Дошкольник –существо энергичное, активное. Характеризовать особенности его внимания – занятие неблагодарное. Ребенка 3 – 4 лет притягивает любая лужа, грязный фантик и все то, что так не нравится взрослым и откровенно портит им жизнь. По мнению психологов, это закономерная стадия нормального развития ребенка. Увлекаясь, ребенок погружается в исследовательскую деятельность, в процесс познания, и его внимание начинает меняться, развиваться: теперь оно концентрируется не только на ярком, необычном предмете окружающего мира, но и на собственных действиях. Всем мамам, папам и бабушкам знакомы симптомы этого процесса. Ребенок затихает, успокаивается, в этот период ребенок внимателен, сосредоточен на собственных действиях. Это и есть нормальный путь развития произвольного внимания.
По-настоящему о произвольном внимании можно говорить лишь в 6 – 7 лет. Нервная система ребенка созревает. Исследователи считают, что развитие устойчивости произвольного внимания надо изучать, измеряя время, которое дети разного возраста могут провести, сосредоточившись на одной игре. По некоторым данным продолжительность одной игры у дошкольника достигает полутора часов.
Итак, как же определить уровень развития внимания ребенка? Исследователи считают, что внимание детей надо изучать, определяя время, которое могут провести дети разного возраста, сосредоточившись на одной игре. По некоторым данным, максимальная продолжительность одной игры у полугодовалого ребенка составляет 14 минут, но к шести годам она возрастает до полутора часов.
Исследования последних лет были направлены на изучение устойчивости внимания дошкольника в разных видах деятельности: учении, игре и других занятиях. Оказалось, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом около 10 – 15 минут, а наивысшая работоспособность детей шестилетнего возраста наблюдается во вторник и среду. В эти дни наиболее целесообразно проводить индивидуальные занятия, уроки повышенной сложности. Если ребенок способен вглядываться, вслушиваться в окружающий мир, соизмерять предметы и соотносить их по форме, цвету и т.д., то его внимание будет развиваться нормально.
О том, как определить уровень развития восприятия у ребенка можно узнать здесь >>> , а каким образом можно совершенствовать эту психическую функцию здесь >>> .
|