Каждый учитель знает, как нелегко вести беседу с вызванными в школу родителями трудных учеников. Если родители занимают оборонительную позицию и стремятся оправдать собственное невмешательство в воспитание своего ребенка, они обычно выдвигают аргументы: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы воспитывать ребенка», «Мы перепробовали все меры, ничего не получается». Часто можно услышать от родителей: «Школа виновата в том, что наш ребенок такой невоспитанный», Школа должна воспитывать, а не мы!». Иногда родители просят: «Ребенок нас не слушает, помогите!», «Мы растеряны, не знаем, что делать, что вы посоветуете?».
В любом из этих случаев учитель должен стремиться к конструктивному разговору с родителями. Как этого достичь?
Упражнение «Нейтрализация».
Данное упражнение направлено на то, чтобы учитель не попал под влияние родителей. Ведь если учитель потерял самостоятельность и «подыгрывает» родителям, достичь конструктивных результатов в разговоре, становиться невозможным. Если мать или отец, то попавший под его влияние учитель будет либо оправдываться, либо начнет угрожать: примем административные меры. Если же родитель показывает свою беспомощность, учитель, жалея его, Обещает «Что-нибудь предпринять», Чтобы изменить к лучшему поведение ребенка. Но и в том, и в другом случае нет реального, содержательного взаимодействия родителей с учителем и последний останется один на один со своей проблемой: низкой успеваемостью и плохим поведением ученика.
Основная цель общения учителя с родителями трудного ребенка состоит не в оправдывающихся или агрессивно–обронительных действиях, не в том, чтобы принять на себя всю тяжесть коррекции поведения трудного школьника, а в том, чтобы, объединившись с родителями, помочь этому школьнику выправиться.
На первой «Фазе» общения с родителем вы сопротивляетесь его эмоциональному воздействию. Для этого надо нейтральное состояние «резервуар" – пустой формы, не наполненной психологическим содержанием вашего собеседника. Не включайтесь эмоционально в ситуацию вашего разговора, будьте психологически отстранены от нее , поддерживайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Как показывает опыт, вам необходимо будет «продержаться» примерно 15-20 минут, в течение которых родитель будет жаловаться на свою беспомощность. В первом случае постарайтесь молча выслушать и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности. Во втором случае спокойно кивайте вашему собеседнику, вставляйте некоторые нейтральные фразы, такие, например, как «Успокойтесь», «Я вас слушаю», «Я вас понимаю».
Почувствовав вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель постепенно «остынет». В конце концов он успокоиться, начнет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору.
Упражнение «Равенство».
Переходим ко второй фазе беседы. Теперь ваша задача – организовать равноправное взаимодействие с родителем.
Способность к общению – профессиональное качество учителя.
Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно выступает в качестве собеседника – школьник или его родители, коллеги по работе или член семьи самого учителя. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно.
Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.
Нередко учитель видит в родителях людей изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает беседу в повелительном «учительском» тоне, начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя – вы только оттолкнете собеседника. Ни о каких совместных действиях тут и речи быть не может: родители начинают жалеть своего ребенка, обвинять учителя, который в беседе с ними проявил себя таким несимпатичным человеком. Постарайтесь понять чувства отца и матери своего ученика, более того – найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей , проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству.
Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
Если только школа занимается воспитанием трудного подростка или юношей, а в семье он получает негативный опыт, усилия учителей будут безрезультатными. И, наоборот, отстранение школы от воспитания ученика и передача его, например, в руки милиции или направление на психиатрическую экспертизу при невмешательстве родителей также малоэффективно.
Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции., показывает его профессионализм.
Людям нравится ощущать собственное значение.
Один из способов привлечения родителей к сотрудничеству – подчеркивание его значения в этом процессе. Объясните отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка. В каком-то случае покажите несостоятельность их ориентации только на профессиональную карьеру. В другом – постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм родителя, его обращенность только на свои проблемы. Покажите, что в содержание его человеческого «я» входят не только моменты его личной жизни, но и в жизни его ребенка как его духовного продолжения. В третьем – укрепите уверенность отца или матери в самом себе, в том , что он безусловно может быть и терпеливым и настойчивым, что он может наладить жизнь и учебу своего сына или дочери.
Покажите родителям свою любовь по отношению к его ребенку.
Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только учитель показывает, что видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует и даже любит его. Согласитесь, что хорошее начало есть в каждом человеке, даже в самом отчаянном нарушителе или двоечнике. Кроме того, недисциплинированно часто ведут себя активные. Инициативные. Самостоятельные ребята, склонные к лидерству. Плохо учатся иногда те, кто либо имеет развитые интересы вне школы, либо те, у которых обучение было плохо организовано – из-за частой смены учителей, низкого профессионального уровня преподавания, несодержательной школьной программы.
Когда отец или мать видит дружелюбные глаза учителя и чувствует , что учитель тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной. Тут и можно переходить к сотрудничеству.
Ищите новые формы сотрудничества с родителями.
Участие родителей в работе школьного родительского комитета, ведение секций и кружков – это практически все, чем сейчас исчерпывается деятельность отцов и матерей в школе. Однако существует немало других форм сотрудничества родителей и учителя.
Упражнение «Взаимодействие».
Мы предлагаем краткое описание методики ведения конструктивного диалога, Надеемся, что выполняя правила и советы, вы сможете наладить взаимодействие с родителями трудных детей.
Правило 1.
Не стремитесь во что бы то ни стало отстаивать собственную позицию.
Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять собственное мнение. Если беседа с родителями происходит таким образом, то, возможно, учителю и удастся организовать совместную деятельность, а возможно - и нет. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда учитель докажет , что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.
Другими словами, основная цель беседы учителя с вызванными в школу родителями трудного ученика состоит не в том, чтобы упрочить свое доминирующее положение и доказать какой плохой у них ребенок, а в том, чтобы, объединить усилия школы и семьи.
Правило 2.
Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.
Не «переходите» на личности. Положительных результатов беседы учителя с родителями не достичь, если они начнут обсуждать черты характера ребенка, а закончат «дискуссией» относительно личностных особенностей друг друга. Разговор увязнет во взаимных упреках, обвинениях, подозрениях и стороны разойдутся врагами. В итоге учитель окончательно лишиться поддержки родителей и ему ничего не остается , как прибегнуть к административным мерам воздействия.
Чтобы избежать плачевного результата, направьте беседу на обсуждение проблем воспитания. Сформулируйте перед родителями ваш психолого-педагогический "Диагноз" учебной деятельности и поведения их ребенка: по каким объективным и субъективным причинам он плохо учится и нарушает дисциплину, что можно сделать , чтобы улучшить положение. Если ребенок запустил учебный материал, обсудите с родителями, как ему помочь подтянуться; если подросток плохо ведет себя на уроке потому, что он постоянно самоутверждается и демонстрирует свою «смелость» пред одноклассниками – предложите родителям поискать социально приемлемые формы деятельности, в которых их сын смог бы удовлетворить свою потребность в самоутверждении (спорт, подработка, художественная самодеятельность).
Продумайте с родителями и другие возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.
Правило 3.
Учитывайте личные интересы родителей.
Очень часто в беседе с родителями учитель требует , чтобы, они резко активизировали свое участие в воспитании ребенка, например, он советует, чтобы мать ушла с работы , или перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребенка.
Или предлагается, чтобы отец забросил все свои увлечения и занялся ребенком.
В какой-то степени эти требования обоснованы, но вряд ли можно всерьез надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с учителем мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они искренне этого хотят , но считают, что время потеряно и у них ничего не получиться.
Гораздо лучше , если учитель признает право родителей на интересную и содержательную жизнь, но предлагает привлечь к своим занятиям ребенка: можно брать сына на рыбалку, на художественные выставки в театр. Вообще посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами6 чинить машину, строить дачу, делать ремонт в квартире , ухаживать за больной бабушкой и т. д..
Правило 4.
Ищите варианты.
Случается так, что на беседу с вами приходят отец и мать , не имеющие никаких увлечений и интересных занятий. В этом случае ваша задача состоит в том, чтобы предложить им культурные формы их совместной деятельности с детьми либо в школе, либо вне ее. Заинтересуйте родителей в том, чтобы дети проводили с ними как можно больше времени.
Правило 5.
«Не верьте генетике»
К сожалению, учителя часто говорят так: «Разве этот ученик будет хорошо учиться и прилично себя вести в школе, ведь у него родители… (пьяницы, сидят в тюрьме и т. п.)». Разумеется, влияние наследственных особенностей и семейных условий на формирование характера и способностей ребенка огромно. Но это влияние не безгранично. Каждый учитель , опираясь на свой опыт, может рассказать о случаях , когда из «плохой» семьи выходил «хороший» ребенок. И, наоборот, из «хорошей» - «плохой».
Если с первого класса в школе относится как к ребенку «из плохой семьи», то он действительно начинает плохо учиться и нарушать дисциплину. И наоборот, удается выровнять успеваемость и поведение ребенка «из плохой семьи» при положительном, подкрепляющем отношении к нему учителя.
Правило 6.
«Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
Ваша беседа с вызванными в школу родителями трудного ученика пройдет успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противостояния и конфронтации с ними. Во-вторых , если вы смогли удержаться от упреков и обвинений. В третьих, если вы удачно сформулируете проблему воспитания и родители поняли и приняли формулировку. И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия. Следовательно, с полным основанием вы можете испытать профессиональное удовлетворение после разговора с родителями. Вы сумели объединиться с ними против общего «врага» воспитательной проблемы, разработать план конкретных действий.
|