Суббота, 16.11.2024, 17:31Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
Книги для педагогов и родителей [45]
Книги для детей [121]
Статьи для педагогов и родителей [5]
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Библиотека


    Главная » Файлы » Обучение и воспитание детей » Книги для педагогов и родителей

    Психолог: В сказке не бывает возраста
    [ ] 01.12.2009, 21:32

    Детский и семейный психолог Сергей Попов


    20 ноября 2009
    Алена Андреева,  TUT.BY


    Никто не будет спорить о том, что сказки очень важны для воспитания ребенка и родители не должны лишать своих детей познания житейской мудрости. Должны ли мамы и папы самостоятельно читать малышам волшебные истории или можно обойтись аудиозаписью? Нужно ли объяснять сказку ребенку? На эти вопросы в студии TUT.BY ответил детский и семейный психолог Сергей Попов.


    Чем важны сказки с точки зрения психологического воспитания и здоровья?

    Сказки имеют огромное значение в развитии и росте ребенка. Каждая народная сказка представляет собой кладезь мудрости и универсальных ценностей, которые ребенок впитывает в себя. Ребенок, который слушал сказки в детстве, с которым родители обсуждали и разыгрывали сказки, оказывается более приспособленным к жизни, вырастает более творческим человеком, ему легче жить и справляться с трудностями.

    Все жалуются, что сейчас нет времени подумать даже о себе, а не то чтобы прочитать ребенку сказку. Включить аудиосказку, чтобы ребенок ее слушал, - это выход?

    Это, конечно, выход, но по опыту своих друзей, которые практикуют такие аудиоверсии сказок, могу сказать, что ребенку очень важно слушать сказки вместе с родителями. То есть в любом случае участие родителей обязательно.

    Но не каждый родитель хороший рассказчик. Должны ли они стремиться сами читать сказку или лучше предоставить ребенку сказку в красивом и качественном актерском исполнении? 

    Конечно, родитель сам должен стремиться читать сказку своему ребенку. Сюжет сказки построен таким образом, что ее сложно рассказать плохо. Она сама по себе заражает эмоцией, глубиной, захватывает не только ребенка, но и взрослого. Я думаю, что не обязательно быть хорошим рассказчиком, важно остановиться в своих сумасшедших буднях и чувственно что-то прочитать, вспомнить, рассказать ребенку. Сказка сама даст необходимую эмоциональность.

    Что, кроме непосредственного чтения сказок, должен делать родитель для того, чтобы воспитать психологически устойчивого, ответственного, честного гражданина и человека?

    Прежде всего, нужно внимание. Дети очень искренние человечки, то, что чувствуют, то и говорят, что им непонятно, они спрашивают. Просто это нужно услышать, увидеть. Сказка содержит в себе столько мудрости, что ребенок из нее возьмет то, что ему нужно в данный момент. Современные брендовые мультфильмы содержат в себе одну тысячную того, что может дать сказка.

    Как сделать эти глубинные смыслы понятными ребенку? Нужно ли объяснять все те пласты народной мудрости, которые хранят сказки?

    Сказка запоминается, и то, что ребенок не поймет сейчас, поймет потом. Любой взрослый может вспомнить сказки, которые ему рассказывали в детстве, а это значит, что он помнит их смысл и в определенный момент просто его осознает.

    Должен подбор сказки зависеть от возраста ребенка?

    Конечно, это было бы очень хорошо. Детям от двух до четырех лет прекрасно подходят сказки про зверей: дети в таком возрасте очень легко идентифицируют себя с каким-то героем сказки, проживают ее и извлекают определенный урок. Детям постарше больше подходят сказки про отношения, про людей, какие-то испытания, с которыми эти люди сталкиваются. Часто родители не знают, как объяснить ребенку, что такое любовь, обман, зависть, и в этом случае очень помогает сказка, которая образно объяснит самые сложные понятия.

    Должна ли сказка становиться реальностью для ребенка? До какого возраста можно поддерживать веру ребенка в сказку?

    У каждого ребенка есть период, до которого он склонен верить в сказку и принимать ее как реальность. Дети даже играют в сказку так, как будто она реальна. И это нормально. Дети прекрасно понимают, где реальность, а где вымысел, и такому процессу мешать не стоит. В какой-то момент ребенок сам понимает, что Дед Мороз - это не сказочный персонаж, а сосед, который цепляет бороду. Ему доставляет огромное удовольствие самостоятельно разоблачить этого соседа, и важно, чтобы ребенок сам сделал это открытие, без помощи родителей. Насильно насаждать реальность не стоит.

    Важно после прочтения сказки провести некоторые параллели с жизнью, чтобы ребенок мог соотнести ее с тем, как все происходит в реальности.

    Бывает, что родители называет ребенка каким-то вымышленным персонажем. Какие последствия могут быть для ребенка в таком случае?

    Такое бывает часто. К такому способу прибегают родители для того, чтобы поддержать ребенка, вселить в него некоторую уверенность, силу, какие-то способности. Но пока дети растут, они не только должны приобретать какие-то навыки, но должны понять, что они не всесильны, что у них есть какие-то ограничения, невозможность что-то сделать. Это очень важно для того, чтобы ребенок смог потом найти себя, в чем-то реализоваться, не браться за те дела, к которым не склонен. Это вопрос формирования самоидентификации, поэтому внушать ему всесильность нельзя.

    Говорят, что современный мир настолько жесток, что нужно сглаживать какие-то острые углы сказками. Какие сферы ни в коем случае нельзя превращать в сказку?

    В мире жестокости не больше, чем доброты, просто мы видим больше плохого, чем хорошего. Нельзя превращать в сказку сферу взаимоотношений между людьми, потому что важно слышать другого человека, чувствовать его. Нельзя переоценивать свои возможности, нельзя говорить, что если у ребенка что-то не получается, можно воспользоваться волшебной палочкой. Очень важно не замещать трудности ребенка волшебством, а учить его находить выход из ситуации.

    Если хочется подарить ребенку капельку волшебства, до какого возраста можно это делать?

    Ребенок есть в каждом человеке, и порой взрослому сказки так же интересны, как и малышам. Я думаю, ограничений в возрасте нет: и у шестидесятилетнего человека внутри живет ребенок. Конечно, детям они приносят больше пользы, потому что многому их учат.


    Читать вместе с этой статьей:

    Некапризная Екатерина. Сказки на ночь

    Алег Хаменка: Дыснэй чытаў усходнееўрапейскія казкі





    Категория: Книги для педагогов и родителей | Добавил: Nehlest | Теги: сказки для взрослых
    Просмотров: 1225 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]