Возрастная
адресация: старший дошкольный возраст.
Вид проекта: творчески-информационный, групповой,
Продолжительность:
долгосрочный (сентябрь 2012 – январь
2013)
Участники: дети старшей логопедической группы, учитель-дефектолог,
воспитатели, родители.
Образовательная область: проект реализуется в рамках «Программы воспитания и
обучения детей с тяжелыми нарушениями речи» в детском саду по разделам
ознакомление с художественной литературой, развитие речи.
Актуальность проблемы.
Интерес
к книге, к чтению, вхождение в книжную культуру с каждым годом снижаются. Вовсе не
случайно 2003-2012 г.г. ООН объявила Десятилетием грамотности, а 2012 год
правительство Республики Беларусь – годом книги. Вопросы формирования
интереса у детей к художественной литературе требуют повышенного внимания.
Литературный материал
оказывает большое влияние на развитие интеллекта детей, речи, позитивного
отношения к миру. Ознакомление детей с художественной литературой позволяет формировать представления детей о книгах, как источнике знаний. В группе
встречаются дети, которым дома мало читали, мало рассказывали.
Поэтому ознакомление
с художественной литературой должно происходить не только на занятиях, но и в
свободной самостоятельной деятельности детей, в книжном уголке группы.
Цели: создание
центра развития речи и центра книги в логопедической группе; организация
творческой речевой деятельности дошкольников, развитие словаря, образной,
связной речи детей с тяжелыми речевыми нарушениями; развивать интерес к книге, как источнику знаний, произведению искусства.
Задачи:
v Усилиями
педагогов и родителей создать условия для активного внедрения
литературного опыта в творческую деятельность детей.
v Формировать
предпосылки исследовательской деятельности.
v Познакомить с
историей создания книги и работой библиотеки.
v
Обогащать
представления детей о художественной литературе.
v
Формировать навыки и умения речевой деятельности;
развивать умения анализировать художественные произведения.
v
Формировать
интерес к иллюстрациям, поощрять желания, воплощать
образ литературного героя в игре, изобразительной деятельности.
v Воспитывать
бережное отношение к книге.
Этапы работы:
I. Организационный (сентябрь 2012 г.).
Изучить отношение
родителей к домашнему чтению с детьми, наличие и состояние домашней библиотеки.
Организовать консультативную работу с родителями по вопросам организации
домашнего чтения. Ввести детей в проблемную
ситуацию, доступную их пониманию и близкую
по имеющемуся у них опыту, формировать устойчивый интерес к тематике
проекта, определить круг актуальных и посильных задач. Организовать работу по
пополнению книжного уголка группы необходимыми материалами и преобразованию его
в центр развития речи и центр книги.
II. Реализационный (октябрь – декабрь 2012г.).
Обеспечение работы центра
развития речи и центра книги «Учусь красиво говорить». Формирование знаний, умений, навыков
общения ребенка с книгой с помощью взрослого и самостоятельно средствами
центра. Оказание помощи родителям в организации работы с книгой дома.
Консультирование педагогов по вопросам реализации проекта.
III. Аналитический
(январь 2013г.). Анализ эффективности
и итогов работы центра
развития речи и центра книги «Учусь красиво говорить». Выработка методических
рекомендаций и определение перспектив работы центра.
Предполагаемый результат:
- повышение
устойчивого интереса к книге, как произведению искусства и источнику знаний не только у дошкольников,
но и у их родителей;
- пополнение
книжного уголка, его оформление и преобразование в центр развития речи и центр книги
«Учусь красиво говорить»;
- расширение
домашних библиотек путем целенаправленного приобретения родителями книг,
способствующих развитию ребенка;
- выявление эффективных педагогических
методов работы по организации общения детей с книгой, издание методических
рекомендаций.
Продукт
проектной деятельности: Портфолио
центра развития речи и центра книги «Учусь красиво говорить»