Четверг, 02.05.2024, 18:12Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
ОНР [45]
Нарушения звукопроизношения [8]
Дизартрия [6]
Ринолалия [6]
Дисграфия [3]
Алалия [4]
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Библиотека


    Главная » Файлы » Логопедия » ОНР

    Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР
    [ ] 08.12.2009, 20:05

    Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.


    В ДОУ компенсирующего вида зачисляются дети с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР). Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик по устранению ТНР значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов, А. Г Ипполитова, З. А. Репина, М. Е. Хватцев).

    Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению А. Р Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

    Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А. Г Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей Н. А. Рождественской, Е. Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.

    Разработанные методики используются логопедами частично, и их приходится адаптировать к логопедической практике, так как тренинговые комплексы неинтересны детям, трудны для них и малопонятны. Кроме того, не все из них соответствуют природе ребенка. Значительная часть методик не учитывает положения А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия о мотивации как главного фактора, определяющего качественное порождение речевого высказывания. В настоящее время также недостаточно разработаны вопросы положительной мотивации правильного дыхания в ходе коррекции речи, образности, формирования внимания к ощущениям в акте дыхания, использования нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания.

    Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР, разработанная в нашем ДОУ, направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей с речевой патологией, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма с целью преодоления ТНР, на оптимизацию коррекционного процесса с использованием полифункционального оборудования (в дальнейшем - ПФО). Нестандартное оборудование может служить различным целям, тем самым оно становится полифункциональным и включает в себя сухой бассейн, фитболы, пузырьковую колонну, светящуюся нить, подвесные конструкции, массажные коврики, фонотеку

    Оборудование условно можно разделить на два блока: релаксационный (который решает задачи опосредованного массажа и релаксации, растормаживания речевых зон, стимуляции кинестезий разных модальностей) и активационный (стимулирует двигательные функции и нервно-психические процессы, тренирует дыхательную мускулатуру, формирует темпоритмические характеристики речи).

    Опыт использования этого ПФО наработан в ходе инновационной деятельности нашего ДОУ Педагогами созданы методические рекомендации по увеличению двигательной активности, формированию сенсомоторного и графомоторного опыта у детей. На наш взгляд, мы можем эффективно использовать возможности этого оборудования и в целях формирования правильного физиологического и речевого дыхания как одного из важных составляющих развития правильной речи.

    Условием реализации данной технологии является наличие в ДОУ организованной мультисенсорной среды: сенсорная комната с ПФО; физкультурно-музыкальный зал с современным игровым оборудованием; уголки для развития дыхания с нестандартным оборудованием и подвесными конструкциями в групповых помещениях. Составляющие мультисенсорной среды позволяют педагогам создавать игры и упражнения на формирование дыхательной функциональной системы.

    Наша технология обладает некоторыми особенностями и принципиальными отличиями от существующих рекомендаций по развитию дыхания. Основная часть игр и упражнений проходит в специально организованной среде с использованием ПФО. Оборудование создает условия для возникновения положительных эмоций у детей во время работы над дыханием. Оно может использоваться как предмет, опора, препятствие, создающее сопротивление; как отягощение, ориентир, амортизатор, массажер, средство контроля. В основе нашей технологии лежат как традиционные, так и нетрадиционные дыхательные техники, гимнастики и упражнения. Одним из положительных моментов этого метода является тренинговый характер.

    Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется нами в двух аспектах:

    • участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию);

    • использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (логотренинги, прогулки, самостоятельная деятельность, занятия).

    Этапы работы

    На I этапе мы создаем фундамент для формирования правильного дыхания на основе сохранных функциональных систем детского организма. Опираясь на имеющиеся у ребенка дыхательные и двигательные навыки, мы учим его направлять внимание на тот орган, который подвергается коррекции, и к самому акту дыхания; сохранять вертикаль позвоночника. Средством реализации этих задач являются упражнения и эмоционально-игровые настрои. Так, упражнения «Медвежонок в берлоге», «Страшный сон мышонка», «Заячьи бега» побуждают детей к утрированию дыхания, к регуляции его частоты и места возникновения. Упражнение «Великан» способствует релаксации и растяжению позвоночника. Игра и положительные эмоции увеличивают мотивацию детей и повышают их способность к волевому усилию.

    На II этапе приоритетной становится тренировка дыхательных мышц с целью увеличения дыхательного объема и улучшения качественных характеристик движений дыхательной мускулатуры. Формирование качественных характеристик движений происходит на контрасте напряжения и расслабления. Поэтому мы помогаем детям максимально расслабляться, применяя игры типа «Медуза», «Чайка», «Ленивец», «Отдых», а также учим чередовать напряжение и расслабление сначала крупных мышц, затем дыхательных (игры «Полоскание», «Гора» И др.). Улучшить качественные характеристики движений мышц, участвующих в акте дыхания (шеи, гудино-ключично-сосцевидных), помогают игры-упражнения «Буратино удивился», «Колобок», «Надави на бортик» (затылком, лбом, ухом, подбородком). Укреплению брюшных мышц способствуют упражнения «Ёжики», «Водный велосипед», «Переложи шарики ногами», «Бревнышки» .

    Таким образом, для развития нервно-мышечного аппарата мы используем специальные игровые упражнения с ПФО, направленные на увеличение силы сокращений дыхательных мышц, на повышение их выносливости, что укрепляет мышечный корсет и вертикаль позвоночника, способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания.

    Задачи III этапа:

    • создание активного вдоха с акцентом на качественные его характеристики (силу, скорость и объем воздушного потока);

    • регуляция дыхательного ритма. Отработка этих навыков дыхания способствует улучшению аэродинамики воздушного потока, созданию внутриклеточного сопротивления и активизации рефлексогенных зон верхних дыхательных путей. Мы учим детей контролировать и регулировать длительность и глубину вдоха, выдоха и пауз между ними. Силу и направленность выдоха формируют упражнения «Ветер, ветерок, ветрище», «Костер». Осознанной задержке дыхания способствуют игры «Поиграй со светлячками», «Ловцы жемчуга». Результатом использования этих упражнений является сформированный стереотип правильного дыхания.

    Задачи IV этапа:

    • автоматизация нижне-реберного диафрагмального типа дыхания;

    В основу наших тренинговых циклов легли упражнения парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой, согласно которой, тренировочный эффект усиливается благодаря созданию дополнительного сопротивления как дыхательным мышцам, так и потоку воздушной струи. Тренинги, предложенные этим автором, мы адаптировали к нашему игровому оборудованию. В основу адаптированных игр положен принцип парадоксального дыхания, который призваны сформировать игры упражнения «Пожарники», «Насос», «Гармошка», «Шарик», «Сосчитай мячики», «Покачай игрушку на животе». При проведении этих упражнений детям дается установка - делать шумный вдох носом на максимум движения, а выдох произвольный. При этом оборудование создает дополнительное сопротивление или нагрузку

    Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое - как фундамент для формирования устной речи, нам удалось удовлетворить потребности детей в двигательной активности и различных формах деятельности, сообразной их природе; сформировать фундамент дыхания в наиболее сжатые сроки и без ущерба для психофизического здоровья ребенка и педагога; вызывать и закрепить у детей энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; обеспечить комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование и просодия).

    ИГРВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

    • «Медвежонок в берлоге»

    Цель. Активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом.
    Описание. Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу, удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и поворачиваются с боку на бок.
    Педагог.
    Медведь в берлоге сладко спит 
    И шумно, на весь лес сопит.
    Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный.

    • «Страшный сон мышонка» 

    Цель. Направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом.
    Описание. В норе (сухом бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно.
    Педагог.
    Как дышит мышка-крошка, 
    Коль снится злая кошка?»
    Дети дышат поверхностно и учащенно.

    • «Заячьи бега»

    Цель. Стимулировать глубокое, частое дыхание.
    Описание. Дети-зайцы резвятся на поляне, догоняют друг друга, прыгая на фитболах. После слов педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца.

    • «Великан»

    Цель: Формировать вертикаль позвоночника.
    Педагог. Дети, представьте, что сенсорная комната - это пещера гномов, добывающих самоцветы. Светильники не способны показать нам все великолепие драгоценных камней, сокрытых в глубине пещеры. Здесь трудно дышать, мало свежего воздуха. Сверху давит каменный потолок. Каждый из вас - могучий великан, который с радостью помогает гномам удерживать этот каменный свод. Вы уверены в своих силах, и это видно по вашим телам. Вы очень прямые и высокие, живот втянут, головой вы устремлены вверх, тянетесь макушкой, плечами все выше и выше! Вы становитесь выше и стройнее. Почувствуйте, как вы красивы, могучи и надежны. Все самоцветы подземелья у ваших ног. Гномы благодарят вас за помощь маленьким труженикам. И вы делаете это для них с радостью и любовью.

    • «Медуза»

    Цель. Учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их.
    Описание. Дети лежат на ковриках, руки и ноги врозь.
    Педагог.
    Я лежу на спине,
    Как медуза на воде. 
    Руки расслабляю,
    В воду опускаю.
    На сигнал «Шторм» дети сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» - дети снова расслабляются, ложатся свободно.

    • «Чайка»

    Цель. Учить глубокому, спокойному вдоху согласовывать ритм дыхания с движениями рук.
    Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине.
    Педагог
    Спокойно на спине лежу, 
    Как чайка, медленно летаю. 
    Ладонями в воде скольжу:
    Вверх - вдох, на выдох опускаю.
    Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по лежащим в бассейне мячам; делают вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз.

    • «Ленивец»

    Цель. Удерживать позу общего расслабления.
    Описание. Дети ложатся животом на мячи-гиганты.
    Педагог.
    Я ленивец, милый, славный, 
    Неуклюжий и забавный. 
    Вишу на ветке целый день. 
    Даже и висеть мне лень.

    • «Отдых»

    Цель. Учить расслаблять мышцы шеи и плечевого пояса.
    Описание. Дети сидят на мячах-гигантах, широко расставив ноги, держа руки вдоль туловища, и отдыхают. опустив голову на грудь. Педагог осуществляет контроль за качеством расслабления детей.

    • «Полосканue»

    Цель. Учить выполнять упражнение с усилием, преодолевая сопротивление.
    Описание. Дети стоят возле сухого бассейна, опустив в него руку (ногу), и выполняют движения вправо, влево и вглубь с последующим встряхиванием воображаемых брызг.
    Педагог.
    Руки в бассейн опущу, 
    Тщательно прополощу. 
    Ну, а потом по порядку 
    Выну, стряхну, разотру.

    • «Гора»

    Цель. Развивать силу и амплитуду движений мышц плечевого пояса.
    Описание. Дети стоят возле сухого бассейна и сгребают руками шарики в кучу.
    Педагог.
    Это, конечно, не Эверест
    Гору нагреб я руками.
    Горы покруче, наверное, есть.
    Попробуйте, сделайте сами!

    • «Буратино удивляется»

    Цель. Активизировать мышцы плечевого пояса.
    Описание. Дети сидят на мячахгигантах.
    Педагог.
    Удивляется полено:
    - Папа Карло, где колено? 
    Поднимает плечики, 
    Смотрит так доверчиво.
    Дети попеременно поднимают вверх правое, потом левое плечо.

    • «Колобок»

    Цель. Формировать плавность и амплитуду движения мышц шеи.
    Описание. Дети сидят на мячах-гигантах.
    Педагог.
    Покатился колобок
    С левого на правый бок. 
    А потом на спинке, 
    Будто по тропинке.

    Дошкольная педагогика, 2007 - №1

    Категория: ОНР | Добавил: Nehlest | Теги: развитие дыхания при ОНР, развитие речи при ОНР
    Просмотров: 7307 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.9/7 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]