Вторник, 24.06.2025, 15:37Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Календарь
Архив записей
.
Осталось...
Опросы
Вам пригодился мой сайт?
Всего ответов: 118
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Развитие речевого дыхания


       Дыхание — одна из самых важных функций организма. Сегодня разработаны специальные дыхательные практики, которые направлены на использование скрытых резервов организма, раскрытие его потенциала, повышение работоспособ­ности. Однако в специальной литературе недостаточно сведений относительно того, что мы можем изменить, используя различные приёмы осознанного управления дыхательными процессами.
        Развитие речевого дыхания — важнейший раздел в системе коррекционной работы практически при любой речевой пато­логии: заикании, дизартрии, ринолалии, нарушениях голоса, дислалии. И хотя при каждом речевом нарушении имеется своя специфика деятельности, общим является выработка навыков плавного, длительного, целенаправленного выдоха. Я провожу занятия, направленные на развитие речевого дыхания, с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, с целью активизации их мыслительной деятельности, развития мелодико-интонационной стороны речи, закрепления лексических тем и грамматических категорий и для стимуляции интереса к занятиям.
         Работа над развитием речевого дыхания должна проводиться систематически, последовательно, с учётом речевой патоло­гии, а с детьми дошкольного возраста — в игровой форме. Я собрала и систематизировала свой 20-летней опыт работы с детьми-дошкольниками, имеющими различную речевую патологию.
         Основные задачи работы по развитию речевого дыхания:
       - формирование навыков правильного речевого ды­хания;
       - укрепление мышц лица и грудной клетки;
       - профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;
       - повышение умственной работоспособности де­тей;
       - нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи; закрепление лексических тем и грамматических категорий;
       - стимуляция интереса к занятиям.
        Также дыхательные упражнения улучшают осанку, стимулируют движения диафрагмы, улучшают крово­обращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой систем.
         Дыхание — акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания. Но с другой стороны, дыхание — процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуко­вым) и требует специальной подготовки.
         В чём отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газо­обмена в человеческом организме. Вдох и выдох со­вершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания — вдох, выдох, пауза. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Требуется большее количество воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний го­раздо длиннее вдоха (в соотношении 1:10, 1:15). После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшно­го пресса, а затем —длинный звуковой выдох. Последо­вательность речевого дыхания — вдох, пауза, выдох.
         Дышать надо обязательно через нос. Привычка дышать ртом вредна, приводит к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд), дыхательной системы. Носо­вое дыхание предохраняет горло и лёгкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует лёгкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос и в обыденной жизни, и при выполнении дыхательных упражнений. На малых же паузах добор воздуха делается ртом, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через длинный узкий носовой проход невозможно. Поэтому при постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей делать вдох ртом через немного приоткрытые губы (лёгкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая воздух воздушной струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ла­донь, если её положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.
         Звуки речи образуются при выдохе. Поток выдыхаемо­го воздуха попадает из лёгких в гортань через трахею (дыхательное горло) и оттуда — в ротовую полость, про­ходя при этом через голосовые связки, расположенные поперёк гортани и разделённые между собой голосовой щелью. Голосовые мышцы под влиянием импульсов го­ловного мозга приводят в движение связки, которые ко­леблют проходящий через них воздушный поток и созда­ют звуковые колебания. Артикуляционные мышцы под воздействием импульсов из головного мозга сокращают­ся, и звуковые колебания превращаются в звуки речи.
         Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для по­становки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования.
         Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-рёберного дыхания является тренировка длительного выдоха (а не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха), тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно, сразу же после вдоха. Расслабление их должно проис­ходить постепенно, по мере надобности. Для выработки такого типа дыхания ниже приводятся учебно-трениро­вочные упражнения, проводимые с детьми дошкольного возраста в игровой форме.
       Регулярные тренировки в замедленном дыхании явля­ются хорошим средством для повышения силы саногенетических (защитных) механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Замедление и задержка дыхания, сопровождающаяся снижением со­держания кислорода и повышением углекислоты в крови, приводит в действие соответствующие механизмы, включая рефлекторное расширение сосудов и увеличение мозгового кровотока.
         Речевое, диафрагмально-рёберное дыхание, при ко­тором вдох короткий, а выдох длительный, как раз и тренирует эти саногенетические механизмы, тем самым играя физиологическую роль в повышении умственной работоспособности.
         Различают статические и динамические дыхательные упражнения.
        Статические дыхательные упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровожда­ются лёгкими движениями. Цель таких упражнений — вы­работка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение речевого диафрагмально-рёберного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлинённого выдоха.
         Динамические дыхательные упражнения связаны с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног и туло­вища и включают элементы лечебной физкультуры.
       Известно, что в процессе лечебной физкультуры про­исходит перестройка нервной системы по типу образо­вания условного дыхательного рефлекса. Кроме того, физические упражнения положительно влияют на на­строение и эмоции ребёнка, вызывают чувство радости, бодрости, создают более уравновешенное нервно-пси­хическое состояние. У детей быстро создаются новые условно рефлекторные связи, подавляются патологиче­ские рефлексы и восстанавливается нервная регуляция процессом дыхания.
         Регулярные упражнения по развитию речевого дыха­ния, проводимые дефектологом на занятиях и воспита­телями в группе, обеспечат нормальное звукопроизношение, создадут условия для поддержания громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности, а также они укрепят здоровье ребёнка, повысят его умственные способности.
        При проведении дыхательной гимнастики необхо­димо соблюдать следующие условия:
       - не переутомлять ребёнка, т.е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений;
       - следить, чтобы грудь не переполнялась воздухом, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею;
       - все дыхательные упражнения должны проводиться до еды в хорошо проветренном помещении.
         С каждым занятием задания должны несколько усложняться. С коррекционно-воспитательной целью может быть использован соревновательный компонент.     При этом всегда необходимо создать для детей ситуацию успеха.
         Работа над развитием речевого дыхания делится на два этапа:
       1 этап — выработка направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения звуков.
       2 этап — тренировка продолжительности речевого дыхания и умение на одном выдохе произнести фразу, состоящую из 3—6 слов.
         Работу над развитием речевого дыхания с дошколь­никами лучше проводить в игровой форме. Это обе­спечит более высокий уровень активности детей на за­нятиях.
       ВЫРАБОТКА НАПРАВЛЕННОЙ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ