Цель: Понимать и употреблять существительные обозначающие овощи.
Оборудование: три муляжа изображающие овощи, тарелка.
Инструкция: Логопед достает из сумки овощи при этом говорит: "Вот огурец, вот помидор, вот морковь.” Слушай меня внимательно и выполняй то, что я скажу: "Раз, два, три огурец возьми и в тарелку положи”. Что ты положил? (Огурец), "Раз, два, три помидор возьми и в тарелку положи”. Что ты положил? (Помидор) "Раз, два, три морковь возьми и в тарелку положи”. Что ты положил? (Морковь) Игра: "Выбери овощи”.
Инструкция: Логопед выставляет миску с муляжами овощей (помидор, морковь, огурец). Ребенок отбирает овощи и складывает их в корзинку. По мере выполнения задания, логопед спрашивает: "Что ты положил в корзинку?”, "Как можно назвать одним словом?” (Овощи).
- Развитие атрибутивного словаря. Игра: "Что собрал зайчик?”
Цели: Обогащение атрибутивного словаря за счет слов: круглый, длинный, красный, зеленый;
Оборудование: корзина с натуральными овощами: помидор, огурец; игрушка зайчика.
- Зайчик был у бабушки в деревне на огороде и помог собрать овощи (показать картинку с изображением огорода и рассмотреть её).
- Что растет на огороде? (Как можно назвать, одним словом?)
- Посмотрите, какие овощи собрал зайчик (ребенок самостоятельно достает из корзины овощи называет их). Логопед помогает обследовать овощи.
- Вот помидор. Он красный, круглый.
- Вот огурец. Он зеленый, длинный. Игра: "Разложи овощи по тарелкам”.
Цели: Закрепление названия цветов: красный, зеленый, желтый.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей взять из игры "Догадайся, какой овощ”, три тарелки: красная, зеленая, желтая.
Инструкция: Посмотри, какие у нас красивые тарелочки. Какого они цвета? Ребенок называет.
- Покажи, зеленый огурец. Какой огурец? (Зеленый.)
- Покажи красный помидор. Какой помидор? (Красный.)
Давай красный овощ положим на красную тарелочку. Зеленый на зеленую тарелочку. Ребенок выполняет действие.
2). Развитие грамматического строя речи.
- Развитие словоизменения. Игра: "Поиграем в прятки”.
Цели: употребление существительных в винительном падеже. Работа над интонационной выразительностью речи (вопросительные и побудительные интонации).
Инструкция: Пока мы с вами играли, кто-то все овощи разбросал. Давай бабушке поможем навести порядок в комнате.
- Положи морковь в корзину. – Куда ты положил морковь? – (В корзину.)
- Положи помидор на тарелку. – Куда ты положил помидор? – (На тарелку.)
- Положи лук на тарелку. – Куда ты положил лук? – (На тарелку.)
- Положи огурец в корзинку. – Куда ты положил огурец? (В корзинку.) Игра: "Сортируем овощи”.
Цель: Дифференциация в употреблении существительных единственного и множественного числа в именительном падеже.
Оборудование: Предметные картинки: 1. Один заяц и три зайца, стоящие очень близко рядом. 2. Одна морковка и пучок из трех морковок. 3. Один огурец и три рядом лежащие огурца. 4. Один помидор и три рядом лежащих помидора.
Инструкция: К нам пришел в гости заяц и его друзья зайцы.
- Покажи, где заяц, а где зайцы. Далее логопед показывает на картинки и спрашивает: "Это кто?” - (Это заяц). "А это кто?” - (Это зайцы).
- Давай угостим наших зайцев овощами. Зайцу дадим морковку, а зайцам дадим морковки. Ребенок выполняет задания. Логопед спрашивает: "Что ты дал зайцу?” (Огурец, морковку, помидор.)
А что ты дал зайцам? (Огурцы, морковки, помидоры.) Игра: "Угостим зверюшек овощами”.
Цели: согласование прилагательного с существительными в роде.
Оборудование: Лист А-4. С правой стороны листа разместить предметные картинки с изображением любых зверей, а с левой стороны разместить предметные картинки с изображением помидора и огурца. Для рисования вертикальных линий предметные картинки размещаются вверху листа и внизу.
Инструкция: Посмотрите на картинку здесь зайчик и белочка. Давай мы угостим их овощами- помидором, огурцом.
Ребенок должен провести соответствующим фломастером вертикальные или горизонтальные линии от овощей к зверюшкам.
- Помидор какой? (Красный) и дорожка будет какая? (Красная). Ребенок рисует красным фломастером дорожку от зайчика к помидору.
- Огурец какой? (Зеленый) и дорожка будет какая? (Зеленая). Ребенок рисует зеленым фломастером дорожку от белочки к огурцу.
- Развитие словообразования. Игра: "Поможем бабушке”.
Цели: образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Оборудование: две корзины: большая и маленькая; натуральные овощи больших и маленьких размеров: помидор, огурец, морковь.
Инструкция: Бабушка просит помочь нас собрать овощи с грядки и дала нам две корзинки: большую корзину и маленькую корзиночку.
- Покажи, где корзина? А где корзиночка?
- Это что? (Это корзина.)
- Это что? (Это корзиночка.)
В большую корзину положим большие овощи, а в маленькую корзиночку – маленькие овощи. Ребенок выполняет задание:
- Формирование структуры предложения. Игра: "Кто что делает?”
Цели: Обучение составлению предложений с прямым дополнением.
Оборудование: Серия сюжетных картинок: "Кто что делает?” (Примерное содержание картинок: 1. Девочка поливает морковь. 2. Мальчик собирает огурцы с грядки. 3. Мама моет помидоры под струёй воды. 4Девочка ест морковку.)
Инструкция: Логопед показывает сюжетную картинку и задает вопрос:
3). Игровые упражнения по подготовке артикуляторного аппарата для произношения звука [О]. Упражнение: "На что похожи наши губки”.
Цель: Учить детей выдвигать губы немножко вперед, округляя их.
Оборудование: предметная картинка , изображающая бублика и картинка с изображением хора поющих детей, рты раскрыты и напоминают также букву О.
Инструкция: Логопед показывает детям картинку с хором и говорит: "Посмотрите, здесь дети поют песенку. На что у них похожи губки?” Если дети не ответили, то логопед показывает картинку с изображением бублика. При этом комментирует: "Губки похожи на бублик. Кто может губки сделать такими же круглыми, как бублик, вот такими?” Логопед показывает. Чтобы губы были круглые, логопед про себя произносит звук [О].
Далее логопед просит ребенка сделать губки круглыми, как у детей на картинке, при этом следит, чтобы ребенок выполнял упражнение без напряжения. Двигаются лишь губы, рот приоткрыт. Игра: "Как у куклы Маши заболели зубки”.
Цель: выработка четкой и правильной артикуляции при произношении звука [О] – активизация мышц нижней челюсти. Произношение звука [О] на длительном одном выдохе.
Оборудование: Предметная картинка: девочка с перевязанными зубами и со слезами на глазах (изображение головы и плеч).
Инструкция: На руках у логопеда кукла Маша с завязанными зубами. Логопед говорит: "Я сейчас вам расскажу историю про куклу Машу. Она жила у бабушки в деревне и ела немытые овощи. У нашей куклы Маши заболели зубы. Ей очень больно, она вздыхает: "о-о-о”. Как Маша вздыхает?” Ребенок повторяет: "о-о-о”. Логопед следит, чтобы звук [О] произносился на выдохе, длительно. Игра: "Курочка и лошадка”.
Цель: развитие слухового внимания, развития звукоподражания, закрепление правильной артикуляции звука [О] в звукосочетаниях.
Оборудование: картинки курочки и цыплёнка, лошадки и жеребёнка.
Инструкция: Рядом с огородом на полянке гуляли курочка с цыплятками и лошадка с жеребенком (логопед показывает картинки). Вдруг курочка нашла червячка и стала звать своих цыплят, вот так: "Ко-ко-ко”.
– Как курочка зовёт своих цыплят? – ко – ко – ко.
А лошадка своего жеребенка зовет вот так: "Иго – го – го”.
- Как лошадка зовёт своего жеребёнка? – иго – го – го.
Далее логопед поочередно поднимет картинки, а ребенок произносит соответствующее звукоподражание. Игра: "Покатаемся на лошадке”.
Цели: Развитие динамического слуха при произношении звука [О] в звукоподражаниях "но-но” тихим и громким голосом.
Оборудование: картинка двух лошадок: стоящей и бегущей.
Инструкция: У бабушки в деревне живет лошадка. Она помогает возить разный груз: картошку, капусту, лук с огорода. Логопед показывает картинку и говорит:
Вот лошадка стоит,
Копытом бьёт и говорит:
"Повезу я много овощей,
Поскачу я побыстрей”.
Когда бабушка говорит громким голосом "НО-О-О-О” - лошадка едет (логопед показывает картинку с изображением бегущей лошадки), а если тихим голосом: "но-о-о”, то лошадка останавливается (логопед показывает картинку с изображением стоящей лошадки). А вы ребята, хотите покататься на лошадке? (Да.) Как нужно сказать лошадке, чтобы она поехала? (НО-О-О-О), а что нужно сказать лошадке, чтобы она остановилась? (Но-о-о.)
Логопед показывает ребенку картинку с бегущей лошадкой, ребенок должен произнести громко звукосочетание: "НО-О-О”. Затем логопед показывает стоящую лошадку, а ребенок звукосочетание "но-о-о” произносит тихим голосом.
4). Развитие фонематического восприятия. Игра: "Пожалей куклу Машу”.
Цель: умение выделять звук [О] из ряда контрастных по артикуляции гласных.
Оборудование: Игрушка куклы с перевязанными зубами.
Инструкция: Давай вспомним, как кукла Маша вздыхала, когда у нее болели зубки? (Ребенок произносит звук [О]). А теперь послушай разные звуки, когда услышишь, как кукла вздыхала – погладь её.