Издательство: М.: АРКТИ Год: 2005 Страниц: 400 Целостно и всесторонне представлена проблема нарушений чтения и письма (дислексии и дисграфии); рассмотрена структура процессов чтения и письма в норме и проявления их расстройств; дана полная и аргументированная поуровневая классификация специфических ошибок письма и чтения. На основе экспериментального Психолого-педагогического изучения школьников и опыта их коррекционного обучения автором разработана методика комплексного преодоления всего спектра выявляемых нарушений письменной речи, включая систему обучения синтетическим приемам чтения. В книгу включены разработки занятий, литературные тексты, таблицы, схемы, на базе которых строится коррекционная работа, а также материалы ролевого тренинга педагогов для усвоения предлагаемой методики преодоления дислексии и дисграфии. Пособие адресовано логопедам, учителям, психологам дошкольных учреждений и школ различных типов, студентам дефектологических факультетов и факультетов начального образования педагогических вузов, а также родителям.
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Часть I. НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Глава 1. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ 1.1. Письменная речь 1.2. Становление механизмов речи в онтогенезе 1.3. Эволюция пространственного различения 1.4. Психофизиологическая структура процесса письма 1.5. Психофизиологическая структура процесса чтения Глава 2. НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (ДИСГРАФИЯ, ДИСЛЕКСИЯ) 2.1. Этиология и патогенез нарушений письменной речи 2.2. Симптоматика дисграфии 2.3. Сложные случаи анализа ошибок 2.4. Эволюционная, или ложная, дисграфия 2.5. Трудности чтения и дислексия 2.6. Типология ошибок при дислексии Глава 3. ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ 3.1. Состояние латералиты и пространственной ориентировки 3.2. Состояние ориентировки во времени 3.3. Состояние двигательных функций руки 3.4. Состояние слухо-моторных координации 3.5. Состояние речевого внимания и фонематического восприятия 3.6. Состояние звукового анализа и синтеза слов 3.7. Особенности словарного запаса 3.8. Особенности грамматического строя 3.9. Особенности учебной деятельности 3.10. «Школьная зрелость» и готовность к усвоению грамоты Часть II. ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИСЛЕКСИИ, ДИСГРАФИИ Глава 1. СОЗДАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 1.1. Развитие пространственных представлений 1.2. Уточнение временных представлений 1.3. Обучение чтению 1.4. Виды чтения и письма в коррекционной работе 1.5. Проверка навыков письма Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 2.1. Звуки речи и буквы 2.2. Звуковой (фонематический) анализ слов 2.3. Два способа обозначения мягкости согласных на письме Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ 3.1. Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство 3.2. Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство Глава 4. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ 4.1. Выявление активного словарного запаса учащихся 4.2. Уточнение и расширение словарного запаса 4.3. Слоговой анализ и синтез слов 4.4. Типы слогов 4.5. Ударение в слове 4.6. Схемы слого-ритмической структуры слов 4.7. Безударные гласные 4.8. Состав слова Глава 5. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ 5.1. Словосочетание и предложение 5.2. Согласование
.
|