На чердаке жило множество старых вещей. Старый стол и стулья, старый сундук и абажур. На столе стояли часы, которые называли себя старинными часами, но они уже давно стояли. Рядом с часами на столе лежал футляр. Никто не знал, что прячется в этом футляре, пока один любопытный мышонок не прогрыз в нем дырку.
Мышонок вылез из футляра и сообщил:
– Там прячется неизвестный зверь. Туловище у него закругленное внизу, с выемками по бокам. Шея длинная и узкая, а головка изогнутая, и с каждой стороны по два ушка.
– Так много ушей? Наверное, слух у этого зверя лучше мышиного, – заметил папа мышь.
– Я забыл сказать, что на шее у зверя натянуты железные жилки. А рядом с ним лежит палочка с волосками, – добавил мышонок.
– Ой, неужели он будет драться своей палочкой?! – воскликнула мама мышка.
– Пусть попробует, я его… – запищал папа мышь, но его перебили старые часы.
– Глупые, мыши. Это же скрипка, музыкальный инструмент.
Тут вдруг раздался щелчок, футляр открылся, и все увидели скрипку.
Она огляделась и тихо прозвенела:
– Здравствуйте, как долго я спала. Надеюсь, вы любите музыку?
– А что такое музыка? – спросил любопытный мышонок.
– Как, вы не знаете, что такое музыка? – застонала скрипка.
– Нет, не знаю, у нас на чердаке нет музыки, – ответил мышонок.
– Музыка – это, когда я пою, а мои струны звенят и вибрируют. В общем, музыка – это музыка. Ее надо слушать, а не рассказывать о ней, – взволнованно объяснила скрипка.
– Дорогая скрипка, исполните нам что-нибудь. Пусть мышки хотя бы раз в жизни услышат настоящую музыку, – попросили часы.
– Хорошо, – прозвенела скрипка и напряглась, но кроме тихого звона ничего не получилось. Она снова напряглась, и снова раздался еле слышный звон струн.
– Ничего особенного нет в этой музыке, – сказала мама мышка, и все согласились с ней.
На скрипку перестали обращать внимание, и она лежала несчастная и молчаливая.
Через некоторое время смычок тихо прошелестел:
– Струны, почему вы разучились петь? Может, вы заболели или потеряли музыку?
– Мы не заболели, – обиженно прозвенела первая струна.
– И не разучились петь, – откликнулась вторая струна.
– Между прочим, струна была первым музыкальным инструментом. Когда охотник отпускал натянутую тетиву, она звенела. Так человек впервые понял, что в струне живет музыка, – обстоятельно объяснила третья струна.
– Это ты, смычок, заболел, ослаб и потерял музыку, – колко заметила четвертая струна.
– Вовсе нет. Пусть я маленький и хрупкий, но внутри у меня огромная сила музыки. Конский волос, натянутый на меня, даже вибрирует от нетерпения и желания извлечь чудесные звуки музыки, – обиженно просипел смычок.
– Вы зря спорите. Я думаю, вам не хватает самого главного – человека, – скрипнули часы. – Только человек может оживить вас и заставить звучать.
– Меня, впрочем, тоже может завести только человек, – вздохнули часы.
– Дорогие часы, давайте позовем человека, – попросила скрипка.
– Бесполезно, сюда уже давно никто не приходит, – ответили часы.
– Я не могу жить без музыки, давайте попробуем, – взмолилась скрипка и тихо зазвенела. Часы попытались качнуть маятником, их шестеренки повернулись, и раздалось одиночное «бом». Шкаф заскрипел дверцей, а мыши запищали.
Вдруг все услышали громкие голоса людей и смолкли. Пожилой голос ворчал:
– Куда ты меня тащишь, внучка? В моем возрасте тяжело по чердакам лазить.
– Бабушка, там кто-то живет. Я слышала шум, но боюсь одна идти, – ответил голосок девочки.
Дверца в полу заскрипела, и бабушка с внучкой поднялись на пыльный чердак.
– Ой, бабушка, смотри, скрипочка! Неужели она может играть? Какой маленький смычок, – щебетала девочка.
– Это же моя первая детская скрипка, – с улыбкой ответила старушка.
Она взяла скрипку в руки, ласково протерла ее и подкрутила колки. Положив скрипку на плечо, старушка прижалась к ней подбородком и взмахнула рукой со смычком.
Нежные хрустальные звоны рассыпались по чердаку.
– Бабушка, это настоящая музыка, – восхищенно прошептала девочка.
– Да, это настоящая музыка, – откликнулись часы.
– Так вот, что такое музыка, – пропищали мышки под старым диваном.
С тех пор струны и смычок снова трудятся вместе. Они учат маленькую девочку играть на скрипке. Иногда скрипку берет в руки бабушка, и весь дом наполняется щемящими сердце нежными звуками музыки.
Тогда мышки спускаются с чердака послушать пение скрипки. А часы, которые теперь переселились в комнату, назидательно тикают:
– Тик-так, вы слышите, тик-так, это музыка! Она живет не только в струнах, смычке или скрипке. Настоящая музыка живет в человеке.
Вопросы и задания Почему все в доме забыли о скрипке? Как бы вы объяснили человеку, никогда не слышавшему музыку, что это такое? Где еще живет настоящая музыка? Нарисуйте, как мышки учатся играть на скрипочке. Что меняется в доме, когда в нем звучит музыка?
Нарисуйте старинные часы из сказки в форме музыкального инструмента.
Источник: А.Лопатина, М.Скребцова. Волшебный мир музыки. М: Амрита-Русь. 2009
|