Еще полвека назад опытные учителя начальной школы зорко высматривали в рядах своих учеников тех, кто пытался писать левой рукой, и жестко пресекали подобные поползновения. А заботливые бабушки начинали волноваться еще раньше — с того момента, как малыш впервые протягивал ручонку к игрушке: не левша ли? Преимущественная активность левой руки на бытовом уровне рассматривалась как некоторая ущербность. Ну, и действительно: у всех правая, а у этого — левая. Непорядок! Обратной стороной представления об ущербности левшей являлось убеждение, что они могут обладать некоторыми выдающимися или мистическими способностями. Классический пример обнаруживается в русской литературе: знаменитый герой романа Лескова «Левша» подковывает блоху. Что здесь правда, а что миф? Действительно ли левши обладают выдающимися способностями? И нужно ли настаивать на том, чтобы малыши, предпочитающие левую руку, развивали правую?
Проблемы левшества и леворукости (оказывается, это не одно и то же!) интересуют науку (психологию, нейропсихологию, физиологию) в течение уже почти ста лет. И непонятного здесь гораздо больше, чем понятного. Левшество связано с асимметрией парных органов человека. Благодаря принципу биологической надежности человек наделен многими органами, дублирующими самих себя. У него пара легких, пара почек, пара глаз, пара рук, пара ног и т.д. Если один из парных органов отказывает, другой может частично принимать на себя его функции. Но полное дублирование природа, видимо, сочла роскошью. Как показывают наблюдения и эксперименты, парные органы у людей развиты неодинаково. Один из двух парных органов всегда является доминирующим. Преобладание левой части над правой и называется левшеством. Левшество может быть сенсорным, касающимся органов восприятия. А может быть моторным. Тогда оно касается преобладания левой ноги или руки. Причем возможны самые различные сочетания сенсорного и моторного левшества: у человека может доминировать правый глаз и правое ухо, но быть толчковой левая нога.
Леворукость является частным случаем моторного левшества. Частным, но вырастающим в огромную проблему. Для 85% населения земли правая рука является главной и издавна почиталась таковой в человеческой культуре. Вся наша цивилизация устроена согласно принципу «Удобно для праворуких» (включая изобретенный способ письма и принцип устройства книги: мы переворачиваем страницы справа налево правой рукой). Обычно мы над этим не задумываемся. Но стоит представить себе такую картинку: все двери и все ручки на дверях приспособлены для того, чтобы их было удобно брать левой рукой, — чтобы понять, как встречает мир леворуких людей. Педагоги старого поколения и родители прошлых десятилетий, приучая всех детей без разбора пользоваться правой рукой, руководствовались вполне понятными практическими соображениями: быть леворуким неудобно. Привычка пользоваться левой рукой, с их точки зрения, снижала адаптивные возможности ребенка.
Но оказалось, что проблему леворукости нельзя решить механическим способом. Приучить левшу пользоваться правой рукой можно: это доказано на практике. Так и медведя можно заставить кататься на велосипеде! Только это ему, медведю, с точки зрения его биологических функций и природного назначения ничего не прибавляет. А ребенку может сильно навредить. По мнению ученых, переучивание леворукого ребенка «на правую руку» может затормозить его развитие и привести к неврозу.
Объясняется это тем, что рука и ее развитие связаны с одним из больших полушарий мозга. Одно полушарие отвечает за работу правой руки, другое полушарие — за работу левой руки. «Ответственность» полушарий распределяется по зеркальному принципу. Правое отвечает за левое, и наоборот. Возможности правой руки определяются левым полушарием. У подавляющего числа людей левое полушарие является доминирующим. Именно в нем находятся главные центры речи — зона Брока и зона Вернике. Развитие правой руки взаимосвязано с развитием речевых центров. Особенно чувствительна эта связь в раннем возрасте, в период становления речи. У части леворуких детей картина оказывается перевернутой: речевые центры у них перенесены в правое полушарие. (И оно, соответственно, будет доминирующим.) Согласно зеркальному принципу, доминантное правое полушарие будет стимулировать доминантное развитие левой руки. В результате левая рука оказывается ведущей. Если препятствовать ее использованию в этом качестве, это может самым неблагоприятным образом отразиться на развитии речи и на общем развитии ребенка.
ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЕВШИ Александр Македонский Гай Юлий Цезарь Микеланджело Буонарроти Леонардо да Винчи Жанна д,Арк Наполеон Владимир Даль Иван Павлов Чарлз Спенсер Чаплин Брюс Уиллис Пол Маккартни Джордж Буш (старший) Билл Клинтон
|
Ситуация с передачей функций доминирования правому полушарию рождает массу вопросов. Перенос центров речи в правое полушарие вовсе не означает, что полушария автоматически меняются своими функциями. Правое полушарие отвечает за целостное восприятие, за образное и пространственное мышление. Эти функции за ним сохраняются. Но оно еще и нагружается «ответственностью» за речь. Может, это действительно ценное сочетание, благоприятствующее развитию способностей у детей. Однако это только предположение, не имеющее под собой научного обоснования. И пока нет серьезных оснований считать, что любой леворукий ребенок — потенциальный гений. Кроме того, не у всех леворуких детей правое полушарие является речевым, а только у 25—50% от общего числа левшей. Помимо генетической, существует еще и компенсаторная леворукость, возникающая в результате патологии беременности или родовой травмы, когда (вот он — принцип биологической надежности!) ответственность за развитие руки вынуждено брать на себя «чужое» полушарие. В этом случае у ребенка могут возникнуть сложности при обучении самым различным моторным навыкам. Главным образом, при обучении письму. И здесь очень важно, чтобы он учился писать именно левой рукой: становление навыка будет менее болезненным и более быстрым.
Чтобы не ошибиться в выбираемой педагогической стратегии, лучше вовремя определить, присущи ли малышу признаки леворукости. Особенно важно знать это перед его поступлением в школу. Специальное определение так называемого «мануального предпочтения руки» психологи советуют проводить в возрасте четырех-пяти лет. Квалифицированно это могут сделать только специалисты. Но «первые пробы» под силу провести и педагогам, и родителям — для того чтобы потом их подтвердили или опровергли психологи-профессионалы.
Фото Александра Степанова
Источники: В.В. Иванов. «Нечет и чет. Асимметрия мозга и динамика знаковых систем»; «Педагогический энциклопедический словарь» под ред. Б.М. Бим-Бада.
Данная статья была опубликована в № 16/2003 газеты
"Дошкольное образование”
издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
|