Логопедические игры для развития речевых и неречевых психических функций в рамках лексической темы “Овощи”(3) - Игра развивает - Методический помощник - Педагогическая мастерская - SchoolMasters
Воскресенье, 11.12.2016, 08:02Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
Нормативные и правовые акты специального образования
Программно-методическое обеспечение
Планирование работы
Особенности преподавания предметов
Педагогические технологии
Опыт коллег
Компьютер в специальном образовании
Обучение чтению и письму
Обучение арифметике
Знакомство с окружающим миром
Игра развивает
Календарь
Праздники
.
Осталось...
Опросы
Вам пригодился мой сайт?
Всего ответов: 110
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Я в интернете
позиция в рейтинге BestPersons.ru
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Педагогическая мастерская


    Главная » Статьи » Методический помощник » Игра развивает

    Логопедические игры для развития речевых и неречевых психических функций в рамках лексической темы “Овощи”(3)
    II. Развитие речевых психических функций.

    1). Развитие словаря.

    - Развитие предикативного словаря.
    Игра: "Что делает мама?”

    Цели: Обогащение и закрепление предикативного словаря.

    Оборудование: серия сюжетных картинок "Что делает мама?” (Примерное содержание картинок: 1. Мама срывает с грядки огурец. 2. Мама моет под краном огурец. 3. Мама режет огурец. 4. Мама ест огурец.)

    Инструкция: Покажи, где мама срывает огурец? Где мама моет огурец? Где мама режет огурец? Где мама ест огурец?

    Далее логопед показывает по очереди сюжетные картинки и спрашивает:

    - Что мама делает? (Рвет огурец.) (Моет огурец.) (Режет огурец.) (Ест огурец.)

    - Развитие номинативного словаря.

    Игра: "Найди нужный овощ”.


    Цель: Понимать и употреблять существительные обозначающие овощи.

    Оборудование: три муляжа изображающие овощи, тарелка.

    Инструкция: Логопед достает из сумки овощи при этом говорит: "Вот огурец, вот помидор, вот морковь.” Слушай меня внимательно и выполняй то, что я скажу: "Раз, два, три огурец возьми и в тарелку положи”. Что ты положил? (Огурец), "Раз, два, три помидор возьми и в тарелку положи”. Что ты положил? (Помидор) "Раз, два, три морковь возьми и в тарелку положи”. Что ты положил? (Морковь)
    Игра: "Выбери овощи”.

    Цели: Закрепление номинативного словаря по теме.

    Оборудование: корзина, муляжи овощей: помидор, огурец, морковь,; игрушки : пирамидка, мячик.

    Инструкция: Логопед выставляет миску с муляжами овощей (помидор, морковь, огурец). Ребенок отбирает овощи и складывает их в корзинку. По мере выполнения задания, логопед спрашивает: "Что ты положил в корзинку?”, "Как можно назвать одним словом?” (Овощи).

    - Развитие атрибутивного словаря.
    Игра: "Что собрал зайчик?”

    Цели: Обогащение атрибутивного словаря за счет слов: круглый, длинный, красный, зеленый;

    Оборудование: корзина с натуральными овощами: помидор, огурец; игрушка зайчика.

    - Зайчик был у бабушки в деревне на огороде и помог собрать овощи (показать картинку с изображением огорода и рассмотреть её).

    - Что растет на огороде? (Как можно назвать, одним словом?)

    - Посмотрите, какие овощи собрал зайчик (ребенок самостоятельно достает из корзины овощи называет их). Логопед помогает обследовать овощи.

    - Вот помидор. Он красный, круглый.

    - Вот огурец. Он зеленый, длинный.
    Игра: "Разложи овощи по тарелкам”.

    Цели: Закрепление названия цветов: красный, зеленый, желтый.

    Оборудование: предметные картинки с изображением овощей взять из игры "Догадайся, какой овощ”, три тарелки: красная, зеленая, желтая.

    Инструкция: Посмотри, какие у нас красивые тарелочки. Какого они цвета? Ребенок называет.

    - Покажи, зеленый огурец. Какой огурец? (Зеленый.)

    - Покажи красный помидор. Какой помидор? (Красный.)

    Давай красный овощ положим на красную тарелочку. Зеленый на зеленую тарелочку. Ребенок выполняет действие.

    2). Развитие грамматического строя речи.

    - Развитие словоизменения.
    Игра: "Поиграем в прятки”.

    Цели: употребление существительных в винительном падеже. Работа над интонационной выразительностью речи (вопросительные и побудительные интонации).

    Оборудование: натуральные овощи: помидор, морковь, лук, огурец; игрушка зайчика.

    Инструкция: Зайчик хочет поиграть с вами в прятки. Логопед раскладывает натуральные овощи: огурец, помидор, морковь. Закрой глазки ладошками, зайчик спрячет что-нибудь. (Убирается один овощ.)

    - Что зайчик спрятал? (Морковку.)

    - Спроси у зайчика: "Где морковка?” (Ребенок отраженно повторяет.)

    - Зайчик, дай морковку! (Ребенок отраженно повторяет: "Дай морковку!”)

    Логопед достает морковку, а ребенок говорит: "Вот морковка”.
    Игра: "Наведем порядок”

    Цели: употребление существительных в предложено-падежных конструкциях с предлогами – в- ; -на- .

    Оборудование: корзина, тарелка, натуральные овощи: морковь, лук, помидор, огурец.

    Инструкция: Пока мы с вами играли, кто-то все овощи разбросал. Давай бабушке поможем навести порядок в комнате.

    - Положи морковь в корзину. – Куда ты положил морковь? – (В корзину.)

    - Положи помидор на тарелку. – Куда ты положил помидор? – (На тарелку.)

    - Положи лук на тарелку. – Куда ты положил лук? – (На тарелку.)

    - Положи огурец в корзинку. – Куда ты положил огурец? (В корзинку.)
    Игра: "Сортируем овощи”.

    Цель: Дифференциация в употреблении существительных единственного и множественного числа в именительном падеже.

    Оборудование: Предметные картинки: 1. Один заяц и три зайца, стоящие очень близко рядом. 2. Одна морковка и пучок из трех морковок. 3. Один огурец и три рядом лежащие огурца. 4. Один помидор и три рядом лежащих помидора.

    Инструкция: К нам пришел в гости заяц и его друзья зайцы.

    - Покажи, где заяц, а где зайцы. Далее логопед показывает на картинки и спрашивает: "Это кто?” - (Это заяц). "А это кто?” - (Это зайцы).

    - Давай угостим наших зайцев овощами. Зайцу дадим морковку, а зайцам дадим морковки. Ребенок выполняет задания. Логопед спрашивает: "Что ты дал зайцу?” (Огурец, морковку, помидор.)

    А что ты дал зайцам? (Огурцы, морковки, помидоры.)
    Игра: "Угостим зверюшек овощами”.

    Цели: согласование прилагательного с существительными в роде.

    Оборудование: Лист А-4. С правой стороны листа разместить предметные картинки с изображением любых зверей, а с левой стороны разместить предметные картинки с изображением помидора и огурца. Для рисования вертикальных линий предметные картинки размещаются вверху листа и внизу.

    Инструкция: Посмотрите на картинку здесь зайчик и белочка. Давай мы угостим их овощами- помидором, огурцом.

    Ребенок должен провести соответствующим фломастером вертикальные или горизонтальные линии от овощей к зверюшкам.

    - Помидор какой? (Красный) и дорожка будет какая? (Красная). Ребенок рисует красным фломастером дорожку от зайчика к помидору.

    - Огурец какой? (Зеленый) и дорожка будет какая? (Зеленая). Ребенок рисует зеленым фломастером дорожку от белочки к огурцу.

    - Развитие словообразования.
    Игра: "Поможем бабушке”.

    Цели: образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Оборудование: две корзины: большая и маленькая; натуральные овощи больших и маленьких размеров: помидор, огурец, морковь.

    Инструкция: Бабушка просит помочь нас собрать овощи с грядки и дала нам две корзинки: большую корзину и маленькую корзиночку.

    - Покажи, где корзина? А где корзиночка?

    - Это что? (Это корзина.)

    - Это что? (Это корзиночка.)

    В большую корзину положим большие овощи, а в маленькую корзиночку – маленькие овощи. Ребенок выполняет задание:

    Логопед спрашивает: "Где помидор?” "Где помидорчик?”

    - Это что? (Помидор.) А это что? (Помидорчик.)

    Аналогично проводится работа с другими овощами.

    - Формирование структуры предложения.
    Игра: "Кто что делает?”

    Цели: Обучение составлению предложений с прямым дополнением.

    Оборудование: Серия сюжетных картинок: "Кто что делает?” (Примерное содержание картинок: 1. Девочка поливает морковь. 2. Мальчик собирает огурцы с грядки. 3. Мама моет помидоры под струёй воды. 4Девочка ест морковку.)

    Инструкция: Логопед показывает сюжетную картинку и задает вопрос:

    - Это кто? (Девочка.)

    - Девочка что делает? (Поливает.)

    - Что поливает? (Морковь.)

    Логопед обобщает: "Девочка поливает морковь.” Ребенок повторяет за логопедом: "Девочка поливает морковь”.

    Таким образом, составляются предложения по другим сюжетным картинкам:

    Мальчик собирает огурцы. Мама моет помидоры. Девочка ест морковку.

    3). Игровые упражнения по подготовке артикуляторного аппарата для произношения звука [О].
    Упражнение: "На что похожи наши губки”.

    Цель: Учить детей выдвигать губы немножко вперед, округляя их.

    Оборудование: предметная картинка , изображающая бублика и картинка с изображением хора поющих детей, рты раскрыты и напоминают также букву О.

    Инструкция: Логопед показывает детям картинку с хором и говорит: "Посмотрите, здесь дети поют песенку. На что у них похожи губки?” Если дети не ответили, то логопед показывает картинку с изображением бублика. При этом комментирует: "Губки похожи на бублик. Кто может губки сделать такими же круглыми, как бублик, вот такими?” Логопед показывает. Чтобы губы были круглые, логопед про себя произносит звук [О].

    Далее логопед просит ребенка сделать губки круглыми, как у детей на картинке, при этом следит, чтобы ребенок выполнял упражнение без напряжения. Двигаются лишь губы, рот приоткрыт.
    Игра: "Как у куклы Маши заболели зубки”.

    Цель: выработка четкой и правильной артикуляции при произношении звука [О] – активизация мышц нижней челюсти. Произношение звука [О] на длительном одном выдохе.

    Оборудование: Предметная картинка: девочка с перевязанными зубами и со слезами на глазах (изображение головы и плеч).

    Инструкция: На руках у логопеда кукла Маша с завязанными зубами. Логопед говорит: "Я сейчас вам расскажу историю про куклу Машу. Она жила у бабушки в деревне и ела немытые овощи. У нашей куклы Маши заболели зубы. Ей очень больно, она вздыхает: "о-о-о”. Как Маша вздыхает?” Ребенок повторяет: "о-о-о”. Логопед следит, чтобы звук [О] произносился на выдохе, длительно.
    Игра: "Курочка и лошадка”.

    Цель: развитие слухового внимания, развития звукоподражания, закрепление правильной артикуляции звука [О] в звукосочетаниях.

    Оборудование: картинки курочки и цыплёнка, лошадки и жеребёнка.

    Инструкция: Рядом с огородом на полянке гуляли курочка с цыплятками и лошадка с жеребенком (логопед показывает картинки). Вдруг курочка нашла червячка и стала звать своих цыплят, вот так: "Ко-ко-ко”.

    – Как курочка зовёт своих цыплят? – ко – ко – ко.

    А лошадка своего жеребенка зовет вот так: "Иго – го – го”.

    - Как лошадка зовёт своего жеребёнка? – иго – го – го.

    Далее логопед поочередно поднимет картинки, а ребенок произносит соответствующее звукоподражание.
    Игра: "Покатаемся на лошадке”.

    Цели: Развитие динамического слуха при произношении звука [О] в звукоподражаниях "но-но” тихим и громким голосом.

    Оборудование: картинка двух лошадок: стоящей и бегущей.

    Инструкция: У бабушки в деревне живет лошадка. Она помогает возить разный груз: картошку, капусту, лук с огорода. Логопед показывает картинку и говорит:

    Вот лошадка стоит,

    Копытом бьёт и говорит:

    "Повезу я много овощей,

    Поскачу я побыстрей”.

    Когда бабушка говорит громким голосом "НО-О-О-О” - лошадка едет (логопед показывает картинку с изображением бегущей лошадки), а если тихим голосом: "но-о-о”, то лошадка останавливается (логопед показывает картинку с изображением стоящей лошадки). А вы ребята, хотите покататься на лошадке? (Да.) Как нужно сказать лошадке, чтобы она поехала? (НО-О-О-О), а что нужно сказать лошадке, чтобы она остановилась? (Но-о-о.)

    Логопед показывает ребенку картинку с бегущей лошадкой, ребенок должен произнести громко звукосочетание: "НО-О-О”. Затем логопед показывает стоящую лошадку, а ребенок звукосочетание "но-о-о” произносит тихим голосом.

    4). Развитие фонематического восприятия.
    Игра: "Пожалей куклу Машу”.

    Цель: умение выделять звук [О] из ряда контрастных по артикуляции гласных.

    Оборудование: Игрушка куклы с перевязанными зубами.

    Инструкция: Давай вспомним, как кукла Маша вздыхала, когда у нее болели зубки? (Ребенок произносит звук [О]). А теперь послушай разные звуки, когда услышишь, как кукла вздыхала – погладь её.

    Логопед произносит ряд звуков: ОО – АА – ИИ – АА – ОО – ИИ – АА.
    Категория: Игра развивает | Добавил: nehelenast (12.07.2015) | Автор: Елена
    Просмотров: 162 | Теги: Логопедические игры для развития ре | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]