 – для обучения детей с нарушением слуха. Отсутствуют учреждения общего среднего образования, в которых созданы необходимые условия для обучения детей с нарушениями зрения.

    Для учреждений специального образования издается соответствующая учебно-методическая литература. С 2006 по 2010 год издано 375 наименований учебных изданий для разных категорий детей с особенностями психофизического развития и педагогов системы специального образования. В республике ежегодно издаются учебные пособия на основе рельефно-точечного шрифта Брайля. Вместе с тем потребность в обеспечении учебными, учебно-методическими пособиями, средствами обучения учреждений специального образования полностью не удовлетворена.

    Все больше учащихся с особенностями психофизического развития получают образование в учреждениях общего среднего образования, что требует принципиально новых подходов к учебно-методическому обеспечению этих учреждений. Имеющиеся учебные пособия, предназначенные для использования в учреждениях специального образования, не всегда успешно применяются в условиях интегрированного обучения и воспитания.

    Проблемами являются качество подготовки и переподготовки педагогов для системы специального образования, а также недостаточная квалификация учителей-дефектологов, особенно работающих в условиях интегрированного обучения и воспитания. Не всегда готовы к работе с детьми с особенностями психофизического развития учителя-предметники.

    Благодаря проводимым психологическим, неврологическим, нейрофизиологическим исследованиям, активному внедрению современных медицинских технологий, выявляются и диагностируются новые группы детей, которые нуждаются не только в лечении, но и в специальном образовании (дети с гипердинамическим синдромом, синдромом дефицита внимания, гиперактивностью, аутистическими нарушениями, дети, прошедшие операцию кохлеарной имплантации, слепоглухие дети). Для работы с этими категориями детей требуется создание новых условий и научно обоснованных методик обучения и коррекционной работы.

    Вместе с тем в республике отсутствует сформированная отечественная научная школа в области специального образования, имеется небольшое количество кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук), следствием чего является недостаточная фундаментальность, обоснованность научных результатов.

    Нуждаются в совершенствовании формы работы с семьей, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития, что обеспечит преемственность работы педагогов и семьи, включение родителей в образовательный процесс в качестве его равноправных участников, оказание родителям необходимой психологической помощи.

    Не до конца отработан механизм межведомственного взаимодействия в решении проблем молодых инвалидов после завершения их обучения в учреждениях образования. Отсутствуют единые подходы в создании системы их непрерывной социальной реабилитации. Выпускники с особенностями психофизического развития, получившие профессиональное образование в учреждениях среднего специального и высшего образования, испытывают значительные проблемы с трудоустройством. Практически отсутствуют заявки на их трудоустройство. Для решения этих проблем, а также социальной защиты данной категории выпускников требуются разработка и утверждение механизма межведомственного взаимодействия.

    Специальное образование в Республике Беларусь должно быть сопоставимо и сравнимо с международными стандартами, действующими в отношении лиц с особенностями психофизического развития. Новые задачи социально-экономического развития, более полное обеспечение прав и свобод личности в Республике Беларусь, ратификация Республикой Беларусь Конвенции ООН «О правах инвалидов» потребуют дальнейшего развития системы специального образования на разных уровнях с учетом специфики национальных условий, потенциала развития отечественной специальной педагогики и психологии, зарубежного опыта в области инклюзивных подходов к образованию.

    Реализация Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь на 2012–2016 годы (далее – Государственная программа) позволит усовершенствовать функции регулирования отношений в сфере специального образования, обеспечить ее качественное функционирование и развитие современных аспектов.

    ГЛАВА 2
    ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


    Целью Государственной программы является совершенствование системы специального образования, повышение качества и доступности образования для лиц с особенностями психофизического развития.

    Для реализации указанной цели необходимо выполнение следующих задач:

    создание единого программно-методического обеспечения для систем основного и специального образования, корректировка содержания специального образования с учетом современного уровня развития науки и основных отраслей знания, потребностей и возможностей учащихся с особенностями психофизического развития, разработка и внедрение современных образовательных технологий;

    развитие инклюзивных процессов в образовании, формирование толерантного отношения в обществе к лицам с особенностями психофизического развития;

    оптимизация и реорганизация сети учреждений специального образования, создание специальных условий для лиц с особенностями психофизического развития на всех уровнях основного образования.

    Показатели, характеризующие Государственную программу в разрезе задач, представлены согласно приложению 1.

    На выполнение этих показателей направлены мероприятия Государственной программы согласно приложению 2.

    ГЛАВА 3
    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


    Реализация мероприятий Государственной программы позволит:

    осуществлять раннее выявление детей с особенностями психофизического развития через оборудование 131 кабинета ранней комплексной помощи в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

    создать отечественную научную школу, обновить подходы к подготовке специалистов для специального образования;

    провести оптимизацию сети учреждений специального образования через закрытие (реорганизацию) 20 процентов специальных школ (школ-интернатов);

    создать на базе учреждений образования 43 ресурсных центра;

    обновить материально-техническое оснащение и создать доступную и необходимую образовательную среду для учащихся с особенностями психофизического развития в 100 процентах учреждений специального образования и в 70 процентах учреждений дошкольного и общего среднего образования;

    обеспечить внедрение современных информационных коммуникационных технологий в образовательный и коррекционный процесс для лиц с особенностями психофизического развития;

    создать условия для получения профессионального образования и профессиональной подготовки лицами с особенностями психофизического развития через функционирование 41 учебной группы, в которой образовательный процесс одновременно организован для лиц с особенностями психофизического развития и иных лиц, и 124 учебных групп, в которых образовательный процесс организован только для лиц с особенностями психофизического развития, создание центров профессиональной и социальной реабилитации (социальных отделений, консультационных пунктов) в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, адаптивной образовательной среды в учреждениях среднего специального (8 учреждений) и профессионально-технического (2 учреждения) образования;

    создать единое информационное пространство для привлечения общественного мнения к проблемам лиц с особенностями психофизического развития, оказания помощи всем нуждающимся в получении юридической помощи и необходимой профессиональной информации различных ведомств через создание веб-сайтов в 90 учреждениях специального образования.

    ГЛАВА 4
    ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ


    Государственная программа разработана с учетом минимизации закупок импортных товаров (в том числе оборудования).

    В целях оснащения учреждений, реализующих образовательные программы специального образования, специальным программно-аппаратным оборудованием по импорту необходимо произвести закупки современного оборудования, которое в настоящее время в Республике Беларусь не производится и не имеет аналогов в отечественном производстве.

    На обеспечение закупок импортных товаров в рамках реализации Государственной программы согласно приложению 3 предусматривается 2844,3 млн. рублей (10,9 процента к общему финансированию по Государственной программе) из средств местных бюджетов.

    Закупки по импорту будут произведены в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    ГЛАВА 5
    НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


    Государственная программа направлена на создание единого программно-методического обеспечения для систем основного и специального образования, корректировку содержания специального образования с учетом современного уровня развития науки и основных отраслей знания, потребностей и возможностей учащихся с особенностями психофизического развития, внедрение современных образовательных технологий, что будет осуществляться путем разработки:

    стандартов специального образования и их внедрения;

    новых и корректировки имеющихся программ специального образования с учетом инклюзивных подходов к образованию;

    научно-педагогических основ создания учебно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях интегрированного обучения;

    научно-методического обеспечения психокоррекционной, коррекционной и профориентационной работы с детьми с особенностями психофизического развития;

    методик и методических рекомендаций по работе с различными категориями детей с особенностями психофизического развития.

    Результаты планируемых научно-исследовательских работ, научно-методических разработок, инновационных технологий носят прикладной характер. Реализация научно-исследовательских проектов по перечисленным направлениям позволит повысить качество специального образования, а также усовершенствовать инновационную деятельность в сфере специального образования.

    ГЛАВА 6
    РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


    На реализацию мероприятий Государственной программы на 2012–2016 годы предполагается направить 26 092 млн. рублей, в том числе 1703,7 млн. рублей из средств республиканского бюджета, 24 388,3 млн. рублей из средств местных бюджетов.

    Источники и объемы финансирования определены в приложении 2 к Государственной программе.

    СКАЧАТЬ программу с приложениями


    Категория: Нормативные и правовые акты специального образования | Добавил: Nehlest (25.06.2012) | Автор: Елена
    Просмотров: 3670 | Теги: Государственная программа развития | Рейтинг: 4.5/2 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]