Понедельник, 29.04.2024, 10:41Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
Нормативная и правовая база [1]
Планы, программы [1]
Учебная литература [0]
Методические материалы [5]
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Библиотека


    Главная » Файлы » Дефектология » Методические материалы

    Баряева Л.Б., Силиванова Л.В. Учим детей играть с иллюстрированными кубиками
    [ ] 02.02.2013, 14:44
    Баряева Л.Б.доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена.

    Силиванова Л.В.учитель дефектолог и логопед детского дом № 1 Кировского района г.Санкт-Петербурга.

    Игры в кубики с картинками полезны для психомоторного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Иллюстрированные кубики используются в диагностике интеллектуального, речевого, сенсомоторного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, в процессе изучения особенностей конструктивного праксиса и гнозиса ребенка.

    Иллюстрированные кубики – полезный и интересный материал для развивающих игр с детьми. Они используются для уточнения, закрепления представлений детей о предметном, растительном, животном мире, для развития речи – рассказывание по картинке, составленной из кубиков, узнавание и называние по иллюстрации сказки и т.п. Иллюстрированные кубики с соответствующим содержанием способствуют формированию элементарных математических представлений и подготовке к обучению грамоте.

    Обучение складыванию картинок из кубиков успешно осуществляется с детьми уже младшего дошкольного возраста. Мы рекомендуем взрослым (родителям, педагогам, психологам) проводить ее, соблюдая ряд условий. Одним из них является подбор дидактического материала, т.е. иллюстрированных кубиков, в соответствие с особенностями возраста и интеллектуального развития детей. В методических рекомендациях или на коробке от кубиков обычно указана адресация по возрасту. В программах дошкольного воспитания также указываются ориентиры в использовании кубиков, чаще всего в разделе «Сенсорное воспитание» или в «конструирование». Например, в «Программе воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (под ред. проф. Л.В. Лопатиной) – СПб., 2009, в разделах «Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи», «Умственное воспитание: развитие речи на основе формирования представлений о себе и об окружающем мире, формирование элементарных математических представлений, конструирование», «Игра», «Изобразительная деятельность» активно используются иллюстрированные кубики для: знакомства с объемными и плоскостными геометрическими фигурами и формами предметов и их различения в процессе сопоставления, сравнения; развитие стереогноза; обучения соотнесению формы изображения предмета на картинке со словом; формирования кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса; формирования операций анализа и синтеза в различных по трудности условиях идентификации и моделирования с использованием иллюстрированных кубиков; развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей, способности соотнесения части и целого и их пространственной организации на предметном уровне; развития умения оперировать предметами и образами; понимания вопросов по сюжетной картинке на кубиках; понимания соотношений между членами предложения и закрепления синтаксических связей в составе простого предложения посредством ответов на поставленные вопросы по сюжетной картинке на кубиках и т.п.

    В занятиях с детьми с проблемами в развитии, ориентировка на возрастные параметры в использовании кубиков не всегда бывает целесообразной, так, например, дети с умеренной умственной отсталостью и в школьном возрасте иногда с большим трудом осваивают конструирование картинок из кубиков, состоящих из 4-х частей. В этом случае основным становится уровень интеллектуального развития детей.

    Промышленное производство кубиков ориентировано на кубики из 4-х, 6-ти, 8-ми, 9-ти, 12-ти и 16-ти частей. Они бывают разного размера. Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать кубики из четырех частей, среднего дошкольного возраста – из 4-х – 6-ти частей. Для детей более старшего возраста – можно предлагать кубики от 4-х до 16-ти частей, все зависит от целей занятия. Увеличивать количество иллюстрированных кубиков рекомендуется для занятий с детьми после того, как они научатся правильно собирать их из 4-х – 6-ти частей с различным сюжетом (изображение одного предмета, иллюстрация к сказке и т.п.). Для занятий детей с иллюстрированными кубиками в дошкольном образовательном учреждение, в Центре развития и т.п. в игровой комнате выделяется уголок для конструктивных игр. В нем располагается и указанный вид кубиков. Желательно иметь по 5-6 комплектов одинаковых кубиков. Это позволит осуществлять процесс обучения с подгруппами детей, организовывать на основе данного дидактического материала игры, например: «Расскажем сказку», когда каждый ребенок составляет свою картинку. Набор кубиков для складывания картинок, например, если их используют для рассказывания сказки, располагают в ряд. Каждый ребенок составляет один из сюжетов сказки, по ним дети рассказывают сказку. Кубики периодически меняются, это позволяет сохранять у детей интерес к данному виду занятий.

    Следующим условием является использование в игре с иллюстрированными кубиками приемов помощи детям со стороны взрослых. Это конструирование совместно с ребенком, по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Одним их приемов является экранирование части картинки, которую ребенок использует как образец для конструирования, специальным шаблоном, выполненным по размеру картинки. Шаблон закрывает три четверти картинки, оставляя открытым один кубик, который ребенку предлагается выбрать. Взрослый перемещает шаблон и закрывает следующие три кубики, оставляя открытым тот, который ребенок должен взять следующим и так далее, пока картинка не будет составлена. Далее может использоваться шаблон, закрывающий половину картинки, он будет располагаться вертикально или горизонтально, давая возможность ребенку видеть половину картинки и выбрать два кубика, необходимых для составления целой картинки. Данный вид помощи может активно использоваться на начальном этапе обучения, в занятиях с детьми, имеющими пространственные нарушения, проблемы с концентрацией внимания и т.п.

    Важным в ходе обучения детей является формирование у них умения последовательно выполнять действия, способствующие организации игры и четкому ее проведению. Желательно использовать единый план действий с кубиками, которым постепенно, благодаря многократному систематическому его использованию, ребенок может овладеть. Предполагается, что этим планом действий он будет затем пользоваться самостоятельно. В начале занятий рекомендуется вводить диктантное условие выполнения последовательности действий с кубиками. Педагог предлагает его в игровой форме, от имени игрового персонажа, оно может быть записано на аудиокассету или диктофон, озвучиваться полностью или поэтапно. Например, можно предложить следующий план: выбери картинку, которую ты хочешь составить из кубиков;
    достань по одному кубики из коробки и положи их перед собой;
    посмотри на картинку: запомни, что на ней нарисовано, какого цвета «полянка» на которой нарисована картинка;
    разверни все кубики той стороной вверх, которые нужны для картинки;
    раздели картинку на части (проведи линии пальцем, посмотри глазками) сверху вниз или с одной стороны до другой по середине;
    начинай выкладывать сначала один ряд картинок, например, внизу, потом следующий ряд — наверху;
    посмотри, получилась ли такая же картинка на кубиках, как на той картинке, которая помогала тебе их собирать.

    Обучение начинается с составления картинки из 4-х кубиков.
    Игры в кубики в присутствии детей с постепенным вовлечением их в совместную деятельность.
    Обучение вращению кубика с цветными сторонами без рисунка. Как игровой момент используются игрушки того же цвета, что и сторона квадрата, которые «просят» детей найти их цветовую «полянку».
    Закрепление умения вращать кубики, на каждом из которых имеется целостное изображение на белом фоне. На всех кубиках одни и те же картинки. Детям предлагается собрать на «полянке», например, только желтых цыплят, красные цветы и т.п.
    Обучение игре с кубиками (изображения разных предметов – кубики «Геометрические фигуры» и т.п.) с ориентировкой на цвет фона. Ребенок собирает, например, желтую «полянку», на которой изображены бабочка, птичка, цветок и ягодка. Ребенку необходимо учесть фон и пространственное расположение рисунка.
    Обучение игре с кубиками с цветными фонами и изображенным на них одним простым предметом (кубики «Игрушки» и т.п.). Перед такой игрой проводятся упражнения на узнавание предмета по частям.
    Обучение игре с кубиками с близкими по цвету фонами, например, разные оттенки зеленого. Перед этой игрой проводятся упражнения на различение оттенков цвета.
    Обучение игре с кубиками с одним фоном и контурным изображением предметов.

    После того, как дети научились составлять картинки из четырех кубиков, проводятся игры с шестью кубиками. Предложенная последовательность обучения может сохраняться.

    При такой последовательности работы, как показывает наш многолетний опыт, возможно обучение игре с иллюстрированными кубиками детей разного возраста и с различным уровнем интеллектуального развития. Важно учить детей игре с картинными кубиками последовательно, на высоком эмоциональном фоне, имея при этом большое терпение и разнообразный дидактический материал, прежде всего, разнообразие иллюстративных кубиков.

    Нами разработаны четыре набора иллюстрированных кубиков: «Геометрические фигуры», «Дом, дерево, человек», «Эмоции», «Цифры». Каждый из наборов кубиков имеет диагностическое значение и может применяться в занятиях с детьми для общеразвивающей и коррекционной работы.

    Кубики предназначены для обучения детей 3-8 лет составлению (складыванию) целой картинки из четырех частей.

    Игры с кубиками помогут развить пространственные представления, сенсорные способности вашего ребенка, воспитать в нем усидчивость, внимательность, аккуратность. Если у вас есть несколько наборов кубиков, вы сможете организовать соревнование между несколькими детьми «Кто быстрее составит картинку».

    Геометрические фигуры

    Кубики полезны для уточнения представлений детей о геометрических фигурах, пространственном расположении изображений на листе (вверху, внизу, справа, слева, над, под), обучения ребенка ориентировке на цвет фона и пространственное расположение фигур при составлении картинки.

    Варианты игр
    Рассмотрев картинку-образец, ребенок находит соответствующие изображения и накладывает их на картинку.
    Ребенок составляет картинку рядом с образцом.
    После рассматривания образца ребенок складывает картинку по памяти.
    Ребенку предлагается выбрать картинку с любой геометрической формой и к ней подобрать такие же фигуры независимо от цвета фона.

    Предметные изображения

    С помощью этих кубиков вы сможете научить своего ребенка составлять изображение из четырех частей. По составленным картинкам ребенок вместе с вами может придумать рассказ или сказку. Например: «В домике жили мальчик и девочка. У них были кошка и петушок. У домика росло дерево».

    Варианты игр
    Рассмотрев картинку-образец, ребенок находит соответствующие изображения и накладывает их на картинку.
    Ребенок составляет картинку по образцу: справа, слева, над, под.
    После рассматривания образца ребенок складывает картинку по памяти.
    Ребенок складывает картинку без образца, ориентируясь на цвет фона.
    Ребенок составляет ту картинку, о ком/или о чем рассказывает взрослый.

    Эмоции

    Кубики помогут выяснить, как ребенок понимает эмоциональные состояния, научить его составлять целые картинки, изображающие лица, и части лица, ориентироваться на цвет фона и соответствующие пиктографические изображения настроений. В ходе составления картинок возможно придумывание рассказов, сказок о различных настроениях человека, животных, об эмоциях и т.п.

    Варианты игр:
    Рассмотрев картинку-образец, ребенок находит изображения на кубиках и накладывает их на образец.
    Ребенок составляет картинку рядом с образцом.
    После рассматривания образца ребенок складывает картинку по памяти.
    Ребенок составляет картинку, ориентируясь на цвет фона.
    Составление картинок по заданным характеристикам настроений: серьезный, веселый, печальный и т.п.

    Цифры

    Кубики полезны для формирования представлений детей о количестве и цифрах, различных их написаниях, для развития оптических представлений детей, предупреждения и коррекции нарушений в овладении счетной деятельностью (дискалькулии). Они помогут узнать взрослым о сформированности счетных навыков детей и их умениях «читать» цифры, данные в различных системах счисления. Игры с кубиками «Цифры» помогут детям научиться составлять цифры из частей, ориентироваться на цвет фона и т.п.

    Варианты игр:
    Рассмотрев картинку-образец, ребенок находит изображения цифр на кубиках и накладывает их на образец.
    Ребенок составляет картинку рядом с образцом.
    После рассматривания образца ребенок складывает картинку по памяти и называет количество кружков, арабскую (1, 2, 3, 4, 5, 6)и римскую (I, II, III, IV, V, VI) цифру.
    Ребенок составляет картинку, ориентируясь на цвет фона, затем называет количество кружков и цифру.
    Ребенок считает количество кружков на одном из кубиков, называет их количество, подбирает соответствующую римскую цифру (I, II, III, IV, V, VI), изображенную на одном из кубиков, затем составляет из частей соответствующую цифру (1, 2, 3, 4, 5, 6).

    ИСТОЧНИК: profbar.ru

    Категория: Методические материалы | Добавил: nehelenast
    Просмотров: 1810 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]