«Тематические недельки» - это комплекс развивающих занятий для детей от года до шести лет. Суть в том, что мама выбирает одну тему с учетом возраста (цифры, профессии, деревья, космос). На каждый день подбираются игры и упражнения, заранее заготавливаются демонстрационные материалы и пособия. Целесообразнее всего использовать уже готовые «Тематические недельки», созданные педагогами, психологами. Они подбираются с учетом физического, психомоторного развития ребенка. Тем не менее, игры и занятия могут подбираться мамой самостоятельно.
С чего все начиналось
«Тематические недельки» - детище Елены Даниловой, многодетной мамы, автора множества статей, книг и детских пособий, ведущей проекта «Раннее развитие детей». Первоначально «Тематические недельки» создавались для сына Елены – Саши и назывались «Санькины недельки». О том, как проходят занятия, Елена делилась с форумчанами и «недельки» имели большой успех. Многие мамы, не зная, чем занять своих малышей и как преподнести им нужную информацию, заинтересовались таким подходом и стали применять его к своим детям. Через год подписка на «Санькины недельки» стала платной. И, конечно, этого стоило ожидать, ведь эти развивающие занятия - целая обучающая методика, применить которую в домашних условия сможет любая мама. «Санькины недельки» не оставили равнодушными не только детей, но и некоторых взрослых, которые начали выпускать методические пособия, в общем и целом суть которых основывалась на методике Елены Даниловой. Сейчас можно встретить и «Тематические недельки», и «Тематические недели», и «Тематические недели вместе с мамой», однако «Санькины недельки» - это истоки всего того, что сейчас предлагают другие авторы.
Большой плюс «Тематических неделек» в том, что заниматься по этой методике можно совершенно бесплатно, если мама обладает фантазией и небольшим количеством времени для подготовки к занятиям. К тому же, на многих форумах, посвященных материнству и детству, мамы выкладывают свои «Тематически е недельки», где можно позаимствовать некоторые идеи для творческих решений.
Изучаем цвета А теперь от слов – к делу. Приведем пример «Тематической недельки» для малыша полутора-двух лет. Тема – изучение цветов. Стоит отметить, что брать во внимание сразу несколько цветов не рекомендуется, даже за неделю. Кроме того, усвоить сложные цвета и оттенки (розовый, фиолетовый, оранжевый) в этом возрасте для малыша будет достаточно сложно. Поэтому возьмем два цвета базовой палитры, в нашем случае это будет красный и желтый. Первые три дня придутся на изучение красного цвета, следующие три дня - желтого, в воскресение обобщаем пройденный материал и сравниваем оба цвета. Понедельник. Красный. Для начала стоит отметить, что если вы начали изучать какой либо цвет, как можно чаще обращайте внимание ребенка на окружающие предметы, которые имеют окраску э того цвета. «Вот видишь, это проехала красная машина…», «Какое мы сейчас дадим Мише яблочко, красное, румяное…». Еще один простой способ преподнести материал: найти в квартире предмет нужного, в наше случае красного цвета, например, носок и отправиться в поисках других красных предметов. Это может быть кубик, носик у клоуна, машинка и пр. Наверняка у вас есть (но можно и купить) книга по изучению цветов. Обратите на нее внимание, читайте стихи про красный цвет, истории, рассказы. Скачайте фотографии предметов красного цвета: машина, платье, диван и прочие понятные ребенку вещи. Устроите демонстрацию этих предметов, называя при этом: это красный диван, это красная машина. Купите красный воздушный шарик. Ребенок будет играть с ним, а вы тем временем обращайте его внимание на то, что он красный. Например: «Принеси мне вон тот красный воздушный шарик». Вторник. Красный. Пункт 1 занятия в понедельник. Займемся аппликацией. Нарисуем толстым фломастером на листе бумаге яблоко. Возьмем красную цветную бумагу. Разорвем ее на мелкие небольшие кусочки. Пусть ребенок вам в этом поможет. Теперь начинаем приклеивать эти кусочки к нашему рисунку, «закрашивая» яблоко. В конце можно сказать что-то вроде: «Вот какое красивое красное яблоко у нас получилось!». Ко всему прочему, такая аппликация – отличное занятие, развивающее мелкую моторику. Лепим из пластилина предметы красного цвета, например, цветок. Обращаем внимание на то, что лепестки у цветка красные. Пусть малыш лепит красные шарики, красные колбаски. Среда. Красный. Пункт 1 занятия в понедельник. Делаем заготовку из цветной бумаги: вырезаем цветочек и бабочку. Пусть красная бабочка сядет на красный цветочек. Если вы разрешаете своему ребенку смотреть мультфильмы, покажите ему что-нибудь из развивающей серии про красный цвет (такие можно скачать в интернете). Четверг. Желтый. Пришло время желтого цвета. Изучаем его подобным образом: обращаем внимание на желтые предметы в доме, на улице. Ищем желтые предметы дома. Показываем заранее скачанные картинки предметов желтого цвета. Читаем стихи, рассказы, истории, где есть упоминание желтого цвета. К середине недели ваш красный шарик, наверняка начнет сдуваться, самое время надуть желтый! Пятница. Желтый. Пункт 1 занятий в понедельник Купите раскраску или нарисуйте заранее на листе бумаги толстым фломастером банан, солнышко. Пусть ребенок раскрасит их желтым цветом. Лепим из пластилина желтое солнышко, цветок с желтой серединкой. Суббота. Желтый. Если за окном осень, обратите внимание на листья деревьев, они стали желтыми. Придя домой, достаньте заранее сделанную заготовку: нарисованное на листе бумаги дерево с ветками. Предложите малышу приклеить дереву желтые листья. Такое занятие можно предложить ребенку, изучая зеленый цвет. Или же вылепите из пластилина желтого ежика, сделав ему иголки из спичек. Покажите ребенку мультфильм про желтый цвет. Делаем заготовку: вырезаем желтые тарелки и фрукты-овощи – банан, лук, репка. Кладем желтый банан на желтую тарелку и.т.д. Воскресение. Красный и желтый. Время подвести итоги и сравнить пройденные цвета. Возьмите детали конструктора красного и желтого цветов. Попросите ребенка рассортировать их. Нарисуйте красную майку, оставьте при этом место для одной-двух полосок, пусть ребенок раскрасит эти полоски желтым цветом. Если позволяет время года, порисуйте желтым и красным мелками на улице. Если нет, вылепите из пластилина картинку на листе бумаги: желтое солнышко, под которым растет красный цветок.
Как это бывает на самом деле
Заниматься по методике «Тематических неделек» очень удобно. Если у вас нет времени, можно учиться, играя, и как бы между делом. Наблюдать за предметами, обращать внимание на то, что вы сейчас изучаете (цвет, фрукты, животные). Главное определить тему. Таким образом, ваши развивающие занятия буду не стихийными, а последовательными. В заключение, добавим немного практики. Вот как прошел первый день изучения красного цвета у моего сына Гриши (на тот момент ему был год и три месяца). Это своеобразный отчет пройденного дня. Кстати, перечитывая эти записи несколько лет спустя, вы окунетесь в приятные воспоминания. Вы уже успели позабыть какие-то детали в развитие малыша. Перечитывать их можно всей семьей. Понедельник. Красный. 1. Фото с красными предметами. Накануне я накачала фотографий с изображением предметов красного цвета (машины ?ягоды, диван, платье). После завтрака и умываний я сообщила Грише, что сегодня мы будем изучать красный цвет, и предложила ему посмотреть картинки. Ребенок был дико рад т.к. к ноутбуку мы его обычно не подпускаем. Он называл предметы, а я повторяла названия со словом «красный (ая)». Яркие, красивые картинки ему понравились. 2. Ищем предметы красного цвета по квартире. Затем мы прошлись по квартире в поисках предметов красного цвета (кубики, игрушки, одежда и пр.) . В принципе ненадолго, но занятие его увлекло. 3. На прогулке обращаем внимание на предметы красного цвета. Мы обожаем машины. Обычно Гриша тычет пальцем в каждую со «словами» - «Ооооо!» или «Дядя» (то есть дядина машина). Я просто прибавляла, что машинка красная. Плюс весь день обращали внимания на красные предметы (яблоко, которое он ел, например). 4. Надуть красный воздушный шарик. Мне просто хотелось надуть шарик, чтобы ребенок с ним поиграл, а заодно и закрепил понятие «красный». Но мы так ничего и не надули, я пол дня занималась ремонтом в бабушкиной квартире и шарики купить не успела. Планировала вместо этого устроить купание с красной пальчиковой краской, но и покупаться нам не удалось – я пекла лазанью и что-то было не до купаний 5. Аппликация «Яблоко» Нарисовала черным маркером яблоко. Взяли клей, красную бумаги, порвали ее на кусочки (Гриша рвать не стал, у него не получалось отрывать маленькие кусочки, как книжки рвать – так получается) и стали приклеивать их на яблоко, тем самым «закрашивая» его в красный цвет. Наш папа оторвался от компьютерного стула (!!!) и сел рядом. «Это ты нарисовала?», «Да» «Красиво…» Папе нравилось наблюдать за нашей игрой. Воспитательный процесс распространился дальше, чем я могла подумать. Клеить Грише понравилось, но больше пяти минут он не просидел, побежал нарезать круги вокруг стола. Я доделала до конца сама, периодически приглашая его посмотреть, последний кусочек он приклеил сам. Я попутно объясняла, что яблоко нужно сделать красным. В конце дня, когда мы умывали лицо и руки, я спросила Гришу, помнит ли он, что сегодня мы изучаем красный цвет. Он ответил, что да. Тогда я попросила его показать что-нибудь красное в ванной (при этом судорожно ища в поле зрения красный предмет и не находя его). Гриша взял тюбик зубной пасты и пальчиком показал на маленький красный квадратик на ней. День не прошел даром. МАТЕРИАЛ перепечатан с сайта www.pervenez.ru
|