Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
В ДОУ компенсирующего вида зачисляются дети с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР). Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик по устранению ТНР значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов, А. Г Ипполитова, З. А. Репина, М. Е. Хватцев).
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению А. Р Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.
Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А. Г Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей Н. А. Рождественской, Е. Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.
Разработанные методики используются логопедами частично, и их приходится адаптировать к логопедической практике, так как тренинговые комплексы неинтересны детям, трудны для них и малопонятны. Кроме того, не все из них соответствуют природе ребенка. Значительная часть методик не учитывает положения А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия о мотивации как главного фактора, определяющего качественное порождение речевого высказывания. В настоящее время также недостаточно разработаны вопросы положительной мотивации правильного дыхания в ходе коррекции речи, образности, формирования внимания к ощущениям в акте дыхания, использования нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания.
Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР, разработанная в нашем ДОУ, направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей с речевой патологией, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма с целью преодоления ТНР, на оптимизацию коррекционного процесса с использованием полифункционального оборудования (в дальнейшем - ПФО). Нестандартное оборудование может служить различным целям, тем самым оно становится полифункциональным и включает в себя сухой бассейн, фитболы, пузырьковую колонну, светящуюся нить, подвесные конструкции, массажные коврики, фонотеку
Оборудование условно можно разделить на два блока: релаксационный (который решает задачи опосредованного массажа и релаксации, растормаживания речевых зон, стимуляции кинестезий разных модальностей) и активационный (стимулирует двигательные функции и нервно-психические процессы, тренирует дыхательную мускулатуру, формирует темпоритмические характеристики речи).
Опыт использования этого ПФО наработан в ходе инновационной деятельности нашего ДОУ Педагогами созданы методические рекомендации по увеличению двигательной активности, формированию сенсомоторного и графомоторного опыта у детей. На наш взгляд, мы можем эффективно использовать возможности этого оборудования и в целях формирования правильного физиологического и речевого дыхания как одного из важных составляющих развития правильной речи.
Условием реализации данной технологии является наличие в ДОУ организованной мультисенсорной среды: сенсорная комната с ПФО; физкультурно-музыкальный зал с современным игровым оборудованием; уголки для развития дыхания с нестандартным оборудованием и подвесными конструкциями в групповых помещениях. Составляющие мультисенсорной среды позволяют педагогам создавать игры и упражнения на формирование дыхательной функциональной системы.
Наша технология обладает некоторыми особенностями и принципиальными отличиями от существующих рекомендаций по развитию дыхания. Основная часть игр и упражнений проходит в специально организованной среде с использованием ПФО. Оборудование создает условия для возникновения положительных эмоций у детей во время работы над дыханием. Оно может использоваться как предмет, опора, препятствие, создающее сопротивление; как отягощение, ориентир, амортизатор, массажер, средство контроля. В основе нашей технологии лежат как традиционные, так и нетрадиционные дыхательные техники, гимнастики и упражнения. Одним из положительных моментов этого метода является тренинговый характер.
Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется нами в двух аспектах:
• участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию);
• использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (логотренинги, прогулки, самостоятельная деятельность, занятия).
Этапы работы
На I этапе мы создаем фундамент для формирования правильного дыхания на основе сохранных функциональных систем детского организма. Опираясь на имеющиеся у ребенка дыхательные и двигательные навыки, мы учим его направлять внимание на тот орган, который подвергается коррекции, и к самому акту дыхания; сохранять вертикаль позвоночника. Средством реализации этих задач являются упражнения и эмоционально-игровые настрои. Так, упражнения «Медвежонок в берлоге», «Страшный сон мышонка», «Заячьи бега» побуждают детей к утрированию дыхания, к регуляции его частоты и места возникновения. Упражнение «Великан» способствует релаксации и растяжению позвоночника. Игра и положительные эмоции увеличивают мотивацию детей и повышают их способность к волевому усилию.
На II этапе приоритетной становится тренировка дыхательных мышц с целью увеличения дыхательного объема и улучшения качественных характеристик движений дыхательной мускулатуры. Формирование качественных характеристик движений происходит на контрасте напряжения и расслабления. Поэтому мы помогаем детям максимально расслабляться, применяя игры типа «Медуза», «Чайка», «Ленивец», «Отдых», а также учим чередовать напряжение и расслабление сначала крупных мышц, затем дыхательных (игры «Полоскание», «Гора» И др.). Улучшить качественные характеристики движений мышц, участвующих в акте дыхания (шеи, гудино-ключично-сосцевидных), помогают игры-упражнения «Буратино удивился», «Колобок», «Надави на бортик» (затылком, лбом, ухом, подбородком). Укреплению брюшных мышц способствуют упражнения «Ёжики», «Водный велосипед», «Переложи шарики ногами», «Бревнышки» .
Таким образом, для развития нервно-мышечного аппарата мы используем специальные игровые упражнения с ПФО, направленные на увеличение силы сокращений дыхательных мышц, на повышение их выносливости, что укрепляет мышечный корсет и вертикаль позвоночника, способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания.
Задачи III этапа:
• создание активного вдоха с акцентом на качественные его характеристики (силу, скорость и объем воздушного потока);
• регуляция дыхательного ритма. Отработка этих навыков дыхания способствует улучшению аэродинамики воздушного потока, созданию внутриклеточного сопротивления и активизации рефлексогенных зон верхних дыхательных путей. Мы учим детей контролировать и регулировать длительность и глубину вдоха, выдоха и пауз между ними. Силу и направленность выдоха формируют упражнения «Ветер, ветерок, ветрище», «Костер». Осознанной задержке дыхания способствуют игры «Поиграй со светлячками», «Ловцы жемчуга». Результатом использования этих упражнений является сформированный стереотип правильного дыхания.
Задачи IV этапа:
• автоматизация нижне-реберного диафрагмального типа дыхания;
В основу наших тренинговых циклов легли упражнения парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой, согласно которой, тренировочный эффект усиливается благодаря созданию дополнительного сопротивления как дыхательным мышцам, так и потоку воздушной струи. Тренинги, предложенные этим автором, мы адаптировали к нашему игровому оборудованию. В основу адаптированных игр положен принцип парадоксального дыхания, который призваны сформировать игры упражнения «Пожарники», «Насос», «Гармошка», «Шарик», «Сосчитай мячики», «Покачай игрушку на животе». При проведении этих упражнений детям дается установка - делать шумный вдох носом на максимум движения, а выдох произвольный. При этом оборудование создает дополнительное сопротивление или нагрузку
Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое - как фундамент для формирования устной речи, нам удалось удовлетворить потребности детей в двигательной активности и различных формах деятельности, сообразной их природе; сформировать фундамент дыхания в наиболее сжатые сроки и без ущерба для психофизического здоровья ребенка и педагога; вызывать и закрепить у детей энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; обеспечить комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование и просодия).
ИГРВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
• «Медвежонок в берлоге»
Цель. Активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом. Описание. Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу, удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и поворачиваются с боку на бок. Педагог. Медведь в берлоге сладко спит И шумно, на весь лес сопит. Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный.
• «Страшный сон мышонка»
Цель. Направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом. Описание. В норе (сухом бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно. Педагог. Как дышит мышка-крошка, Коль снится злая кошка?» Дети дышат поверхностно и учащенно.
• «Заячьи бега»
Цель. Стимулировать глубокое, частое дыхание. Описание. Дети-зайцы резвятся на поляне, догоняют друг друга, прыгая на фитболах. После слов педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца.
• «Великан»
Цель: Формировать вертикаль позвоночника. Педагог. Дети, представьте, что сенсорная комната - это пещера гномов, добывающих самоцветы. Светильники не способны показать нам все великолепие драгоценных камней, сокрытых в глубине пещеры. Здесь трудно дышать, мало свежего воздуха. Сверху давит каменный потолок. Каждый из вас - могучий великан, который с радостью помогает гномам удерживать этот каменный свод. Вы уверены в своих силах, и это видно по вашим телам. Вы очень прямые и высокие, живот втянут, головой вы устремлены вверх, тянетесь макушкой, плечами все выше и выше! Вы становитесь выше и стройнее. Почувствуйте, как вы красивы, могучи и надежны. Все самоцветы подземелья у ваших ног. Гномы благодарят вас за помощь маленьким труженикам. И вы делаете это для них с радостью и любовью.
• «Медуза»
Цель. Учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их. Описание. Дети лежат на ковриках, руки и ноги врозь. Педагог. Я лежу на спине, Как медуза на воде. Руки расслабляю, В воду опускаю. На сигнал «Шторм» дети сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» - дети снова расслабляются, ложатся свободно.
• «Чайка»
Цель. Учить глубокому, спокойному вдоху согласовывать ритм дыхания с движениями рук. Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине. Педагог Спокойно на спине лежу, Как чайка, медленно летаю. Ладонями в воде скольжу: Вверх - вдох, на выдох опускаю. Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по лежащим в бассейне мячам; делают вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз.
• «Ленивец»
Цель. Удерживать позу общего расслабления. Описание. Дети ложатся животом на мячи-гиганты. Педагог. Я ленивец, милый, славный, Неуклюжий и забавный. Вишу на ветке целый день. Даже и висеть мне лень.
• «Отдых»
Цель. Учить расслаблять мышцы шеи и плечевого пояса. Описание. Дети сидят на мячах-гигантах, широко расставив ноги, держа руки вдоль туловища, и отдыхают. опустив голову на грудь. Педагог осуществляет контроль за качеством расслабления детей.
• «Полосканue»
Цель. Учить выполнять упражнение с усилием, преодолевая сопротивление. Описание. Дети стоят возле сухого бассейна, опустив в него руку (ногу), и выполняют движения вправо, влево и вглубь с последующим встряхиванием воображаемых брызг. Педагог. Руки в бассейн опущу, Тщательно прополощу. Ну, а потом по порядку Выну, стряхну, разотру.
• «Гора»
Цель. Развивать силу и амплитуду движений мышц плечевого пояса. Описание. Дети стоят возле сухого бассейна и сгребают руками шарики в кучу. Педагог. Это, конечно, не Эверест Гору нагреб я руками. Горы покруче, наверное, есть. Попробуйте, сделайте сами!
• «Буратино удивляется»
Цель. Активизировать мышцы плечевого пояса. Описание. Дети сидят на мячахгигантах. Педагог. Удивляется полено: - Папа Карло, где колено? Поднимает плечики, Смотрит так доверчиво. Дети попеременно поднимают вверх правое, потом левое плечо.
• «Колобок»
Цель. Формировать плавность и амплитуду движения мышц шеи. Описание. Дети сидят на мячах-гигантах. Педагог. Покатился колобок С левого на правый бок. А потом на спинке, Будто по тропинке.
Дошкольная педагогика, 2007 - №1
|