Суббота, 16.11.2024, 13:14Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
восприятие
внимание
память
мышление
речь
личность
возрастные показатели развития
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Педагогическая мастерская


    Главная » Статьи » Особенности психофизического развития детей » восприятие

    Общие особенности восприятия


    Важнейшими особенностями восприятия являются: предметность, целостность, структурность, константность, апперцепция, осмысленность, избирательность, иллюзия.

    Предметность. В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающей действительности на наши органы чувств формируется предметность восприятия. Она проявляется в акте объективации, т.е. в отнесении данных, полученных из внешнего мира, к этому миру. Без этого отнесения восприятие не может выполнять свои ориентировочные и регулировочные функции в практической деятельности человека.

    Предметность восприятия не является врожденной качеством; существует определенная система действий, которая дает субъекту возможность открыть предметный мир. Решающую роль здесь играют прикосновение и движение. Как особенность восприятия предметность имеет большое значение для регуляции поведения. Кирпич и блок с взрывчаткой внешне и на прикосновение могут восприниматься как похожие, но по назначению они абсолютно разные. Обычно определяют предметы не по внешнему виду, а в соответствии с тем, как их применяют на практике, или с их основными качествами. Предметность играет важную роль в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект должен искать новые способы восприятия, которые обеспечат правильное отображение.

    Целостность и структурность. Воспринимая определенный объект, мы выделяем его отдельные признаки, свойства и одновременно объединяем их в единое целое, благодаря чему у нас возникает его целостный образ.

    На уроках химии ученик приобретает знания о свойствах различных химических элементов: узнает об удельном весе каждого из них, цвете, структуре, запахе и т.д. Все эти данные об отдельных химических свойствах синтезируются в общие знания и обусловливают целостное восприятие химического элемента в совокупности его свойств. 

    Каждая составляющая образа восприятия приобретает значение лишь в соотношении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей его составляющих. Так, воспринимая новый учебный материал, ученик следит за содержанием объяснений учителя. Для осмысленного целостного восприятия ему важно понять связь между словами, фразами. Целостное восприятие ответа ученика тоже возникает после того, как он выразил свои знания в речи. Как объяснения учителя, так и ответ ученика имеют определенное смысловое значение. 

    Воспринимая предмет, мы осмысливает его как единое целое, имеющее свою структуру. Во время разговора по телефону некоторые звуки мы слышим нечетко, но понимаем суть разговора. Так, на основе приобретенного опыта и знаний человек в процессе восприятия объединяет отдельные элементы в целостный образ, придает им определенную структуру, сформированность. 

    Гештальтпсихологи объясняют целостность восприятия НЕ объективной целостностью предметов и явлений, а внутренними качествами "духа", его первобытными целостную структуру. Они утверждают, что в акте восприятия совершенствуется своеобразное формообразования, предоставляется целостности и структурности предметам, которые отображаются. Они считают целостность лишь субъективным качеством, которая возникает в рефлекторный деятельности. С точки зрения гештальтпсихологии, в восприятии хаотичность мира превращается в определенные структуры, укладывается в определенные формы, в результате чего предметы и выступают как целостные. 

    "Восприятие - это реконструкция мира", утверждают гештальтпсихологи. Эта теория объясняет восприятие как спонтанный процесс (т.е. такой, который возникает сам по себе) и фактически игнорирует существование ощущений как перцептивного отражения отдельных качеств и свойств предметов и явлений объективной действительности. 

    Константность. Под константностью понимают относительное постоянство величины, формы, цвета предметов, которые воспринимаются при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

    Если предмет воспринимается на некотором расстоянии от того, кто воспринимает, то отображение его на сетчатке уменьшается как по длине, так и по горизонтали, т.е. уменьшается и площадь его, а между тем в восприятии образ сохранит в определенных пределах приблизительно ту самую, свойственную предметов, величину. Так же форма отображения предмета на сетчатке будет изменяться при каждом изменении угла зрения, под которым мы видим предмет, однако его форма восприниматься нами как более-менее постоянная. 

    Константность имеет место при зрительном восприятии формы и цвета предметов. Например, когда на уроке рисования учащиеся рассматривают набор овощей на столе, каждый воспринимает их под своим углом зрения. Но образы этих предметов сохраняют постоянные размеры. 

    Классная доска воспринимается черной, потолок - белым, обложка тетради - синей и при ярком освещении, и при тусклом, и при электрическом, и при дневном свете. Механизм константности НЕ врожденный. Так, человек, который прожил всю свою жизнь в одноэтажном доме, попав на верхний этаж высотного дома, не может распознать внизу людей, автомобили, поскольку они ему кажутся очень маленькими. Одновременно жители этого дома видят все объекты внизу без искажения их размеров. У К. Чуковского описан случай, когда трехлетняя девочка посмотрела на крышу многоэтажного дома и, увидев мастера, который его ремонтировал, закричала: "Мама, достань мне вон ту куклу". 

    Константность восприятия обеспечивается опытом, который приобретается в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещенности мы не могли бы распознавать то, что было известно ранее.

    Апперцепция. С предыдущим опытом человека связаны его интересы, установки, стремления, чувства, взгляды и убеждения, которые также влияют на восприятие им предметов и явлений окружающей действительности. Известно, что восприятие картинки, мелодии, кинокартины у разных людей неодинаково. Бывают случаи, когда человек воспринимает не то, что есть, а желаемое. Апперцепция - это зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношение к жизни, установок, знаний. 

    Апперцепция - одна из важнейших особенностей восприятия. Воспринимает НЕ сам по себе глаз, не изолированное ухо слышит звук, не отдельно язык различает вкусовые качества. Все виды восприятия осуществляются конкретным живым человеком. В восприятии всегда проявляются индивидуальные особенности человека, его желания, интересы, определенное отношение к предмету или явлению. Так, проходя лугом, ботаник может обратить внимание на разнообразные растения, совокупность которых дает полную структуру травяного покрова. Художник-пейзажист, проходя тем самым лугом, останется равнодушным к этим объектам, однако его внимание привлечет соотношение цветовых пятен, которые образуют живописный пейзаж этой местности. 

    Интересными являются исследования американского психолога А. Реймса с "перекошенной комнатой. Она построена таким образом, что благодаря использованию правил перспективы создает такое же изображение на сетчатке глаза, что и обычная прямоугольная комната. Если в "перекошенной комнате" размещают какие-либо объекты, то наблюдатель не воспринимает их искажений в размерах (например, взрослый кажется меньше, чем маленький ребенок). Наверное, люди настолько привыкли к нормальным прямоугольным комнатам, что восприятие искажает быстрее объекты, помещенные в "перекошенную комнату", нежели саму комнату. Интересно, что  в этой комнате женщины не воспринимают своих мужей с изменениями, они их воспринимают как обычно, а комнату видят искаженной. 

    При наличии противоречивой информации перцептивная система должна сделать выбор. Результат выбора предопределяется предыдущим опытом человека; хорошо знакомые предметы "перекошенная комната" не искажает. Знакомство с комнатой путем обследования приводит к постепенному уменьшению эффекта искажения других предметов, и в конце концов сама комната начинает восприниматься правильно, т.е. перекошенной. 

    Итак, восприятие зависит от предыдущего опыта человека. Чем больше человек знаком с определенным объектом, тем более полным, точным и содержательным является восприятия этого объекта. 

    И еще пример. Вспомним роман в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин". В образе Ольги влюбленный Ленский увидел "деву красоты", а для равнодушного к ней Онегина Ольга "круглая, красная она, как эта глупая луна на этом глупо небосклоне". 

    Зависимость восприятия от прежнего опыта человека, его предпочтений является важной закономерностью, которую нужно учитывать в организации учебной деятельности. В педагогической практике учителю важно учитывать опыт и знания ученика, направленность его интересов, наличие или отсутствие установок на восприятие, чтобы обеспечить основательное усвоение учебного материала. 

    Осмысленность. Восприятие - это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, которые имеют для нее определенное значение. Восприятие человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет -- означает мысленно назвать, то есть отнести его к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. 

    Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным целенаправленное их использование. Воспринимая предмет, мы можем точно назвать его или сказать, что он нам напоминает.

    Обобщенность восприятия - это отражение единичного случая как особого проявления общего. Определенное обобщение имеется в каждом акте восприятия. Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний. Скажем, ярко-красный цветок осознается нами или как астра, или как представитель семейства сложноцветных. Слово - орудие обобщения. Называние предмета повышает уровень обобщения восприятия. Осмысленность и обобщенность хорошо выявляются при восприятия незаконченных рисунков. Эти рисунки дополняются нашими опытом и знаниями. 

    Таким образом, уже в акте восприятия отражение любого предмета приобретает определенное обобщение, предмет определенным образом соотносится с другими. Обобщенность является высшим проявлением осознанного человеческого восприятия. В акте восприятия воплощается единство чувственных и логических элементов, взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности личности. 

    Избирательность. На наши анализаторы действует целый ряд объектов. Однако не все эти объекты мы воспринимаем одинаково четко и ясно. Эта особенность характеризует избирательность восприятия. 

    Избирательность восприятия - это смена деятельности органов чувств под влиянием предыдущего опыта, установок и интересов человека.

    Каждый специалист пытается воспринять в предметах и явлениях главным образом то, что его интересует, что он изучает, а потому он не замечает тех деталей, которые не касаются его профессии. Это создает индивидуальный подход восприятия. Поэтому и говорят о профессиональном восприятии у людей разных специальностей: художник-живописец видит в окружающем мире, прежде всего красоту людей, природы, форм, линий, цветов; композитор отмечает гармонию звуков, а ботаник - особенности строения растений и т.п. 

    Восприятие может характеризоваться и деятельностью, в которую оно включено. Одного художника спросили, как он воспринимает апельсин. Он ответил: "Все зависит от того, чему служит это восприятие Я воспринимаю апельсин определенным образом, когда его покупаю, иначе - когда его ем, и еще иначе - когда его рисую." 

    Некоторые работы И. М. Сеченова, исследование Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьев доказали, что первоочередной и общей возможностью восприятия является выделение контура предмета. И лишь после того, как удается выделить контур изображения из фона, начинается анализ формы, пропорций, отдельных деталей предмета. Выделение предмета из фона составляет необходимое условие четкого восприятия. 

    Предмет и фон динамичны. То, что было предметом восприятия, может после завершения работы слиться с фоном. Нечто из фона на некоторое время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношение предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой, что обусловлено перемещением очага оптимального возбуждения по коре головного мозга. 

    Особенности психологической закономерности выделения предмета из фона восприятия и динамических взаимоотношений четко прослеживаются на так называемых двойных изображениях. 

    Выделение объекта определяется его свойствами и условиями, в которых он воспринимается. Прежде всего это контраст объекта с фоном. На это учитывают при выборе формы, цвета окраски, литерного шрифта для выделения пешеходного перехода, транспортных знаков. Стрелочники, рабочие-дорожники, выполняя свои функции, надевают специальные оранжевые жилеты, которые четко видны на фоне земли, асфальта, снега. 

    Контрастные цвета способствуют выделению предмета из фона. Слово, написанное учителем мелом на черной доске, ошибка, подчеркнутое в тетради учащегося красным карандашом, привлекают к себе внимание. Выделение объекта зависит от расстояния, на которой мы его воспринимаем, от условий освещения и т.д. На большом расстоянии за недостаточного освещения контуры объектов сглаживаются, что затрудняет выделение их среди других объектов. 

    Стимулирующую роль в выделение предмета из фона играет предварительное ознакомление с объектом. Чтобы учащиеся могли самостоятельно разобраться в особенностях композиции конкретного литературного произведения, необходимо заранее ознакомить их с различными приемами композиции. Чтобы студент мог сделать психологический анализ методов, которыми пользуется учитель для поддержания внимания учащихся на уроке, важно предварительно ознакомить его с психологическими особенностями внимания и приемами ее тренировки.

    Обведение контуров предмета также помогает организации восприятия. Так, показывая на карте реку или остров, ученик обводить их рукой, что помогает ему выделить эти объекты, которые сами не "бросаются в глаза", определить те или иные их особенности. Четкое определение учащимся задач относительно выделения того или иного предмета или его части из ряда других является необходимым условием их успешного выполнения. 

    Иллюзии. Иллюзиями называют неадекватные восприятия, неправильности, искривления, ошибочные отображения объектов, действующих на анализаторы. Иллюзии предопределяются разными причинами. Одной из них является активизация старых временных связей в новых, существенно отличных от предыдущих, ситуациях. 

    Пример мышечной иллюзии. Перед обследуемым лежат две коробки одинаковой формы и веса, но разные по размеру: одна большая, другая меньше. Обследуемому большая коробка кажется тяжелее. Восприятие в этом случае имеет иллюзорный характер. Ошибка объясняется динамичными стереотипами, которые до этого были выработаны у обследуемого. В процессе зрительного восприятия большая коробка воспринимается им как тяжелая, а меньшая - как лёгкая, поскольку так часто бывает в жизни. Поэтому мышцам той руки, которой он поднимает большую коробку, он оказывает большее напряжение, а мышцам второй руки - меньшее. 

    Особенно распространенными являются оптические иллюзии. Две линии одинаковой длины воспринимаются как разные по длине: та линия, на концах которой начерчены углы, глядящие открытой стороной к ней, кажется короче. Специальные наблюдения показали, что многие люди преувеличивают длину вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. На этом основании возникает иллюзия переоценки. 

    Существует немало иллюзий, обусловленных разницей в яркости предмета и фона восприятия. На более темном фоне фигуры кажутся светлее, чем на менее темном. 

    Иллюзии порождаются деятельностью различных анализаторов. Наиболее распространенными являются зрительные иллюзии. Так, в белом платье женщина кажется полнее, чем в темной одежде. Ткань в горизонтальную полосу полнит фигуру, а в вертикальную - делает выше. Зеркальная стена расширяет помещение, создает иллюзию пространства. 

    Зрительные иллюзии замечены и у животных. На практическом использовании зрительных иллюзий строятся маскировки, которые являются защитным приспособлением для зверей, рыб, птиц. Один из эффективных способов маскировки - мимикрия (слияние с фоном), другой способ маскировки заключается в использовании деформирующих рисунков, которые настолько нарушают контуры животных, что их даже нельзя распознать и различить. Например, благодаря ярким полосам зебру с определенного расстояния невозможно выделить из окружающей среды. 

    Иллюзии имеют самые различные причины: выработанные жизненной практикой приемы зрительного восприятия, особенности зрительного анализатора, изменение условий восприятия, образное предвидение увиденного, дефекты зрения. Но какой бы сложной ни была иллюзия, искаженное восприятие можно отличить от правильного. Практическая деятельность людей уточняет образы восприятия.




    Источник: http://psyznaiyka.net
    Категория: восприятие | Добавил: nehelenast (20.08.2010) | Автор: Нехведович Е.С.
    Просмотров: 9697 | Комментарии: 5 | Теги: Общие особенности восприятия | Рейтинг: 5.0/4 |
    Всего комментариев: 5
    1 masyasyaka  
    spasibo ogromnoe! smile

    2 fgh4562  
    angry angry angry angry angry angry

    3 gop56  
    ugas happy sad

    4 gop56  
    zanuda dry wacko

    5 малах34  
    gop56, ты зануда??? wink tongue

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]