Вторник, 24.12.2024, 01:15Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
Родительское собрание
Консультирование
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Вам пригодился мой сайт?
Всего ответов: 118
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Педагогическая мастерская


    Главная » Статьи » Работа с семьей » Консультирование

    Как наладить отношения между учителем и родителями?




    Каждый учитель знает, как
    нелегко вести беседу с вызванными в школу родителями трудных учеников. Если
    родители занимают оборонительную позицию и стремятся оправдать собственное
    невмешательство в воспитание своего ребенка, они обычно выдвигают аргументы: «Мы
    заняты на работе, у нас нет времени, чтобы воспитывать ребенка», «Мы
    перепробовали все меры, ничего не получается». Часто можно услышать от
    родителей: «Школа виновата в том, что наш ребенок такой невоспитанный», Школа
    должна воспитывать, а не мы!». Иногда родители просят: «Ребенок нас не слушает, помогите!», «Мы растеряны, не знаем, что делать, что вы посоветуете?».



    В любом из этих случаев
    учитель должен стремиться к конструктивному разговору с родителями. Как этого
    достичь?



    Упражнение «Нейтрализация».



         Данное упражнение
    направлено на то, чтобы учитель не попал под влияние родителей. Ведь если
    учитель потерял самостоятельность и «подыгрывает» родителям, достичь
    конструктивных результатов в разговоре, становиться невозможным. Если мать или
    отец, то попавший под его влияние учитель будет либо оправдываться, либо начнет
    угрожать: примем административные меры. Если же родитель показывает свою
    беспомощность, учитель, жалея его, Обещает «Что-нибудь предпринять», Чтобы
    изменить к лучшему поведение ребенка. Но и в том, и в другом случае нет
    реального, содержательного взаимодействия родителей с учителем и последний
    останется один на один со своей проблемой: низкой успеваемостью и плохим
    поведением ученика.



         Основная цель общения
    учителя с родителями трудного ребенка состоит не в оправдывающихся или
    агрессивно–обронительных действиях, не в том, чтобы принять на себя всю
    тяжесть коррекции поведения трудного школьника, а в том, чтобы, объединившись с
    родителями, помочь этому школьнику выправиться.



         На первой «Фазе» общения с
    родителем вы сопротивляетесь его эмоциональному воздействию. Для этого надо
    нейтральное состояние «резервуар" – пустой формы, не наполненной
    психологическим содержанием вашего собеседника. Не включайтесь эмоционально в
    ситуацию вашего разговора, будьте психологически отстранены от нее ,
    поддерживайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Как показывает опыт,
    вам необходимо будет «продержаться» примерно 15-20 минут, в течение которых
    родитель будет жаловаться на свою беспомощность. В первом случае постарайтесь
    молча выслушать и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой
    доброжелательности. Во втором случае спокойно кивайте вашему собеседнику,
    вставляйте некоторые нейтральные фразы, такие, например, как «Успокойтесь», «Я
    вас слушаю», «Я
      вас понимаю».



         Почувствовав вашу
    нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель постепенно
    «остынет». В конце концов он успокоиться, начнет формироваться психологическая
    готовность к конструктивному разговору.



    Упражнение «Равенство».



         Переходим ко второй фазе
    беседы.
      Теперь ваша задача –
    организовать равноправное взаимодействие с родителем.



    Способность к общению – профессиональное качество учителя.



         Учитель должен иметь
    высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и
    понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном
      случае неважно, кто именно выступает в
    качестве собеседника – школьник или его родители, коллеги по работе или член
    семьи самого учителя. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически
    грамотно.



    Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.



         Нередко учитель видит в
    родителях людей изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь
    заранее предварить их возможные возражения, он начинает беседу в повелительном
    «учительском» тоне, начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя – вы
    только оттолкнете собеседника. Ни о каких совместных действиях
      тут и речи быть не может: родители начинают
    жалеть своего ребенка, обвинять учителя, который в беседе с ними проявил себя
    таким несимпатичным человеком. Постарайтесь понять чувства отца и матери своего
    ученика, более того – найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные
    действия. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей , проявите
    сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение
    к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу
    сотрудничеству.



    Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.



       Если только школа занимается
    воспитанием трудного подростка или юношей, а в семье он получает негативный
    опыт, усилия учителей будут безрезультатными. И, наоборот, отстранение школы
    от воспитания ученика и передача его, например, в руки милиции или направление
    на психиатрическую экспертизу при невмешательстве родителей также
    малоэффективно.



        Объединить усилия педагога
    и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном
    признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении
    должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции.,
    показывает его профессионализм.



    Людям нравится ощущать собственное значение.



         Один из способов
    привлечения родителей к сотрудничеству – подчеркивание его значения в этом
    процессе. Объясните отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии
    ребенка. В каком-то случае покажите несостоятельность их ориентации только на
    профессиональную карьеру. В другом – постарайтесь разрушить внутренний
    эгоцентризм
      родителя, его обращенность
    только на свои проблемы. Покажите, что в содержание его человеческого «я»
    входят не только моменты его личной жизни, но и в жизни его ребенка как его
    духовного продолжения. В третьем – укрепите уверенность отца или матери в самом
    себе, в том , что он безусловно может быть и терпеливым и настойчивым, что он
    может наладить жизнь и учебу своего сына или дочери.



    Покажите родителям свою любовь по отношению к его ребенку.



         Психологический контакт с
    родителями возникает сразу же, как только учитель показывает, что видит положительные
    стороны в характере ребенка, симпатизирует и даже любит его. Согласитесь, что
    хорошее начало есть в каждом человеке, даже в самом отчаянном нарушителе или
    двоечнике. Кроме того, недисциплинированно часто ведут себя активные.
    Инициативные. Самостоятельные ребята, склонные к лидерству. Плохо учатся иногда
    те, кто либо имеет развитые интересы вне школы, либо те, у которых обучение
    было плохо организовано – из-за частой смены учителей, низкого
    профессионального уровня преподавания, несодержательной школьной программы. 



         Когда отец или мать видит
    дружелюбные глаза учителя и чувствует , что учитель тоже заботится о
    благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной. Тут и можно
    переходить к сотрудничеству.



    Ищите новые формы сотрудничества с родителями.



        Участие родителей в работе
    школьного родительского комитета, ведение секций и кружков – это практически
    все, чем сейчас исчерпывается деятельность отцов и матерей в школе.
      Однако существует немало других форм сотрудничества
    родителей и учителя.



    Упражнение
    «Взаимодействие».



         Мы предлагаем краткое
    описание методики ведения конструктивного диалога, Надеемся, что выполняя
    правила и советы, вы сможете наладить взаимодействие с родителями трудных
    детей.



    Правило 1.



    Не стремитесь во что бы то ни стало отстаивать собственную позицию.



         Часто бывает так, что
    каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять собственное мнение.
    Если беседа с родителями происходит таким образом, то, возможно, учителю и
    удастся организовать совместную деятельность, а возможно - и нет. Успешной
    можно назвать беседу не тогда, когда учитель докажет , что прав, а тогда, когда
    он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.



         Другими словами, основная
    цель беседы учителя с вызванными в школу родителями трудного ученика
      состоит не в том, чтобы упрочить свое
    доминирующее положение и доказать какой плохой у них ребенок, а в том, чтобы,
    объединить усилия школы и семьи.



    Правило 2.



    Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.



         Не «переходите» на
    личности. Положительных результатов беседы учителя с родителями не достичь,
    если они начнут обсуждать черты характера ребенка, а закончат «дискуссией»
    относительно личностных особенностей друг друга. Разговор увязнет во взаимных
    упреках, обвинениях, подозрениях и стороны разойдутся врагами.
      В итоге учитель окончательно лишиться
    поддержки родителей и ему ничего не остается , как прибегнуть к
    административным мерам воздействия.



         Чтобы избежать плачевного
    результата, направьте беседу на обсуждение проблем воспитания. Сформулируйте
    перед родителями ваш психолого-педагогический "Диагноз" учебной деятельности и
    поведения их ребенка: по каким объективным и субъективным причинам он плохо
    учится и нарушает дисциплину, что можно сделать , чтобы улучшить положение.
    Если ребенок запустил учебный материал, обсудите с родителями, как ему помочь
    подтянуться; если подросток плохо ведет себя на уроке потому, что он постоянно
    самоутверждается и демонстрирует свою «смелость» пред одноклассниками –
    предложите родителям поискать социально приемлемые формы деятельности, в
    которых их сын смог бы удовлетворить свою потребность в самоутверждении (спорт,
    подработка, художественная самодеятельность).



         Продумайте с родителями и
    другие возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали
    вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.



    Правило 3.



    Учитывайте личные интересы родителей.



         Очень часто в беседе с
    родителями учитель требует , чтобы, они резко активизировали свое участие в
    воспитании ребенка, например, он советует, чтобы мать ушла с работы , или
    перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребенка.



         Или предлагается, чтобы
    отец забросил все свои увлечения и занялся ребенком.



        В какой-то степени эти
    требования обоснованы, но вряд ли можно всерьез надеяться на то, что родители,
    длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с учителем
    мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они искренне этого хотят , но
    считают, что время потеряно и у них ничего не получиться.



        Гораздо лучше , если
    учитель признает право родителей на интересную и содержательную жизнь, но
    предлагает привлечь к своим занятиям ребенка: можно брать сына на рыбалку, на
    художественные выставки в театр. Вообще посоветуйте родителям вместе с детьми
    заниматься домашними и хозяйственными делами6 чинить машину, строить дачу,
    делать ремонт в квартире , ухаживать за больной бабушкой и т. д..



    Правило 4.



    Ищите варианты.



        Случается так, что на
    беседу с вами приходят отец и мать , не имеющие никаких увлечений и интересных
    занятий. В этом случае ваша задача состоит в том, чтобы предложить им
    культурные формы их совместной деятельности
     
    с детьми либо в школе, либо вне ее. Заинтересуйте родителей в том, чтобы
    дети проводили с ними как можно больше времени.



    Правило 5.



    «Не верьте генетике»



        К сожалению, учителя часто говорят так: «Разве
    этот ученик будет хорошо учиться и прилично себя вести в школе, ведь у него
    родители… (пьяницы, сидят в тюрьме и т. п.)». Разумеется, влияние
    наследственных особенностей и семейных условий на формирование характера и
    способностей ребенка огромно. Но это влияние не безгранично. Каждый учитель ,
    опираясь на свой опыт, может рассказать о случаях , когда из «плохой»
    семьи
      выходил «хороший» ребенок. И,
    наоборот, из «хорошей» - «плохой».



         Если с первого класса в
    школе относится как к ребенку «из плохой семьи», то он действительно начинает
    плохо учиться и нарушать дисциплину. И наоборот, удается выровнять успеваемость
    и поведение ребенка «из плохой семьи» при положительном, подкрепляющем
    отношении к нему учителя.



    Правило 6.



    «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».



         Ваша беседа с вызванными в
    школу родителями трудного ученика пройдет успешно, если, во-первых, вам удалось
    избежать противостояния и конфронтации с ними. Во-вторых , если вы смогли
    удержаться от упреков и обвинений. В третьих, если вы удачно сформулируете
    проблему воспитания и родители поняли и приняли формулировку. И, в-четвертых,
    если вы обсудили ваши совместные действия. Следовательно, с полным основанием
    вы можете испытать профессиональное удовлетворение после разговора с родителями.
    Вы сумели объединиться с ними против общего «врага» воспитательной проблемы,
    разработать план конкретных действий.
     


    Категория: Консультирование | Добавил: Nehlest (28.07.2010) | Автор: Нехведович Е.С.
    Просмотров: 7189 | Комментарии: 1 | Теги: работа с родителями трудных детей | Рейтинг: 5.0/4 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]