Воскресенье, 19.05.2024, 01:24Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Календарь
Архив записей
.
Осталось...
Опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Развитие речевого аппарата


       Человек обладает уникальным речевым аппаратом, который устроен очень тонко и надежно. Он подобен музыкальному инструменту, который способен передавать в звучании тончайшие оттенки наших чувств или настроения. Чем лучше человек знает и ощущает свой "инструмент", тем богаче его речь.

       Речевой аппарат - система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Это сложнейшая структура с центром в головном мозге.

       У каждого музыкального инструмента есть специальное приспособление, которое необходимо для того, чтобы он звучал. Как правило, это полое тело, полость, которая служит для усиления звука. Называется она резонатор. Роль резонаторов в речевом аппарате выполняют носовая и ротовая полости.

       Звук окончательно формируется в ротовой полости. Объем ротовой полости может изменяться в зависимости от движения челюсти, языка и губ. В процессе говорения челюсти могут двигаться вверх и вниз, вперед и назад. Губы могут округляться, растягиваться в улыбку или вытягиваться в трубочку и т.д. Без участия языка никогда не получится членораздельный звук. Язык и губы - самые активные органы речи. Зубы, твердое и мягкое небо, альвеолы относятся к более пассивным органам речи, они служат точкой "приложения" для более активных органов - языка и губ.

       Детям дошкольного возраста, у которых в это время активно идет становление речи, часто трудно дается произношение некоторых звуков. А если имеются нарушения в произношении звуков родного языка, то это сказывается и при изучении иностранного языка.

       Трудности в правильном произношении во многом зависят от несформированности речевого аппарата. Причин может быть много, это очень сложный механизм организма и подходить к проблеме нужно индивидуально. Тренировать подвижность речевого аппарата необходимо начать раньше, чем вам поставили логопедический диагноз.

       Центральный речевой аппарат находится в головном мозге, который посылает нервные импульсы к исполнительному отделу (переферическому). Переферический речевой аппарат посредством синхронной работы приводит в движение речевые органы, состоит из трёх отделов:

    - дыхательный
    - голосовой
    - артикуляционный ( звукопроизносящий).

       Дыхательный отдел. Процесс дыхания – важнейший физиологический процесс, происходит автоматически, рефлекторно, осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Мы говорим на выдохе, воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции, любое нарушение этого правила приводит к искажению звучащей речи, поэтому работа над речевым дыханием очень важна.

       Голосовой отдел. Голос обладает силой, высотой и тембром. В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.

       Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых складок, регулируется силой выдоха.

       Высота голоса зависит от давления воздушной струи на голосовые складки, от степени их натяжения.

        Тембр – окраска звука, т.е. звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные разными голосами, определяется формой вибратора.

       Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, эти речевые органы состоят из мышц, следовательно они поддаются тренировке, остальные – неподвижными. Главным органом артикуляции является язык.

       Язык богат мышцами, делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.

       Губы представляют собой очень подвижное образование. Активно участвуют и обеспечивают артикуляцию звуков, которым соответствуют тот или иной уклад языка. С помощью изменения размера и формы, губы активно обеспечивают артикуляцию гласных звуков.


     

    Речевой аппарат


       Все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

       Если, Ваш ребенок говорит неразборчиво, окружающим трудно его понять, значит у него плохо сформирована подвижность мышц речевого аппарата. Вы можете начать тренировку мышц речевого аппарата прямо сейчас. Для самостоятельных упражнений предлагаю посетить раздел «Развитие речевого аппарата», где представлен материал для правильной отработки: речевого дыхания, голосоподачи, упражнения для тренировки подвижных мышц артикуляционного аппарата (губы, язык).

       Почему детям трудно даются некоторые звуки?

       Во-первых, у них еще недостаточно развит фонематических слух, поэтому они часто не узнают звуки в речи взрослого и воспроизводят их в искаженном виде.

       Во-вторых, артикуляционный аппарат ребенка еще не очень устойчив, и ему не так - то просто справиться с преградами на пути струи воздуха, когда он выговаривает согласные звуки.

       Чтобы образовался нужный звук, губы и язык должны принять определенное положение (артикуляционную позу), а именно это подчас не удается детям, особенно при произнесении свистящих, шипящих и сонорных звуков.

       При образовании различных звуков каждый орган речи занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться только тогда, когда органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижными, а работа их координированной.

       Точное и четкое произношение возможно лишь при безупречной работе всех органов речевого аппарата. Поэтому особое значение в работе над развитием речевого аппарата дошкольника имеет артикуляционная гимнастика.

        Развитие речевого дыхания 

       Развитие голоса 

      Тренировка подвижных мышц артикуляционного аппарата