Пятница, 03.05.2024, 08:49Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
диагностика развития восприятия
диагностика развития внимания
диагностика развития памяти
диагностика развития мышления
диагностика развития речи
школьные знания и умения
исследование особенностей личности
протоколы, карты обследования
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Педагогическая мастерская


    Главная » Статьи » Диагностика развития » диагностика развития восприятия

    Исследование уровня развития восприятия пространственных отношений (часть 2)


       

     табл.16                                         табл.17

                 

     табл.18                                         табл.19

       

     табл.20                                        табл.21

       

     табл.22                                        табл.23

       

     табл.24                                        табл.25


    Цели исследования. Выявить уровень зри­тельного восприятия, наглядно-образного мышления; внимания.

    Процедура проведения. Ребенку поочеред­но показывают таблицы (из теста Равена) с изображениями, содержащими пробелы. Ре­бенок должен найти среди внешне похожих вставок ту, которой стоит заполнить пробел. Трудность заданий постепенно нарастает, а принцип выполнения остается тот же.

    Чтобы придать работе игровой характер и с целью оказания помощи, можно вырезать про­бел и вставки. Это позволит проследить за ха­рактером выполнения задания (ищет соответ­ствующую вставку или пробует втолкнуть в пробел все вставки наугад).

    Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием уже в 5—б-летнем возрасте понимают инструкцию и выполня­ют задание. Как правило, они действуют осознанно, находя подходящую вставку на основе зрительного сопоставления, при этом проявляют живой интерес к работе и испы­тывают радость при ее удачном выполнении.

    Дети с задержкой психического развития к 7 годам при оказании организующей помо­щи выполняют таблицы 16—20. При выпол­нении таблиц 21—25 нужна значительная помощь.

    Умственно отсталые дети 8—9-летнего возраста нуждаются в разъяснении инструк­ции. Они пытаются заполнить пробел наугад взятыми вставками, при указании помощи справляются с наиболее легкими заданиями (табл. 16—20). Однако более сложные зада­ния (табл. 21—25) оказываются для них не­посильными и при таком условии. Дети не усваивают принципа выполнения задания. У умственно отсталых детей нет стойкого ин­тереса к данной работе. При нарастании сложности таблиц интерес угасает.

        

    табл.26                 табл.27

     

    табл.28                 табл.29

    Цели исследования. Исследовать способ­ность узнавания ранее известных сказок по отдельно изображенным фрагментам; умение пространственно соотносить детали и целое; воображение детей.

    Процедура проведения. Перед ребенком кладут (поочередно) таблицы 26 и 27, на каж­дой из которых изображено по одному фраг­менту из русской народной сказки. Первона­чально их показывают целиком. Ребенок должен узнать, из какой сказки предложен­ный фрагмент. Затем вынимают вкладыши и просят поставить их на место. Таблицы 28 и 29 сложнее. В каждой из них по шесть вкла­дышей треугольной формы.

    Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием, не страдающие на­рушениями пространственной ориентировки, без труда справляются с заданиями к табли­цам 26 и 27 в возрасте 4 лет. Задания к таб­лицам 28 и 29 выполняются ими в возрасте 5—6 лет. Интеллектуально сохранные дети выполняют задания с интересом и, как пра­вило, находят место вкладышам на основе зрительного соотнесения.

    Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданиям, но выполня­ют табл. 26 и 27 к 5—6 годам, а табл. 28, 29 — к 7—8 годам при оказании помощи. Имеют место случаи выполнения задания методом «проб и ошибок».

    Большинство умственно отсталых детей выполняют задания к таблицам 26 и 27 в воз­расте 7—8 лет, при этом, как правило, не нуждаются в помощи. Задания к таблицам 28 и 29 детьми этого возраста не выполняют­ся и при оказании помощи. 

     Табл.   30

    Цели исследования. Исследовать умение различать правую — левую стороны в изобра­жении на картине, у собеседника и т. п.

    Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу, на которой изображены сри­совывающие льва дети. Мальчик рисует его в профиль, а девочка — анфас. Внизу изоб­ражены получившиеся рисунки, которые предъявляются отдельно.

    Ребенку рассказывают содержание табли­цы и задают вопросы: «Кто нарисовал этого льва?», «А это чей рисунок?».

    Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием, не имеющие наруше­ния пространственного восприятия, выполня­ют это задание уже в возрасте 6-и лет. Иногда у них возникают затруднения, которые можно преодолеть с помощью наводящих вопросов.

    Дети с задержкой психического развития к 7-и годам понимают задание, но нуждают­ся в наводящей помощи.

    Умственно отсталые дети 7-8 лет не всегда понимают, как достичь правильного ответа на предлагаемые им вопросы, и с заданием не справляются, помощь не используют.

    ___________

      * Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. -- М., 1974


    Источник: ЗАБРАМНАЯ С.Д, БОРОВИК О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. / М., Владос, 2008.


    Категория: диагностика развития восприятия | Добавил: Nehlest (12.07.2010) | Автор: Нехведович Е.С.
    Просмотров: 2856 | Комментарии: 1 | Теги: Исследование уровня развития воспри | Рейтинг: 5.0/3 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]