Тематические установки: Роль воды в жизни растений, людей и животных. Что такое круговорот воды в природе? Как люди должны относиться к воде? Почему воду надо беречь? Маленькая Капелька летит на землю
Маленькая Капелька Воды жила в большом пушистом облаке.
– Растите быстрее, детки, – говорило облако капелькам. – Всем жителям земли нужна вода. Самое важное дело для каждой капельки - напоить кого-нибудь.
Все капельки молча росли, только одна любопытная Маленькая Капелька Воды летала по облаку и спрашивала обо всем:
– А лесу нужны капельки?
– Да, конечно, деревья погибнут без воды,– отвечало облако.
– А полю нужны капельки?
– Трава без воды высохнет, – объясняло облако.
– Я крохотная, и не смогу напоить даже травинку, – расстроилась Маленькая Капелька.
– Капелек много, и всем хватит воды, – успокоило капельку облако и велело:
– Приготовьтесь, капельки. Внизу город и люди. Мы подарим им дождик.
– Ой, смотрите, люди прячутся от нас! – удивилась Маленькая Капелька.
– Люди почему-то боятся дождика и открывают зонтики, когда он идет, – грустно вздохнуло облако.
– А маленькие люди не прячутся, они прыгают и смеются, – заметила Маленькая Капелька.
– Это дети, они любят дождик, – улыбнулось облако и скомандовало:
– Капельки, летите вниз!
Тут же пошел дождик, и Маленькая Капелька полетела вместе со всеми вниз, на землю.
Она упала на асфальт посреди двора, прямо в лужицу.
– Спасибо, что помогла мне, Маленькая Капелька, – забулькала лужа. – Я чуть не высохла, но ты и твои сестрицы капельки снова наполнили меня.
– Я прилетела сюда, чтобы поиграть с детьми, – ответила Маленькая Капелька.
– Сейчас вечер, и дети ушли домой, – объяснила лужа. – Завтра днем ты их увидишь, если не испаришься и не улетишь снова на небо, – булькнула лужа.
– Я не хочу никуда улетать, – возразила Маленькая Капелька.
– Это от тебя не зависит. Если жаркий луч согреет тебя и превратит в пар, ты улетишь обратно на небо. Там ты снова будешь жить в облаке, пока не вырастешь, а потом опять прилетишь сюда, на землю. Так вода в природе совершает круг. Этот великий закон воды называется круговоротом, – объяснила лужа.
– Я не буду улетать обратно на небо, – упрямо повторила Маленькая Капелька.
Потом она опустилась на дно лужи и задремала.
Вопросы и задания Откуда берется дождик? Кто дождик любит, а кто, наоборот – нет? Кому помогает дождик? Любите ли вы дождик? Может ли одна маленькая капелька напоить кого-нибудь? Как вы думаете, сколько нужно капелек, чтобы напоить дерево? Что произойдет с землей, если дождик исчезнет? Расскажите, как происходит круговорот воды в природе.
Динамическая игра «Круговорот воды»
Начертите на полу круг, который будет обозначать облако. Все дети – капельки в облаке. Один человек ведущий, он играет роль облака.
Педагог читает стихотворение.
Дождь зеленый лес полил,
Все деревья напоил,
Кустики умыл, цветочки,
Все поля, луга и кочки.
И под каплями дождя
Улыбается земля.
Зеленеет, хорошеет,
Все на ней цветет и зреет.
В поле колоски растут,
Маки на лугу цветут,
Яблочки в садах краснеют,
Овощи на грядках зреют.
Дождику подставь ладошки,
Пусть помоет их немножко,
С капельками подружись,
Поиграй и покружись.
Когда стихотворение заканчивается, педагог включает музыку, и ведущий командует: «Идет дождик». Все капельки разбегаются в разные стороны.
Когда музыка останавливается, капельки тоже останавливаются. Те, кто не успел остановиться, садятся на стульчики и рассказывают, кого они напоили. Ведущий должен запомнить и перечислить всех о чем, рассказали дети.
Рисунок «История капельки»
Понаблюдайте за каплей дождя на оконном стекле, на лепестке цветка, на листочке, на щеке и т.д. Нарисуйте и расскажите историю из жизни дождевой капли.
Источник: А. Лопатина, М. Скребцова. Экологическое воспитание дошкольников
ПРОДОЛЖЕНИЕ
|