Тематические установки:
·
Красота зеленого платья земли.
·
Роль лесов и растений в жизни людей.
·
Как люди относятся к лесам и растениям.
·
Что люди могут сделать, чтобы сберечь, деревья и растения.
Как
березовый листочек родился
Посреди поляны в лесу росла большая береза.
Много у нее было гибких и густых ветвей, и каждое лето на них появлялись новые
маленькие веточки. Одна маленькая веточка выросла на самой верхушке березы.
Подарила ей береза в день рождения крохотный зеленый березовый листочек.
Страшно было малютке листочку на такой
высоте под ветром качаться, но вскоре у него появились друзья, и он перестал
бояться. Много друзей было у листочка, но самые лучшие – капелька-росинка и солнечный зайчик. Утром,
как только листочек просыпался, капелька-росинка умывала его. Когда солнышко
поднималось над лесом, солнечный зайчик прилетал, чтобы искорки в
капельке-росинке зажечь. Листочек улыбался и весело шелестел:
– Как
хорошо жить! Как пригожи деревья вокруг! Как красиво зеленеет земля! Какое
чудесное голубое небо!
–
Кар-кар! Глупости! – закаркала ворона. Она ночевала на березе и услышала
слова листочка. – Не радуйся. Жить тебе недолго. Придет зима и погибнешь. А еще
страшнее люди. Придут и погубят твою
березу, заплачешь тогда.
–
Мама береза, неужели скоро придет зима, и я погибну? – испугался
листочек.
– О
зиме тебе рано думать. У тебя все впереди, –
ласково ответила береза.
– А
почему люди такие страшные? – снова спросил листик.
–
Люди разные бывают. Те, которые любят нас, совсем не страшные, – ответила береза.
– А
какие люди страшные? – не успокоился листочек.
– Те,
которые губят деревья, – сердито
ответила береза.
–
Зачем они делают это? Разве мы плохие? – спросил листочек.
– Не
думаю, что мы плохие. Мы красивые,
– задумчиво проговорила береза.
– Я много раз слышала, как люди говорили
обо мне: «Какая красавица пушистая, просто загляденье. Один человек даже песню мне спел про березу».
Березовая роща
Стволы свои полощет
В небесной
вышине,
В ее голубизне.
– Еще
мы пользу приносим, – продолжала береза.
– Мы воздух очищаем, даем людям бревна,
доски и даже бумагу. А люди иногда просто так ломают наши ветки, стволы
ножиками и топорами ранят. Хорошо, если рана неглубокая и быстро заживет. Но в
глубокие раны забирается гниль, тогда мы болеем и погибаем.
–
Почему деревья не скажут человеку, что так нельзя? – спросил листочек.
–
Деревья беззащитные и молчаливые, –
сказала береза.
– Я
буду защищать деревья, – громко крикнул
крохотный березовый листочек.
Вопросы и задания:
·
Какие деревья вам нравятся больше всего?
·
Расскажите, какие деревья растут возле вашего дома.
·
Расскажите, какую пользу деревья приносят людям.
·
Как вы думаете, может ли человек обойтись без деревьев?
·
Как деревья заболевают? Каким образом происходит загнивание дерева?
·
Для чего люди срубают молоденькие деревца?
Творческое задание «Деревья в нашей
жизни»
Нарисуйте на листе ватмана большое дерево
без веток. Попросите детей внимательно посмотреть вокруг себя и вспомнить все,
что сделано из деревьев и с помощью деревьев. Дети по очереди перечисляют все, что деревья
дают людям. По мере перечисления, педагог рисует на дереве ветки.
Затем ватман переворачивается, а педагог
просит детей посмотреть вокруг и сказать, что исчезнет из нашей жизни, если
деревьев не станет.
Рисунок «Листочек и его друзья»
Нарисуйте
веточку с зеленым березовым листочком и его друзей - капельку росинку и
солнечный лучик.
Источник: А. Лопатина,
М. Скребцова. Экологическое воспитание дошкольников. Из серии «Беседы о воспитании».- М: Амрита-Русь.
|