Понедельник, 23.12.2024, 10:44Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
восприятие
внимание
память
мышление
речь
личность
возрастные показатели развития
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Вам пригодился мой сайт?
Всего ответов: 118
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Педагогическая мастерская


    Главная » Статьи » Особенности психофизического развития детей » восприятие

    Восприятие предметов внешнего мира и пространства. Зрительные иллюзии

    На наши органы чувств всегда воздействуют многочисленные и разнообразные предметы и явления. Между тем в каждый отдельный момент мы воспринимаем их не все и не с одинаковой ясностью и отчетливостью. Только некоторые из них становятся объектами восприятия.

    Например, зрители, наблюдающие футбольный матч, видят противоположные трибуны с заполнившей их публикой, зеленое поле стадиона с поставленными на нем футбольными воротами, игроков той и другой команды, борющихся за мяч, судей, слышат крики публики и самих игроков и т. п. Все это в своей совокупности составляет так называемое «сенсорное поле», в котором отражается все время меняющееся в своих частях футбольное состязание. Но в этой общей картине зрители в каждый данный момент выделяют какие-то отдельные части, которые воспринимают с большей отчетливостью, чем другие: то они увидят удар по воротам, то удачную передачу мяча, то слышат свисток судьи и понимают его назначение и т. д. Это будут отдельные объекты восприятия, выделенные из общего «сенсорного поля», которое по отношению к ним составляет как бы фон. Без выделения объекта из общего фона не может быть ясного восприятия.

    Два рода причин обусловливают выделение объекта — объективные и субъективные условия процесса восприятия.

    К объективным условиям относятся следующие характерные особенности самих воспринимаемых предметов и явлений.

    1. Сильные раздражители. Предметы, выделяющиеся своей яркостью, звучностью и т. д., вызывая более интенсивные нервные возбуждения, чем те, которые вызываются одновременно с ними действующими слабыми раздражителями, скорее других становятся объектами восприятия. 

    2. Динамические особенности предметов и явлений. Объекты, находящиеся в более быстром по сравнению с другими объектами движении, скорее воспринимаются. Те или иные предметы или явления всегда становятся объектами восприятия, если в их динамике происходит резкая смена — убыстрение или замедление. Ускорение темпа игры, как и неожиданная остановка или резкое снижение ее темпа, всегда будет замечено.

    3. Несоответствие предметов привычной обстановке. Например, столик с призовым кубком, выставленный у главной трибуны на финальном матче по футболу, всегда будет замечен, так как он представляет собой нечто новое, отсутствовавшее в обычных условиях футбольного матча.

    4. Структура предмета. Например, правильная симметрия, позволяющая четко видеть отдельные части, благоприятствует восприятию данного предмета. Четкая команда будет скорее воспринята, чем обычная речь. Наглядное пособие, в котором объект четко расчленен и отдельные его части должным образом подчеркнуты, позволяет наилучшим образом выделить требующий восприятия учебный материал.

    5. Указания других людей. Когда тренер указывает своим воспитанникам на отдельные элементы или особенности техники изучаемого физического упражнения, он тем самым организует их восприятие, помогает выделить требуемые объекты, воспринять их с большей полнотой, увидеть в них то, что необходимо.

    К субъективным условиям, облегчающим выделение объекта восприятия, относятся особенности активности человека, воспринимающего данное явление. Большое значение имеют следующие субъективные условия:

    1. Значение, которое имеет для человека воспринимаемый объект. Восприятие, осуществляемое в процессе практической деятельности, всегда носит избирательный характер: в процессе труда мы всегда выделяем те объекты, которые имеют существенное значение для этого процесса, без которых он не может быть осуществлен. Например, при управлении автомобилем мы четко воспринимаем шум мотора, показания приборов.

    2. Задача, которую человек ставит перед собой в восприятии. Если мы пришли на футбольный матч для того, чтобы изучить игру интересующих нас игроков, объектами нашего восприятия будут, конечно, эти игроки и особенности их игры. Если же мы ставим перед собой задачу ознакомиться с тактическими приемами игры той или иной команды, в первую очередь будут восприниматься развертывающиеся на футбольном поле тактические комбинации, а не отдельные элементы спортивной техники.

    3. Предварительное знакомство с объектом восприятия. Спортивный судья быстро и точно выделяет в своем восприятии те пли другие нарушения правил соревнования, так как он хорошо знает, каковы эти нарушения, как они выглядят и при каких условиях чаще всего наступают.

    Все предметы и явления окружающей действительности находятся в пространстве и протекают во времени. Поэтому восприятие пространственных и временных отношений между предметами является необходимой составной частью всякого процесса восприятия.В отдельных случаях они приобретают особое значение, и тогда сами эти отношения становятся объектом восприятия.

    В восприятии пространства различают: 1) восприятие протяженных свойств предметов - их формы, величины,объема; 2) восприятие расстояния между предметами - их положения или места среди других предметов и их удаленности от наблюдателя (глубинное зрение).


    Восприятие величины и формы предметов. Восприятие величины и формы предметов является сложным процессом, в котором непосредственные зрительные ощущения органически связываются с мышечно-двигательными и осязательными представлениями, оставшимися от прежнего опыта. 

    Основой этого восприятия являются величина и форма объективно существующих предметов, изображения которых получаются на сетчатке глаза. Однако одно только зрение не может обеспечить правильное восприятие формы предметов. Об этом свидетельствуют случаи излечения слепых от рождения.

    Восприятие объемности предметов. Основную роль при восприятии объемности играет бинокулярное зрение (видение с помощью двух глаз). При таком видении получаются два изображения на сетчатках одного и другого глаза. Эти изображения не совсем одинаковы: изображение предмета на сетчатке левого глаза отражает его более с левой стороны, тогда как на сетчатке правого глаза больше отражается правая сторона предмета. В этом легко убедиться, если рассматривать поочередно правым и левым глазом какой-нибудь объемный предмет (например, книгу), находящийся на расстоянии 30—40 см от глаза. При одновременном видении этого предмета двумя глазами соответствующие возбуждения от правого и левого глаза интегрируются в корковом отделе зрительного анализатора и дают впечатление объемности воспринимаемого предмета.

    Восприятие глубины. Восприятие глубины связано с оценкой близости или удаленности предметов. Оно осуществляется с помощью как бинокулярного, так и монокулярного зрения.

    Монокулярное зрение позволяет правильно оценивать глубинные расстояния только в очень ограниченных пределах, когда предметы находятся от наблюдателя на расстоянии не больше нескольких метров. Если рассматривать висящую на стене картину с помощью одного только глаза, она будет казаться как бы нарисованной на стене. Чтобы увидеть с помощью одного глаза верхнюю часть ее рамы несколько выступающей вперед, необходимо подойти к стене очень близко. В монокулярном восприятии глубины главную роль играет аккомодация хрусталика.

    Аккомодацией называется рефлекторное изменение толщины хрусталика, связанное с увеличением или уменьшением его преломляющей силы. Хрусталик постоянно аккомодирует, т. е. приспосабливается к лучшему преломлению лучей, исходящих от рассматриваемых предметов. Аккомодация хрусталика совершается в очень небольших пределах. При восприятии предметов, находящихся далее 30 м, хрусталик уже не аккомодирует, так как его тело дальше не изменяет своей толщины. Правильное восприятие пространственных отношений предметов, находящихся на расстоянии многих метров от наблюдателя, осуществляется с помощью бинокулярного зрения и сопутствующей ему конвергенции глаз.


    Схема аккомодации хрусталика.
    Изменение кривизны хрусталика при восприятии близких (А) и отдаленных (Б) предметов


    Конвергенцией называется согласованное движение глаз, обеспечивающее ясное изображение предмета на сетчатках.

    Ясное видение предмета возможно лишь тогда, когда его изображение падает на центральную часть сетчатки, место наиболее ясного видения (желтое пятно). Чтобы ясно видеть предмет двумя глазами, необходимо конвергировать их зрительные оси так, чтобы изображение предмета и в том и в другом глазу находилось в желтом пятне.



    Схема конвергенции глаз.
    Направление зрительных осей правого и левого глаза при восприятии удаленного (а) и близкого (б) предметов.


    Воздушная перспектива. Свет, отражаемый предметами, в известной степени поглощается воздухом. Чем больше воздушное пространство до воспринимаемого предмета, тем большее количество отражаемых им лучей света поглощается воздухом, вследствие чего отдаленные предметы кажутся более тусклыми, расплывчатыми по сравнению с расположенными ближе.

    Величина и расположение отбрасываемых предметами теней. У близких предметов эти тени имеют более резкий и определенный характер, у отдаленных они почти незаметны.

    Геометрическая перспектива. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображения на сетчатке глаза уменьшаются в своей величине. Поэтому большие по размерам предметы воспринимаются как находящиеся ближе, чем аналогичные предметы меньшей величины. Из двух деревьев одной породы, удаленных от нас на большое расстояние, большее по размерам мы будем воспринимать как более близкое. При этом имеет значение и то, что относительная разница в величине предметов при их отдалении сохраняется. Поэтому, если изображения человека и дерева на сетчатке глаза будут одинаковой величины, мы воспринимаем человека как находящегося ближе дерева.


    Сложный характер восприятия пространственных свойств и отношений предметов, в котором участвуют как непосредственные зрительные и мышечно-двигательные ощущения, так и временные связи между ними, приводит иногда к зрительным иллюзиям.

    Зрительными иллюзиями называются неправильные или искаженные восприятия величины, формы и удаленности предметов.


    Иллюзии следует отличать от галлюцинаций. Последние возникают при отсутствии каких-либо предметов внешней действительности, воздействующих на органы чувств. Они имеют исключительно центральное происхождение и связаны с расстройством мозговой деятельности. Иллюзии же возникают при непосредственном восприятии действительно существующих и воздействующих на рецепторы предметов, пространственные свойства которых, однако, неправильно воспринимаются.

    Зрительные иллюзии разнообразны по своему характеру и по причинам, лежащим в их основе.

    1. Неправильное восприятие величины предмета. Две равные линии, ограниченные на концах в одном случае сходящимися, а в другом — расходящимися углами, воспринимаются как неодинаковые по величине: линия со сходящимися углами кажется меньшей, а линия с расходящимися углами — большей (рис. а). Два совершенно равных кружка воспринимаются как разные по величине в зависимости от того, окружают ли их большие или меньшие кружки (рис. б). Две совершенно равные линии АГ и ДГ воспринимаются как неодинаковые по размерам, если одна из них является диагональю меньшего, а другая — большего четырехугольника (рис. в).

     


    В первых двух случаях неправильное восприятие величины линий обусловлено тем, что они воспринимаются не изолированно, а как части более сложного целого. На рис. а мы видим, собственно, не линии, а две отличающиеся известной сложностью фигуры, из которых одна действительно больше другой в соответствии с различным характером ограничивающих их углов. Поэтому и линии кажутся нам не равными. Та же самая закономерность имеет место и в примере с диагоналями: одна из них составляет часть большей, а другая — меньшей фигуры.

    Эти виды иллюзий объясняются общим законом, по которому восприятие целого обусловливает характерные особенности восприятия его частей: линия, входящая в состав большей фигуры, будет восприниматься как большая, и наоборот.

    Иллюзия с кружками объясняется действием закона контраста по которому предмет воспринимается как больший или меньший в зависимости от величины окружающих предметов: предмет будет казаться больше своей действительной величины на фоне мелких предметов, и наоборот.

    2. Искажение формы предметов. Параллельные линии будут восприниматься как непараллельные, если их рассматривать на фоне взаимно пересекающихся косых линий (рис. г). Круг теряет свою правильную форму, если его рассматривать на фоне кривых линий (рис. д).



    Этот вид иллюзий находит свое объяснение в том законе восприятия, по которому резко выраженные особенности фона влияют на восприятие расположенных на этом фоне предметов. Мы видим фон как бы сплошь заполняющим зрительное поле и не прерывающимся в месте расположения основного рисунка: при достаточной резкости фона форма основной фигуры меняется в соответствии с характером фона.

    3. Иллюзии геометрической перспективы. Одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся на известном удалении друг от друга, при этом ближе расположенный предмет кажется меньше, а далекий — больше своей действительной величины (рис. е).



    Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся. В нашем предшествовавшем опыте изображения предметов на сетчатке всегда уменьшались при их удалении от нас, а относительная разница величин сохранялась. Когда же теперь эта относительная разница нарушается и изображение предмета на сетчатке получается значительно большим, чем изображения других, равноудаленных с ним предметов, мы воспринимаем предмет как действительно больший.

    4. Переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вертикальная всегда воспринимается зрительно, как значительно большая по сравнению с горизонтальной. В связи с этой иллюзией высота предметов кажется нам больше ее действительной величины.


    Эта иллюзия настолько постоянна и закономерна, что ее приходится учитывать во многих практических действиях, например при расчете высоты зданий в архитектурных проектах, при установлении определенных размеров печатного шрифта и т.д. Цифры (3) и (8) мы видим как состоящие из равных половин только потому, что в действительности верхние половинки этих цифр сделаны меньшими по сравнению с нижними: если цифры перевернуть, мы увидим, что их верхние и нижние половинки не равны.


    Категория: восприятие | Добавил: Nehlest (12.08.2010) | Автор: Нехведович Е.С.
    Просмотров: 4492 | Теги: Восприятие предметов внешнего мира | Рейтинг: 5.0/2 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]