Мои друзья
Когда ко мне друзья приходят, Игра в квартире происходит, У нас сражения, атаки – Не настоящие, не драки.
Но мама с папой говорят, Что слышать крики не хотят, Что у меня не те друзья, Что под дурным влияньем я.
И мы тогда во двор идем И там сражения ведем. Мы крепости сооружаем, Героев книг изображаем.
Мне нравятся мои друзья, Не под дурным влияньем я, Играть мне интересно с ними, И я горжусь, представьте, ими.
Вопросы и задания:
Почему родителям не нравятся друзья сына? Как вы думаете, должны ли родители выбирать друзей для своих детей? Часто ли к вам приходят в гости ваши друзья, и как реагируют на это ваши родители? Нравятся ли ваши друзья вашим родителям? Как вы поступаете, если родителям не нравятся ваши друзья? Творческое задание «Мне нужен друг»
Раздайте детям листочки и попросите их ответить на вопросы: Какое самое главное качество в друге вы цените? Что вы хотите делать вместе с другом? Чему бы вы научили своего друга?
Затем педагог зачитывает ответы детей, а они угадывают, кто автор того или иного сочинения. Лучший друг
– Кошмар! – воскликнула мама, рухнув на диван. – Мой сын связался с хулиганами и занимается неизвестно чем. Сергей стоял перед мамой молча. На нем был невообразимо грязный комбинезон с прожженными дырками на коленях. Светлые волосы его слиплись от грязи и пота, а кеды были облеплены мокрой глиной. Обычно Сергей успевал до прихода мамы умыться и спрятать все грязные вещи в пакет под кровать, но сегодня он забыл, что мама играет только в первом отделении концерта и вернется домой рано. Сергей столкнулся с мамой на лестнице и, конечно, она пришла в ужас: – Ты же будущий скрипач! Посмотри на свои руки: все в грязи и ссадинах, ты их испортишь таким отношением. Ты мальчик из приличной семьи музыкантов, и Антон твой тебе не компания. – Мама, Антон не хулиган, – возразил сын. – Он живет с дедушкой на берегу реки. Дед паромщиком работает, а Антон ему помогает и еще рыбачит. Дед отдал ему настоящую старую парусную лодку. Она немного рассохлась, но мы с Антоном просмолим ее и зашпаклюем. Будет как новенькая. Представляешь, как здорово плавать под парусами. Мы сможем отправиться в настоящее плаванье. Лодка большая, на ней даже кабина есть, чтобы спать. -Ужас, – испуганно воскликнула мама. – Лодку он чинил! Какая-то эксплуатация детского труда. Выброси в мусоропровод свое грязное тряпье, вымойся и исполни мне на скрипке второй концерт Бетховена. – Я не учил сегодня концерт, – признался Сергей, – и не могу выбросить комбинезон, потому что он не мой, а Антона. – Кошмар, ты надеваешь чужую одежду!? Мы что – нищие!? Сложи все в пакет. Завтра папа сам отнесет его Антону и запретит ему даже близко подходить к тебе. – Мама, я люблю реку и рыбалку. Антон научил меня плавать. Он взял меня в помощники. Все ребята хотели делать лодку, а он только меня взял. Ты это понимаешь? – крикнул Сергей сквозь слезы и убежал в свою комнату. «Неужели мама запретит мне встречаться с Антоном?» – думал мальчик в отчаянье. Он с ненавистью взглянул на скрипку, потом решительно вскочил, закрыл дверь своей комнаты на крючок и быстро собрал рюкзак. Теперь осталось только подождать, когда родители лягут спать. Весь вечер мама и папа по очереди стучали в дверь. – Сергей, пойми, ты талантливый парень и должен учиться, – говорила мама. – Сергей, открой дверь, – просил папа. – Ты образованный человек, как ты можешь общаться с какими-то рыбаками. Неужели рыбалка тебе нравится больше музыки?! Сергей сначала молчал, а потом взял в руки скрипку и начал разучивать любимый мамин скрипичный концерт, чтобы родители от него отстали. А мама и папа как назло долго спорили о чем-то и никак не успокаивались. Наконец, все стихло. Сергей взял рюкзак и на цыпочках прошел на кухню, чтобы взять какой-нибудь еды в дорогу. Свет из холодильника осветил часть кухни, и Сергей вздрогнул. Заплаканная мама сидела на диване. – Э-э, я что-то проголодался. А-а-а ты чего сидишь в темноте? – заикаясь, спросил Сергей. – Не могла уснуть, не поцеловав своего сына на ночь, – вздохнула мама. Сергей быстро запихнул рюкзак под стол, и мама сделала вид, что ничего не заметила. Она включила свет и накормила Сергея. О реке и лодке они больше не разговаривали. На следующий день Сергей проснулся поздно. Мама ушла на репетицию, но папа, к великому сожалению мальчика, был дома. – Привет, Серега, я взял отгул. Поехали вместе на рыбалку, – бодро предложил папа. – Ты даже за город с нами никогда не ездишь, и удочек у тебя нет?! – усмехнулся сын. – Удочки я у соседа одолжил, а лодку резиновую в прокате взял, так что пей чай и поехали. Сергей с папой доехали на трамвае до пристани, а потом речной пароходик отвез их на остров. Папа, сняв туфли и засучив брюки до колен, принялся накачивать лодку, но, к сожалению, она оказалась дырявой. – Не беда, – заявил папа. – Порыбачим с берега, а вечером вернемся обратно в город на пароходике. – Папа, пароходик, ходит только раз в сутки, – заметил Сергей. – Придется здесь ночевать. – Не беда, – снова повторил папа, – будем с тобой робинзонами, а маме я позвоню. Папа размотал удочку, размахнулся, и крючок впился в его рубашку. – Пап, ты решил предложить рыбкам себя на обед. Мне кажется, они больше любят червячков, – засмеялся Сергей. – Я забыл купить червяков! Ой, проклятый крючок, – закричал папа и затряс пальцем с вонзившимся в него крючком. Сын ловко вынул крючок из папиного пальца, забинтовал его носовым платком и усадил папу в тень прибрежных кустов. Затем он поднял полусгнившую корягу и быстро извлек из нее несколько червяков. Мальчик закинул удочки, воткнул их в мягкую землю, а сам принялся собирать дрова для костра. Через пару часов папа и сын сидели возле костра и смотрели на котелок с закипавшей ухой. – Сергей, откуда ты все знаешь и умеешь? – удивленно спросил папа. – Антон научил, – ответил сын. – Сначала я был такой же неумеха, как и ты. Все ребята надо мной смеялись, только Антон не смеялся. Он просто показывал, как нужно делать. Ты знаешь, папа, я всегда мечтал о таком друге, как Антон. Он даже у нас дома был, когда вы с мамой уезжали, и я играл ему на скрипке. Он сказал, что музыка похожа на ветер, надувающий паруса, и на всплеск волн под кормой парусной лодки. А потом он предложил мне вместе ремонтировать парусник. Папа и сын поужинали и улеглись прямо на теплый песок. Красные и синие всполохи пробегали по углям костра, а в темно-синем небе одна за другой загорались звезды. – В этом есть своеобразная поэзия, – задумчиво сказал папа. – Но надо вставать и делать шалаш. Ветер подул сыростью. Если ночью пойдет дождь, нам будет не до поэзии, – заметил сын. Ночью погода, действительно, испортилась. Шалаш какое-то время защищал их от потоков, льющихся с неба, но к утру отец и сын промокли до нитки. Папа дрожал мелкой дрожью и никак не мог согреться, даже когда Сергею удалось развести костер. К сожалению, под проливным дождем хлеб, галеты и сахар превратились в мокрую кашицу. Сергей вскипятил чай и грустно сказал: – Терпи, папа, может, пароходик и не приедет. Дождь черезчур сильный, да и на реке волны. – Все в порядке, сын! – ответил отец, стуча зубами о край кружки с горячим чаем. – Сергей! А-у? – раздался с берега знакомый голос Антона. – Мы здесь, сюда! – вскочил на ноги Сережа. Из-за мокрых кустов вынырнула фигурка мальчика в большом дождевике. – Ты откуда? – радостно бросился к другу Сергей. – Ваша мама пришла к нам и попросила вас спасти. Дедушка занят на пароме, а я сюда примчался на моторке, – объяснил Антон и протянул Сергею два запасных дождевика. Ветер дул с такой силой, что старая моторка с трудом продвигалась вперед, подскакивая на гребешках волн. Мальчик управлял моторкой спокойно, не обращая внимания на хлещущие струи воды и порывы ветра. Прощаясь, папа долго тряс Антону руку и благодарил. – Да ничего, дело привычное, – засмущался Антон и спросил Сергея: – Придешь завтра? – Сережа обязательно завтра придет, – ответил за сына папа.
Вопросы и задания: Почему родителям не нравился друг их сына? Почему Сергей гордился дружбой с Антоном? Как вы думаете, можно ли быть одновременно музыкантом и уметь многое делать своими руками? Почему отец решил поехать с сыном на рыбалку? Как бы вы поступили на месте родителей, если бы вам не понравился друг вашего ребенка?
Мнение детей Какие мне нужны друзья?
Дети начальной школы
Я, например, через Интернет знакомлюсь или подхожу и спрашиваю, как тебя зовут.
Мне нужны друзья, чтоб не предавали и чтоб делились.
Если не драться, не обзываться и быть вежливым, у тебя всегда будут друзья.
Друг должен не бросать в беде и помогать в трудном положении.
Если дарить все друзьям, то друзья помогут в нужную секунду. Нужно быть добрым и не указывать своим друзьям.
Нужно быть хорошим, добрым человеком. Я очень дружу с девчонками, но и с мальчишками тоже можно дружить: они очень веселые. Я хотела бы иметь красивого, умного друга, который не будет со мной драться.
Чтобы найти друзей, надо чем-то прославиться. Друг должен быть хорошим и умным.
Детям нужны друзья: хорошие и невредные.
У меня есть кошка, мне нужны друзья, но немного.
Я хочу иметь друзей похожих на меня.
Друзья нужны для расширения круга общения.
Дети средней школы
Мне нужны друзья, чтоб помогали в учебе.
Мне нужны друзья, чтобы повеселиться.
Мне нужны друзья, чтобы не было так одиноко.
Сейчас в Интернете всегда можно найти друзей, даже из других стран.
Я хожу на ролевую игру, и там всегда можно найти друзей.
Если ты не вредный, у тебя будут друзья.
Можно пойти на тусовку, если тебе нужны друзья.
У меня полно друзей, я очень общительная. Только нам негде собираться, если на улице холодно.
Я люблю животных, и они для меня лучшие друзья. Они меня лучше понимают, чем люди.
Раньше не каждый мог найти себе друга, а сейчас каждый может, если у него есть Интернет.
Моя мама мой лучший друг, она меня всегда понимает, но не папа. ИСТОЧНИК: Лопатина А., Скребцова М. Семейные заповеди.- М: Амрита-Русь, 2008
|